Тема мотивации профсоюзного членства занимает в современном профдвижении одно из первых мест по своей остроте и дискуссионности. В советское время профсоюзным лидерам, особенно первичных организаций, не было особой нужды обращаться к подобного рода вопросам, выполнять свои функции на должном уровне можно было без излишнего философствования. Существовал понятный, в известной степени стандартный набор действий, который должен был выполнять профком: распределять путевки, выдавать материальную помощь, организовывать соревнования, культмассовую работу. Не было такой проблемы, как вовлечение работников в профсоюз или создание новых профорганизаций. Сегодня дело обстоит иначе. Профлидер любого уровня сегодня – идеолог, политик, менеджер. А работник чаще, чем хотелось, задает вопрос «Зачем мне нужен ваш профсоюз?». Чтобы убедительно ответить на него и на уровне вести профессиональную полемику, надо найти ответы на множество других вопросов: каковы завоевания профсоюза в целом и конкретно той организации, где работает сомневающийся? В чем сила и влияние профсоюза, понимаем ли мы это и насколько эффективно используем? Каковы перспективы развития профсоюза, понятно ли нам его будущее? Верим мы в его силу сами?
В современных условиях выделяются три основных типа мотивации: инерционный, потребительский и солидаристский.
Люди, которым присущ первый тип мотивации, состоят в профсоюзе в силу инерции, по привычке. А привычка – устойчивая черта поведения человека. В основном это касается представителей старшего поколения. Покидать профсоюз они не собираются и будут в нем, пока не уйдут с работы. И даже на пенсии не спешат расстаться с профсоюзным билетом. Но в дела их вовлечь трудно: возраст, болезни, усталость. Многие из них даже не знают о существовании коллективного договора, не участвуют в жизни организации. Преобладание этого типа мотивации неизбежно приводит к потере организацией внутренней устойчивости, сопротивляемости разрушительному воздействию внешних факторов, способности к саморазвитию.
Представители второго типа мотивации рассматривают профсоюз как своего рода потребительское общество и состоят в нем из-за предоставляемых через профсоюзы благ. Потребительская мотивация довольно устойчива, а ее распространенность зависит главным образом от возможностей профсоюзной организации (оплата лечебных путевок для работников, их детей, ссуда на неотложные нужды, дополнительные выплаты и т. д.). Любой сбой в предоставлении таких услуг вызывает бурю протеста и желание выйти из профсоюза. «Я ничего не получал от профсоюза за 5, 10, 20 лет работы – выхожу», – такова типичная мотивировка «потребителей». Они воспринимают профсоюз как распределяющий орган. Такое восприятие, несомненно, объясняет проблему «пассивности рядовых членов», на которую склонны сетовать лидеры первичек. Я в подобных случаях для себя ставлю на контроль такую профорганизацию: работаем президиумом в коллективе – рассматриваем все вопросы в комплексе, привлекаем Центр диагностики и консультирования, проводим анкетирование, консультации по проблемам работников, отправляем председателей профкомов в учебно-методический центр профсоюзов, на базе которого Оренбургский обком организовал постоянно действующий семинар. Оттуда профсоюзный активист приезжает окрыленный, с желанием работать, с новыми идеями.
Солидаристский тип мотивации – самый перспективный, ориентированный на основную (защитную), а не вторичные (снабженческие) функции профсоюза. Его сторонники понимают необходимость коллективного договора, коллективной защиты своих социально-трудовых интересов перед работодателем. Такие люди заинтересованы в деятельности профкома, склонны давать оценку в целом делам профсоюза, строго спрашивать с тех, кому доверили, и не собираются покидать ряды профорганизации. Они воспринимают профсоюз как защитника, но и сами готовы в любой момент поддержать профком.
Для рядового члена профсоюза главный мотивирующий фактор – конкретная практика работы профсоюза по защите его социально-трудовых прав и интересов.
Для нас одна из основных форм данной деятельности – заключение трехстороннего соглашения между администрацией города, городским советом профсоюза и управлением образования, а также коллективного договора в каждой организации. Колдоговорная кампания проходит максимально гласно и несет в себе солидную финансовую составляющую. По мнению большинства профсоюзных активистов, существенным моментом, снижающим мотивационное значение коллективного договора и соглашения, является тот факт, что согласно действующему законодательству их положения распространяются на всех работников. И это несправедливо по отношению к членам профсоюза, которые уплачивают членские взносы.
Другой, не менее важный мотивационный фактор – правозащитная работа. Это контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства, оказание бесплатной юридической помощи, консультирование как работников, так и руководителей образовательных учреждений, решение вопросов в досудебном порядке.
Наша профсоюзная организация оплачивает услуги адвоката, за 2009 год в суде выиграно 39 дел по защите пенсионных прав педагогов. К сожалению, мы не можем позволить себе ввести в штат городского совета юриста. Большую консультационно-правовую помощь оказывает обком профсоюза.
Особое место в системе мотивации занимает информационная работа профсоюза. Это самое слабое наше звено на сегодняшний день. Порой, когда приходится называть свое место работы и должность, собеседник удивленно спрашивает: «А что, профсоюз еще есть?» Информационное поле и на уровне страны очень узкое. Мы не можем назвать программы по телевидению, на радио, где бы обсуждались проблемы профсоюза. А уж рекламы нет вообще. Между тем информированность членов профсоюза о целях, задачах и результатах его деятельности позволяет избежать развития критических ситуаций в первичных организациях, после которых сокращается их численность или создается альтернативный профсоюз. Какой интерес состоять в организации, о которой они толком ничего не знают? Мы вменяем себе в обязанность выписывать газету «Мой профсоюз». Стараемся как можно чаще обновлять профсоюзные стенды в первичных организациях. Также у нас налажена постоянная связь с местными СМИ. Информация о жизни первичек и в целом городской профсоюзной организации часто появляется в городской газете «Российская провинция». Наша задача сегодня – научиться рекламной работе (например, на Дне города): размещать рекламные щиты, издавать собственные материалы и распространять их в первичных профсоюзных организациях. Рекламные буклеты, значки, символика, рекламные акции, выступления в СМИ создают благоприятный имидж профсоюзного движения в обществе, делают его более привлекательным.
Большое значение имеют коллективные действия, организуемые профсоюзом. Только реальная угроза таких действий, как пикеты, митинги, забастовки, подтверждает авторитет профсоюза, служит убедительным аргументом в споре с властью. Профсоюзные лидеры всегда должны быть готовы организовать акцию или грамотно использовать ситуации стихийно возникающего протеста. И мы готовы к этому. В двух забастовках приняли участие все образовательные учреждения города. Это не только сплотило коллективы, но и укрепило веру в силу солидарности.
Важный элемент мотивации – социальное партнерство. Это очень большой раздел работы профсоюза. Я лишь остановлюсь на работе профкомов и городской профсоюзной организации с работодателями. Существуют разные формы укрепления взаимопонимания: оказание консультативной помощи руководителям образовательных учреждений в вопросах применения ТК РФ, практической помощи в делопроизводстве, совместное обучение руководителей учреждений и председателей профкомов, совместное проведение туристических слетов, профессиональных праздников, подготовка городских мероприятий. Городской совет профсоюза отмечает заслуги руководителей образовательных учреждений, которые проводят политику социального партнерства, представляя их к профсоюзным наградам разного уровня. Эти меры значительно улучшают ход дальнейшего сотрудничества. В своих беседах с руководителями я аргументировано доказываю, что иметь сильную первичную профсоюзную организацию выгодно со всех позиций.
Сегодня за счет городского бюджета дети работников образования получают новогодние подарки. При выходе на пенсию работнику выплачивается единовременное пособие в размере 5000 рублей. Ежегодно выделяется 300 тысяч рублей на оздоровление педагогов и культурно-массовую работу.
Городской совет профсоюза добился надбавок к зарплате некоторым категориям работников. Председатели школьных профкомов получают доплату из стимулирующей части ФОТ. Это плюсы. А что в минусе? Общая ситуация с оплатой труда работников образования.
Некорректно брать среднюю зарплату и говорить, что она выросла: «За последние три года нам удалось увеличить фонд оплаты труда в бюджетной сфере более чем в 2,7 раза. Переход на новую систему оплаты труда, по крайней мере на федеральном уровне, привел к тому, что средняя зарплата в бюджетных учреждениях впервые за всю постсоветскую историю превысила в среднем расчете аналогичные показатели по экономике – 24 тысячи 733 рубля. Что касается системы образования (…) – 16 тысяч рублей», – заявил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов на встрече с делегатами недавнего съезда профсоюза (МП №14, 12 апреля 2010 года). Дальнейшее увеличение зарплат, по его мнению, невозможно без повышения эффективности бюджетных расходов и реорганизации бюджетной сети.
Законодатели приняли поправки в Трудовой кодекс, увеличив минимальный размер оплаты труда до 4330 рублей, и, как утверждает г-н Сафонов, при переходе на новый МРОТ было учтено положение каждого субъекта РФ, регионам перечислены соответствующие субвенции. Тогда вопрос: на что были израсходованы данные субвенции? Есть вопросы по структуре МРОТ. «У нас есть договоренность с Государственной Думой в лице Комитета по труду и социальной политике, что мы начнем работать над поправками в Трудовой кодекс, которые дадут более четкие определения, что такое зарплата, какова ее структура, и это позволит нам снять проблемы неоднозначного толкования 129-й статьи ТК», – сказал зам. министра. Почему эта работа начинается только сейчас?!
Вячеслав Володин, заместитель председателя Государственной Думы, «обрадовал» работников бюджетной сферы: «Что касается бюджетников, индексация заработной платы в этом году, скорее всего, состоится, мы этот вопрос держим на контроле, однако уходить от вопроса об ответственности местных и региональных чиновников мы не будем». Видимо, нашему профсоюзу надо помочь власти своими протестными действиями «созреть» для решения данного вопроса.
Хотелось бы подчеркнуть, что будущее профсоюза в немалой степени определяется степенью его востребованности у работников. Но ее можно достигнуть только тогда, когда преимущества обладателя профсоюзного билета будут доказываться не словами, а прежде всего делами.
Любовь СУБХАНГУЛОВА, председатель Бузулукской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Оренбургская область
Комментарии