search
main
0

Привычные схемы обижают. Заметки о спортивном образовании

​Недавнее посещение образовательного центра «Сириус» в Сочи вдохновило меня на размышления о дополнительном образовании. Отдельно хочется выразить огромную благодарность Центру патриотического воспитания и школьного спорта за организацию выездного семинара, проведенного в «Сириусе», для победителей конкурса «Педагог Москвы»-2017 в номинации «Педагог дополнительного образования».

Фантастические возможности, которые предоставляет «Сириус» для учащихся, впечатляют! Мы, педагоги дошкольного и дополнительного образования, могли только восхищаться происходящим. Сама структура заведения, основанная на приглашении самых одаренных, самых талантливых, уже лауреатов всевозможных олимпиад и конкурсов, вызвала в голове ряд вопросов без ответов. Мы увидели организацию с фантастическими возможностями для детей, которые уже неоднократно отличились в какой-то области – шахматах, химии, литературе. Однако меня как педагога дошкольного образования в первую очередь все время занимал вопрос: что и как нужно делать, чтобы дети становились такими? У многих есть потенциал, и часто педагог его видит и старается поддержать в меру своих сил и возможностей, но как научить его раскрывать потенциал каждого ребенка? Бывает, наверное, и по-другому – в переполненных группах детских садов и классов школ потенциально талантливый ребенок просто теряется, а если он от природы не обладает здоровой наглостью, а, напротив, крайне застенчив, то никто, включая его самого, может не узнать о его потенциале в рамках обыкновенного образовательного процесса, основанного на привычной схеме «сделал – «пять», не сделал – «два». Вдвойне обидно, когда этот потенциал виден родителям и они уводят ребенка из детского сада на дополнительные занятия, недооценивая работу педагогов-дошкольников.Я сам преподаю фитнес и плавание дошкольникам и школьникам, и каждый раз очень расстраиваюсь, когда родители забирают ребенка из сада на дополнительные занятия, в то время как я мог бы ему дать гораздо больше. Тут еще сказывается расхожее представление многих родителей о том, что в саду или школе ребенка учат, а вот развивать его способности призваны спортшколы. В то время как именно с сада/школы и должно все начинаться, и там и должно все происходить.Физическое воспитание традиционно считается дополнительным, несмотря на увеличение часов спорта в современной программе образования. При этом всем известно, что здоровый образ жизни обязательно включает в себя спортивные нагрузки. Чаще всего взрослые приходят в бассейн, спортзал, на фитнес, потому что надо: появился лишний вес, упадок сил, недостатки фигуры, забота о здоровье. Редко это является естественным процессом, необходимым человеку, хотя может стать таковым в процессе при должном усилии. То есть в основе лежит действие через не хочу, которое дает куда меньший результат, чем действие, производимое с удовольствием.Я, как педагог, вижу свою задачу во взращивании нового поколения, в моем случае – здорового поколения, которое от корней, с самого начала получит правильные установки на всю оставшуюся жизнь. Я хочу, чтобы дети, которые занимаются у меня, полюбили спорт, чтобы у них появилась привычка к спорту, необходимость заниматься им и дальше вне зависимости от исходных и развитых в процессе способностей. Единственный выход в этом случае – правильно, интересно составленная программа. Постоянная динамика, уважение личности даже самого маленького, застенчивого, нерешительного ученика. На детей надо смотреть так, чтобы все они чувствовали себя способными, сильными и умелыми. Не убивать, а взращивать в них уверенность и интерес. К сожалению, нормативы, требования, скучные упражнения, подходящие больше для армии, привычная схема «плох – хорош» одних делают звездами физкультуры, а в других тягу к спорту убивают на многие годы, и они не приходят обратно никогда или, как я говорил выше, приходят через усилие, потому что надо, а не потому что хочется.В этом смысле пример «Сириуса» показателен – дети действительно воспринимаются как личности, к ним относятся с вниманием, в них видят потенциал будущего нашей страны, и ребята благодаря такому отношению раскрываются.Но ведь и в нашем деле, в работе с простыми детьми, которые приходят плавать или заниматься спортом, работает тот же процесс. Да, из большинства не вырастут великие спортсмены. Но посредством предоставления им возможностей, развития интересной программы, одинакового, а не избранного участия всех в соревнованиях, сборах и других мероприятиях можно сформировать в детях уважение к себе, своему здоровью, своему телу. Они не будут стесняться применять умения на практике и, значит, не забудут спорт и здоровье. За этим то же будущее страны и ее общества, что и в случае с одаренными детьми «Сириуса», но в более массовом варианте. И эта задача для простых педагогов вполне посильная.Ринат АВЗАЛОВ, педагог дополнительного образования школы №1228 «Лефортово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте