search
main
0

Привычка к плагиату – родом из школы

​На Западе о плагиате в образовании говорят давно. Во многих странах по закону он даже приравнивается к мошенничеству. В 2010 году, например, швейцарскому школьнику не только не засчитали выпускной экзамен, но еще и оштрафовали, признав его письменную работу «явным плагиатом» за то, что цитировал Википедию без ссылок.

По данным Юрия Чеховича, доцента  Московского государственного университета и руководителя проекта «Антиплагиат», больше двух третей учебных работ в России содержат определенный процент плагиата. Даже премьер-министр РФ Дмитрий Медведев озаботился этой проблемой, заявив, что пора прописать на нормативно-законодательном уровне дисциплинарные меры. Он, правда, имел в виду вузовскую проблему. Но волна докатилась и до школы. Российский совет олимпиад школьников планирует ввести систему антиплагиата  «за счет непрерывного компьютерного мониторинга заданий путем их обязательного включения в единую базу, а также формирования базы паспортов профессиональных достижений дипломантов олимпиад», как сказано на сайте. Ученые считают, что привычка к плагиату – родом из школы. И в общем-то, они правы, хотя полная уверенность взрослых и умных людей в нечистоплотности детей, которых заранее подозревают в воровстве авторских прав, несколько смущает. Откуда берется у юного поколения эта нечистоплотность? Не от старшего ли?

Я даже не хочу говорить про телевидение, где передачи на разных каналах похожи друг на друга, а певцы будто исполняют одну песню. Копирование среди политиков – тоже дело обычное. Когда бывший Президент России собирался стать нынешним, возник «План Путина». Не знаю, где как, а в Омской области вскорости появился широко рекламируемый «План Полежаева», губернатора региона, не желающего превратиться в «бывшего». Он тоже не был нигде опубликован целиком, только фрагментами, которые отличались от плана старшего товарища только масштабами. Такой плагиат  государством одобряется, и непонятно, надо или не надо брать пример с губернатора. Ну бог с ними, политиками, –  они высоко и далеко. Но Интернет пестрит жалобами учителей о том, что у них украли авторскую статью. Заслуженный деятель просвещения Олег Алексеевич Чернухин, заведующий кафедрой естественных наук и экологии новосибирского Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» привел такой пример: – В Сети очень часто встречаются материалы педагогов, посвященные проблеме профессионального портфолио. Раскрывается его структура, рассматриваются различные его варианты, даются определения, но почему-то нигде не приводятся ссылки на авторов, часто нет даже списка литературы. Возникает ощущение, что эти педагоги сами же и придумали все эти портфолио от начала до конца – от определения до структуры и содержания. Причем одновременно. И написали об этом одними и теми же словами. Слово в слово. Может ли настоящий педагог быть неспособным к творчеству? Как педагог-компилятор будет говорить со своими учениками о честности? На мой взгляд, настоящий педагог вполне может быть неспособен к творчеству: не к педагогическому, конечно, а к эпистолярному. Четверть века отработав в журналистике, могу сказать: вопреки расхожему мнению, писать дано не каждому. В педагогических вузах этому не учат, и идут туда люди, чтобы воспитывать детей, а не заниматься бумагомарательством. Увы, приходится –  не только чтобы подготовиться к аттестации, но и получить надбавки из стимулирующего фонда. Учитель – тоже человек, ему нужны деньги, а публикация материала в прессе или Интернете ценится  высоко. Не думаю, впрочем, что списать общие слова – такое уж больше преступление. Тем более что авторство их в Интернете не всегда и определишь. Только вот беда в том, что педагоги, не умеющие правильно пользоваться информацией, не могут научить этому детей. – В исследовательских работах детей всегда есть обзорная часть, которая берется из литературы, – рассказывает Руслан Юрьевич Симанчев, председатель Совета кураторов Омского областного научного общества учащихся «Поиск», кандидат физ-матнаук, доцент, заведующий кафедрой комплексных систем защиты информации Омского государственного университета. – Ссылки на использованную литературу есть далеко не всегда, хотя я не стал бы называть это плагиатом. Плагиат – это все же умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Все зависит от грамотности научного руководителя. Собственно, и литературу стали читать реже, хотя хотелось бы, чтобы дети листали книги. Пользуются Интернетом, а это не всегда «добросовестный источник», ведь школьники не умеют еще отделять правду от вымысла.  Сейчас работ на нашу ежегодную конференцию присылается больше, но содержание их стало хуже. Нам-то важна не столько реферативная часть, сколько практическая. Мы хотим, чтобы ребенок научился ставить перед собой вопросы и уметь находить ответы, причем с помощью собственных экспериментов, поисков, исследований. А это возможно только тогда, когда ребенок искренне чем-то интересуется, когда хочет сам совершить маленькое, но открытие. Тогда ему просто скучно что-то у кого-то списывать. Сама система оплаты учительского труда рождает плагиаторов. Действительно ли школьники, участвующие в олимпиадах, конкурсах и викторинах, искренне интересуются тем, о чем пишут? Или они творят, чтобы «отвязаться» от учителя? Получить оценку? Добавить лишнюю грамоту в свое портфолио? Детский плагиат в век развития компьютерных технологий выявить не так трудно: для этого есть масса программ. Впрочем, он не сильно затейлив, иногда достаточно набрать в Интернете одну фразу из школьной работы. Но это если захочет учитель. А захочет? Выявление детской одаренности – точнее, подтверждение этой работы – принимает угрожающие размеры. Не важно, что за олимпиада, кем организована, зачем нужна, но школы просто рвутся принять в ней участие. А состязания детских умов сейчас не организует только ленивый. Недавно в Омской области одна химическая кампания провела «научно-исследовательский конкурс», в котором приняли участие 17 тысяч школьников. Если всех так увлекает химия, то почему не пользуются популярностью химфаки? Скорее всего конкурс привлек педагогов  – исключительно в надежде добавить баллы в «прайсе» стимулирующих надбавок. –  Наверное, ситуаций, в которых плагиат навязывается учителем, мы создаем немало, – считает Галина Евгеньевна Шамаль, учитель начальных классов гимназии № 6 города Лангепаса Ханты-Мансийского округа. – Никому эти ситуации не приписываю. Но мне первыми приходят на ум связанные с обилием учебных заданий – некогда ребенку  сделать что-то свое, а делать-то надо. Бывает, не учитываются сроки реальных временных затрат и индивидуальные особенности, ведь не все «созревают» сразу, кому-то надо вдуматься, вжиться, особенно если это не обычная домашка, а что-то творческое. Какие-то задания можно предлагать в дифференцированном варианте – по уровню сложности, по сферам интересов, а не «под одну гребенку». Впрочем, педагоги – люди подневольные. Если первенство мозгов организует департамент или министерство – любого города, в школы тут же спускается «разнарядка»: от вас 10 участников. Во всяком случае, я слышала это не от одного педагога Сибири. Ведь чем больше «одаренных» детей – тем лучше отчет. Правда, общей статистики участников конкурсов, олимпиад, викторин и прочего нет – отследить невозможно: кто что найдет, в том и соревнуется. Хорошему педагогу, у которого и без того дел немало – а плохим распоряжение начальства выполнить обычно не поручают, –  остается только одно: Интернет. С его помощью он «сочинит» работы за всех. Списать у педагога «ради дела» – не плагиат, понимает ребенок. А списать у родителя – тем более. Мы с дочерью в прошлом году тоже поучаствовали в конкурсе юных исследователей. Хорошая практика для нее – и выступила впервые перед серьезной аудиторией, и научилась в Интернете рыться, и узнала много нового. Тем более что ей было интересно – работа была про кошек  в изобразительном искусстве. Рисовала она сама, кое-что прочитала, кое-что нашла. Но писала реферативную часть я. Потому что не понимаю, как может ученик начальной школы, которому полагается проводить за компьютером не более часа в день, сотворить 10 страниц реферата, предварительно перелопатив кучу книг и сайтов. А потом еще смастерить презентацию – на каком уроке дают такие навыки? Причем в конкурсе участвуют даже пятилетки. И тоже пишут, тоже мастерят. Вроде бы «столкновения разумов» призваны содействовать развитию самостоятельности, креативности, системности мышления. Но все же понимают, что малыши сами мало что могут, поэтому поощряется «совместная» работа с родителями. Чаще это просто работа родителей, потому что их-то кто научит, как надо вместе с чадом создавать научный труд? Я поняла, что участвовать в конкурсах мы больше не будем. Когда, зачем, а главное – как это соотносится с заботой о детском здоровье? По данным  Главного санврача России Геннадия Онищенко, всего 34 процента детей можно считать практически здоровыми. И причина этого – школьная нагрузка, превышающая физиологические нормативы до нового стандарта на 1-2 часа в неделю. Новый должен был разгрузить программу, но вместо этого добавил предметов и домашних заданий. Большинство олимпиад и викторин  формальны и нужны вовсе не детям. Меня потрясли критерии, по которым оцениваются работы на омский областной исследовательский(!) конкурс «Летопись сибирских деревень»: за собственный опыт, свое исследование автор может получить максимально 4 балла, зато за «соответствие оформления» – аж 6! То есть читать жюри не будет, только картинки посмотрит? А креативность мышления из чего возьмется? Фактически идет воспитание использования плагиата. Учителя и чиновники сами без конца пишут и принуждают детей создавать рефераты, «исследования»… Как бы самостоятельно.  Хочешь не хочешь. Может, надо все-таки делать так, чтобы дети хотели? А занимались с ними педагоги, которые действительно могут быть научными руководителями – в соответствии с желаниями и умениями? Например, педагоги дополнительного образования в центрах для одаренных детей, которых теперь в каждом городе по несколько штук. Еще лучше, если, вместо того чтобы выискивать плагиат в детских работах, в школы пойдут вузовские ученые, заинтересованные в том, чтобы у них появились увлеченные студенты.  Пускай создают в школах научные общества, где будут заниматься желающие, работают с учителями и родителями, грамотно выбирают конкурсы и олимпиады. Только станут ли они это делать за те стимулирующие копейки, ради которых напрягаются учителя, осложняя и без того нелегкую жизнь учеников?

Фото Ольги Максимович

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте