Видеолекция – аудиовизуальный ресурс с записью процесса трансляции знаний преподавателем, обеспечивающий дидактические функции первичного восприятия, повторения, дополнения и закрепления информации. Видеолекции помогают учащимся получить знания в случае пропуска занятий.
Структурированная видеолекция с оглавлением способствует повторению пройденного материала. Содержащиеся в видеолекции QR-коды и гиперссылки на дополнительные материалы можно использовать для расширения кругозора. Возможность мгновенного перехода к нужному месту видеолекции по url-адресу и сетевой функционал мечения любого места на кадре с организацией коллективного обсуждения удобны в процессе закрепления, систематизации и обобщения существенных сведений.
Вехи становления
В отечественном образовательном пространстве первые видеолекции появились в 1974 году, когда Северо-Западный государственный заочный технический университет начал внедрять практику трансляции лекций ведущих преподавателей по Ленинградскому телевидению. Благодаря технологиям, разработанным Научно-исследовательским институтом телевизионного обучения, Современный гуманитарный университет в 1998 году начал поточное производство видеолекций в аналоговой форме, которые распространялись по системам спутниковой связи и на видеокассетах формата VHS. В это же время в университете Южной Флориды (Тампа) стартовали эксперименты по созданию видеолекций в цифровой форме при помощи инструментария мультимедийных и сетевых технологий. Своевременные инвестиции в организацию жизненного цикла видеолекций обеспечили формирование богатейшей учебной видеотеки Массачусетского технологического института (umass.edu). С 2001 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова начались научные исследования по адаптации эволюционирующего программно-аппаратного инструментария для создания и распространения профессиональных цифровых видеолекций на CD и DVD, а также в сети Интернет. В 2005 году возникли видеохостинги, совершенствование функционала которых к настоящему времени достигло уровня, обеспечивающего дидактически полноценное использование сетевых вариантов видеолекций с интерактивными оглавлениями, тизерами и целевыми коллективными заметками (vimeo.com).
Ключевые факторы, определяющие эффективность использования видеолекций, менялись по мере совершенствования технологий их создания, распространения и сервисного обеспечения. В настоящее время главным препятствием для использования видеолекций в практике повседневной педагогический деятельности является ресурсоемкость их создания. Постановочные видеолекции требуют дополнительного временного ресурса.
Создание видеолекции во время каждого урока – эффективный способ формирования набора полноценных учебных материалов, которые могут распространяться посредством сетевых сервисов. В течение 2019‑2020 года в школе №1525 использовались разные способы создания видеолекций.
Во время уроков курса «Естествознание» было апробировано 5 вариантов создания видеолекций, отличающихся дидактической ценностью и трудоемкостью:
– базовый – презентация с речевыми и графическими комментариями слайдов;
– стандартный профильный – отснятый слева экран (доска) с учителем в профиль;
– стандартный фронтальный – отснятый прямо экран (доска) с учителем анфас;
– дидактический – оптимизированный для первичного восприятия контекстный монтаж аудиовизуальных рядов базового и двух стандартных вариантов с дополнительными медиаресурсами;
– интегративный – видеозапись действий учителя, вставленная в специально предназначенное место базового варианта видеолекции.
Специфика вариантов
Базовый вариант видеолекций привлекателен минимальными затратами для пользователей Microsoft PowerPoint, но ограничивает информационное пространство только упомянутым средством проведения презентаций. Из аппаратуры потребуется преподавательский компьютер (ноутбук, микрокомпьютер) с микрофоном. Для улучшения качества звука рекомендуется использовать петличный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности, передающий аудиоданные в компьютер через радиопередатчик и радиоприемник, подключаемый к микрофонному входу компьютера. Запись процесса демонстрации PowerPoint с речевыми и графическими комментариями, создаваемыми посредством электронной доски или планшета, вызывается последовательностью команд меню: «Слайд-шоу»/«Записать слайд-шоу»/«Записать» (авторская видеоинструкция по созданию базового варианта видеолекции для приложения PowerPoint из набора Office 2016. Видеолекция экспортируется из файла презентации в формат mp4 (вызывается последовательностью команд меню: «Файл»/«Экспорт»/«Создать видео»). При планировании действий необходимо учитывать, что процесс формирования видео из презентации PowerPoint происходит в несколько раз медленнее, чем обработка обычных видеорядов, что существенно снижает привлекательность базового варианта видеолекций.
Для создания стандартных вариантов видеолекций требуется наличие высококачественных видеокамер, дополнительного звукового оборудования и времени для обработки данных в видеоредакторе. Стандартные варианты видеолекций привлекательны отсутствием привязки к программе демонстрации презентаций, что дает возможность учителю использовать в качестве наглядных материалов локальные и сетевые медиаресурсы, а также материальные объекты (модели, препараты). Следует иметь в виду, что размещение и подключение стандартного комплекта профессиональной аппаратуры требуют дополнительного времени, что может оказаться неприемлемым в условиях высокой академической мобильности.
Результаты опросов учащихся показали, что дидактически оптимизированный вариант видеолекции является одним из наиболее привлекательных, но его создание требует от учителя наибольших трудозатрат.
Интегративные варианты видеолекций (совмещение видеоокна с записью действий преподавателя и презентации с графическими и голосовыми комментариями) создаются посредством подключенной к презентационному компьютеру usb-видеокамеры (веб-камеры) на штативе. Веб-камера позиционируется таким образом, чтобы в поле кадра попадали преподаватель и вся электронная доска.
Создание интегративной видеолекции
Включение видеокамеры в режиме записи процесса демонстрации презентации PowerPoint из комплекта Microsoft 365 приводит к формированию независимых видеорядов с записью презентации (соотношение сторон кадра 16х9 или 4х3) и действий учителя (соотношение сторон кадра 4х3).
Перед экспортом интегративной видеолекции кадр видеоряда с записью действий учителя следует масштабировать и позиционировать над видеозаписью презентации таким образом, чтобы он не загораживал значимый контент. Для органичной интеграции видеоряда с действующим преподавателем в дизайне презентации резервируется инвариантное место, занимающее 25% от общей высоты слайда. В зарезервированном прямоугольнике целесообразно размещать фотографию учителя с подписью (ФИО) и QR-кодом на релевантное портфолио. Главные недостатки способа создания интегративных видеолекций посредством функционала «Запись слайд-шоу» PowerPoint – невозможность демонстрации наглядных материалов помимо презентации и длительный процесс экспорта mp4‑видео.
Специализированная программа видеозахвата экрана HyperCam, разработанная в компании Solveig Multimedia из Томска, позволяет освободиться от жесткой привязки к презентациям PowerPoint и в реальном времени совмещать видеоряд веб-камеры с любым содержимым экрана, что предоставляет учителю беспрецедентную свободу использования любых наглядных материалов. По окончании записи урока mp4‑файл сразу направляется в графический редактор HyperCam Media Editor, позволяющий обрезать ненужные концы записи и сохранять интегративную видеолекцию без длительного перекодирования, за несколько секунд. Программа HyperCam выгодно отличается от аналогов малой ресурсоемкостью и высоким качеством компрессии аудиовизуальных рядов. К примеру, интегрированная видеолекция с размером кадра 1920х1080 (Full HD), сформированная на уроке продолжительностью 45 минут, помещается в mp4‑файле размером 500 Мб. Для бесперебойной работы рекомендуется компьютер с оперативной памятью не менее 8 Гб и твердотельным накопителем данных (SSD).
Таким образом, наивысшее соотношение «дидактическое качество/ресурсоемкость» достигается при формировании интегративных вариантов видеолекций, которые готовы к размещению в библиотеке МЭШ и на других сетевых сервисах уже через десяток секунд по окончании урока, в процессе которого велась видеозапись. Подключение комплекта аппаратуры, загрузка операционной системы, презентации и программы видеозахвата занимают несколько минут, что обеспечивает учителю возможность поддерживать академическую мобильность в соответствии с современными требованиями и с минимальными затратами ресурсов организовать оперативное создание собственных видеолекций во время урока.
Анна КАСПАРИНСКАЯ, методист школы №1500;
Феликс КАСПАРИНСКИЙ, учитель естествознания школы №1500, кандидат биологических наук
Комментарии