search
main
0

Приятного аппетита. Урок-исследование в форме интеллектуального путешествия на тему «Давление газа»

Цели урокаОбразовательные: ознакомиться с понятием «давление газа»; опытным путем выяснить, какое применение можно найти для давления газа в жизни и технике.Развивающие: развитие учебно-познавательной и исследовательской компетенции учащихся, аналитических навыков, познавательного интереса к предмету, к литературе, окружающему миру, развитие культуры мышления, коммуникативной компетенции, формирование учебно-информационных универсальных учебных действий.Воспитательные: воспитание культуры общения, уважительного отношения к чужому мнению, толерантности, ценностного отношения к слову.Сверхзадача урока: убедить учеников в том, что решение задачи очень часто находится за рамками самой задачи.

Ход урока1.    Организационный моментЗвучит фоновая музыка с шумом волн, воссоздающая романтику странствий.Учитель: Я приглашаю вас сегодня в интеллектуальное путешествие к познанию. Маршрут путешествия отражен на карте. У каждого из вас есть личный бортовой журнал, в котором вы по ходу путешествия  будете фиксировать свои впечатления, наблюдения, выводы. А что же такое, по-вашему, познание?Ученики делают предположения.Учитель: Давайте обобщим сказанное. Слово «познание» имеет два значения. Познание – процесс приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание – сумма знаний в той или иной области.Предлагаю путешествовать под девизом…На экране появляется слайд с надписью: «Сомневаясь, приходи к…» (учитель озвучивает).Продолжите фразу великого древнеримского политика, мыслителя, философа и оратора Цицерона в своем бортовом журнале, дописав одно слово. На это я даю вам 1 минуту.Ученики озвучивают предположения и аргументируют их.Учитель: Ребята, а интересно вам узнать, как закончил эту фразу сам Цицерон?На экране появляется слайд с надписью: «Сомневаясь, приходи к истине».2. Создание проблемной ситуацииПеред учителем поднос, на котором находится что-то под платком.Учитель: Чтобы проследить этот путь от сомнений к истине, предлагаю вам решить учебную задачу, которую я назвал «Завтрак для интеллектуала». Учитель убирает платок в сторону.Учитель: Пожалуйста, ответьте на вопрос. Возможно ли самопроизвольное падение яйца внутрь бутылки? Мы не можем нажимать на яйцо руками или другими твердыми предметами. Яйцо должно остаться целым.Ученики делают предположения. Обосновывают их.Учитель: Только что мы выдвинули с вами несколько гипотез. Какие действия нужно провести, для того чтобы их доказать или опровергнуть и прийти к истине?Дети делают предположения. Учитель пишет варианты на доске: «Провести опыты», «Объяснить опыты», «Изучить теорию вопроса» и так далее.3. Анализ проблемной ситуацииУчитель: Ребята, мы приближаемся к мысу Экспериментальному.На экране появляется надпись «Мыс Экспериментальный».Перед вами на столах коробки со знакомыми вам с детства предметами. Откройте коробку и достаньте предмет, который в ней лежит, положите его на стол. У каждого ряда, как вы заметили, он свой. У первого ряда это воздушный шар, у второго – свисток, у третьего – набор для пускания мыльных пузырей. На экране появляются фотографии с изображением предметов.Вы когда-нибудь задумывались, ребята, как эти предметы работают? Проведите с вашим предметом эксперимент и сделайте записи в своем бортовом журнале. Вы можете обсудить опыт в парах – с соседом по парте. Время на работу – 3 минуты.Учитель: Итак, ребята, время истекло. Кто готов поделиться своими наблюдениями? Попытайтесь не только описать, но и объяснить опыты, которые вы проделали со своими предметами. Какие физические явления, величины или принципы лежат в основе работы этих детских игрушек?Ученики – представители трех рядов – отвечают.Учитель: Попытаемся обобщить наши наблюдения. Какой общий физический принцип лежит в основе работы этих предметов?Ученики: Принцип работы этих предметов основан на том, что газы оказывают давление одинаковое во всех направлениях.На экране появляется надпись: «Газы оказывают давление одинаковое во всех направлениях».Учитель: И это будет общим выводом нашей работы. Что открываем мы с вами, ребята, в нашем интеллектуальном путешествии? Какова тема нашего урока?Ученики: Давление газа.Учитель: Давайте запишем тему урока и сформулированный вами вывод в бортовой журнал.Прямо по курсу бухта Теоретическая. Предлагаю всем вместе выполнить задание «Вставь пропущенное слово». На экране появляется текст задания: Вставьте в предложения пропущенные слова. Варианты слов указаны  под предложениями в словах для справок.Давление газов обусловлено ____________  ____________ о стенки сосуда. Давление газа одинаково по всем направлениям вследствие ____________ движения молекул. При уменьшении количества молекул давление газа ____________, а при увеличении – ____________. Слова для справок: уменьшается, размерами сосуда, увеличивается, равномерного, хаотического, одинакового, ударами молекул, не изменяется.Учитель: Каждый пропуск соответствует одному слову. Обратите внимание на то, что справочные слова даны в избыточном количестве. На выполнение задания я даю вам 3 минуты.Ученики выполняют задание.Учитель: Ваше время истекло. Проверьте себя. Ничего не исправляя в своих листах, поставьте над словом «+», если вы вставили его правильно.На экране появляется ответ: Давление газов обусловлено ударами молекул о стенки сосуда. Давление газа одинаково по всем направлениям вследствие хаотического движения молекул. При уменьшении количества молекул давление газа уменьшается, а при увеличении – увеличивается. Учитель: Вооружившись теоретическим инструментарием, мы продолжаем путешествие. На нашем пути причал Литературный. Давайте вспомним нашу интеллектуальную задачу. Находясь на данном этапе познания, возможно ли решить ее? Знаете, ребята, размышляя над ней, я неожиданно для себя нашел решение в литературном произведении. Предлагаю вам проверить верность моей догадки, ознакомившись с отрывком из книги Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Читая текст, вы можете подчеркивать, выделять карандашом ключевые слова и предложения, которые помогут вам найти ответы на проблемные вопросы, указанные перед текстом. Я даю вам 2 минуты на чтение текста.Пока ученики читают текст и отвечают на вопросы, тихо звучит легкая фоновая музыка с шумом прибоя и криком чаек.Фрагмент из повести Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» (опубликован на сайте «Учительской газеты»).Эвристическая беседа.Учитель: Что заставляет яхту двигаться? Объясните это на языке физики.Ученики: Ветер оказывает давление на парус яхты, поэтому она движется.Учитель: В какую ситуацию попал Врунгель со своей командой? Как он смог решить эту проблему? Какие физические явления и принципы лежат в основе этого решения? Ученики: Дело в том, что внутри бутылки с содовой находится большое количество газов, которые оказывают давление на пробку изнутри бутылки. Снаружи на бутылку и пробку давит атмосфера. Так как давление газов внутри бутылки намного больше атмосферного, пробка начинает двигаться из зоны с большим давлением в зону с меньшим давлением.4. Предложение вариантов решенияУчитель: Давайте снова вернемся к задаче с бутылкой и попытаемся применить полученные вами знания к нашей ситуации. Подумайте в течение минуты и предложите свои решения, обязательно аргументировав их. Вы можете посовещаться в парах.Ученики: Если сделать так, чтобы внутри бутылки давление газов было меньше, чем давление газов снаружи (меньше атмосферного давления), то яйцо, подобно пробке в истории капитана Врунгеля, будет двигаться из области большего давления в область меньшего давления. То есть атмосфера вдавит яйцо в бутылку. Для этого можно нагреть воздух в бутылке, кинув в нее горящие спички, и накрыть бутылку яйцом. Сначала давление воздуха на стенки бутылки увеличится и часть его выйдет наружу. Как только спички погаснут, воздух начнет остывать и его давление на стенки бутылки станет уменьшаться. Так как воздуха в бутылке станет меньше, то давление внутри ее будет меньше атмосферного и яйцо провалится внутрь.5. Проверка предложенного варианта решенияУчитель: Давайте проверим наши гипотезы экспериментом.Учитель проводит опыт.6. Обобщение результатов. РефлексияУчитель: Ребята, подумайте и ответьте на вопрос, где в жизни применяется это явление? Какие устройства работают на основе данного принципа?Ученики: Принцип давления газов лежит в основе работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля, реактивного двигателя в самолетах и ракетах, насоса, пневматических ружей, манометров, компрессоров…На экране появляется слайд с изображением этих устройств.Учитель: Молодцы! Подведем некоторые итоги нашего интеллектуального путешествия и самостоятельно проведенного исследования. Давайте вспомним, какие задачи вы поставили в начале урока перед собой? Получилось ли их решить? Что мы для этого сделали? Какие вопросы остались для вас нерешенными? Ученики отвечают на поставленные вопросы.7. Домашнее заданиеУчитель: А не появилось ли у вас желания продолжить дома эксперимент? Предлагаю вам, ребята, дома порешать задачу, которая  (не удивляйтесь!) на сегодняшний день в физике не имеет решения. Такое явление в русском языке, в науке и жизни называется «парадокс» (на экране появляется слайд с определением слова «парадокс» из Словаря русского языка С.И.Ожегова).Многие открытия, ребята, рождались в науке именно из духа сомнений и желания понять и разрешить парадоксальные задачи, в основе которых всегда – познавательное противоречие. Попытайтесь и вы! Попробуйте достать яйцо из бутылки так, чтобы оно осталось целым. И вот тогда, мои юные интеллектуалы, «приятного аппетита»!P.S. Презентация к уроку, домашнее задание, бортовой журнал, другие дополнительные материалы опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/560​Дмитрий КОЛЯДЕНКО, учитель физики, физической культуры гимназии №16 Тюмени, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте