Глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова предложила снять законодательный запрет на привлечение школьников к труду. По мнению парламентария, дети вполне могли бы трудиться в образовательном учреждении с разрешения родителей. Ранее разработать законопроект, регулирующий вопросы трудового воспитания в школах, депутатов призвал спикер Госдумы Вячеслав Володин.
О том, насколько остро сегодня стоит этот вопрос, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– На сегодняшний день нет никаких ограничений на привлечение учеников к труду с согласия родителей. Речь как об общественно полезном труде, так и об оплачиваемом.
В 2016 году активисты площадки «Образование и культура как основы национальной идентичности» ОНФ обратились к президенту с просьбой поддержать соответствующие изменения в законодательство. К тому моменту ученику уже можно было дежурить по школе с согласия родителей или участвовать в трудовых активностях, предусмотренных образовательной программой. Поэтому в Госдуме мы разработали и приняли закон, наделивший региональные власти и органы местного самоуправления правом организовывать в школах профессиональное обучение. Благодаря этим нормам ребята могут еще в школе получать первую профессию, а местные власти – финансировать эти программы.
В ноябре появился новый законопроект, предполагающий внесение изменений в Трудовой кодекс. Он упростит заключение трудового договора с подростками, не снижая при этом уровень защищенности юного работника. Ранний профессиональный старт откроет ребятам возможность получить первый доход и преимущество в опыте работы. Это реально значимые изменения.
В части трудового воспитания в школах пока просто предложено поменять тональность – изменить «запрещается привлекать без согласия родителей» на «разрешается привлекать с согласия родителей». Практику сбора согласий это никак не поменяет.
Роза МЕЛЕКЕСОВА, директор школы №7 Воткинска, Удмуртская Республика:
– Трудовое воспитание в школе – это тема, отношение к которой в настоящее время можно назвать неоднозначным, если не сказать противоречивым. С одной стороны, родители хотят, чтобы их дети были трудолюбивыми, понимали, что труд – это возможность реализовать свои способности. Часто родители обращаются к администрации школы с предложением, чтобы вместе с аттестатом выпускники имели возможность получить еще и документ о профессиональном обучении. С другой стороны, думаю, редкий директор не сталкивался с жалобами родителей на то, что ребенка «заставляют работать в школе». Некоторые родители не ограничиваются простым высказыванием недовольства, а обращаются в прокуратуру.
Поддерживаю предложение убрать законодательный запрет на привлечение школьников к труду. Думаю, трудовое воспитание должно стать одним из приоритетных направлений школы.
Кирилл ПУШКАРЕВ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе Тумановской средней школы имени Героя Советского Союза М.А.Паршина, Алтайский край:
– В некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате дети вырастают несамостоятельными и не способными к элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в школе не менее важен, чем общественно полезный. Нужно, чтобы эту актуальность видели, а главное – понимали родители и вместе со школой были субъектом этого вида воспитательной работы. С помощью трудового воспитания можно сформировать более крепкие связи в коллективе, развить самостоятельность детей, их личную и групповую ответственность, инициативу. Мое мнение однозначное: систему трудового воспитания в школах надо восстанавливать – вспомнить советский опыт.
Рима РОНЖИНА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2015, директор лицея №58 Уфы:
– Вопрос трудового воспитания в школах стоит очень остро: наши дети абсолютно не владеют даже простыми трудовыми умениями. Мы просто обязаны воспитывать в учениках уважение к чужому труду, прививать им навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Кроме того, нельзя забывать, что физический труд укрепляет здоровье ребенка, а совместная трудовая деятельность сплачивает детский коллектив.
Мы, взрослые, часто с теплотой вспоминаем летние трудовые лагеря, помощь колхозам в уборке урожая, дежурство по классу. Да и сейчас многие родители только приветствуют участие своих детей в работе на пришкольном участке, в субботниках. Если будет снят запрет на привлечение школьников к труду, то выиграют все.
Татьяна ШАЛЯПИНА, заместитель директора Центра внешкольной работы, Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ:
– Еще недавно я была учителем в поселке, и мне кажется, в сельской школе проводится достаточно мероприятий в области трудового воспитания. К примеру, у нас на Ямале с 2022 года в некоторых сельских образовательных организациях на базе 7-10‑х классов начали обучать ребят рабочим профессиям «слесарь», «медсестра», «повар» и др. Дети на селе с раннего возраста приучаются к труду, помогая родителям по дому, по хозяйству, с трудовым воспитанием ситуация намного лучше, чем в городе.
Марина БОБРОВА, директор школы №5 «Эврика» с. Новая Усмань, Воронежская область:
– У себя мы изначально проговариваем на общешкольных родительских собраниях, к каким именно работам будем привлекать ребят. Каких-то особенных вопросов у нас не возникало, возможно, потому что мы сельская школа. Хотя были случаи, когда дети обеспеченных родителей сначала отказывались, говорили, что в семье у них работает прислуга, которая за всеми убирает, поэтому они ничего делать не будут. С такими ребятами мы просто разговариваем, объясняем, что да, дома у тебя может быть прислуга, а здесь ее нет, поэтому, так же как всем ученикам, тебе не составит труда поднять за собой стул или вытереть доску. Никаких особо сложных задач мы перед ребятами не ставим, просто стараемся создать соответствующую атмосферу, чтобы вместе убирать, мыть, полоть, сажать. Начинаем мы, взрослые, а им деваться некуда, и они становятся рядом с нами, и мы все делаем вместе, например наводим порядок на пришкольном участке.
Наталья КОРЧИНСКАЯ, учитель школы №7 имени А.В.Мокроусова, Симферополь:
– Мне кажется, что процесс обучения (очень многогранный по своей сути) все время пытаются разделить на части. То воспитание отделить, то привлечение к труду отменить. А теперь вот, наоборот, хотят его вменить. А ведь в разобранном виде это хуже работает. Когда все вместе («и словом, и делом, и личным примером») и все вместе (и школа, и семья, и закон), тогда и результат цельный.
Но у учителей, которые работали до запрета и во время него, есть опыт организации трудового воспитания в любой ситуации. Тем же, кто только начал свою педагогическую карьеру, придется этот опыт приобретать. А это, скажу я вам, большой труд – научиться привлекать детей к труду…
Юрий КЫНАТОВ, директор верхневилюйской средней общеобразовательной школы №4 им. Д.С.Спиридонова, Республика Саха (Якутия):
– Вопрос не праздный. Воспитывая безответственность по отношению к месту своего обитания, мы вредим детям. Конечно же, делаем мы это не специально. Но, приучая школьников не то что к безделью, а к принципиальной позиции не брать ответственность на себя, мы отрицаем вековую традицию коллективизма, воспитываем в них эгоизм. Разве способна страна защитить себя, если слово «надо» превращается в пустой звук? И какие катастрофические последствия нас уже настигают? Созидательный труд не может сделать ребенку плохого при условии, конечно, что он не принудительный. Но тут уже задача педагога – сделать так, чтобы школьник захотел совершить что-то хорошее для других, своего края, своей страны.
Валентина КУРУСКАНОВА, учитель русского языка и литературы Республиканского классического лицея, Республика Алтай:
– Трудовое воспитание крайне важно для формирования полноценной во всех смыслах личности. И в то же время очевиден тот факт, что современные дети во многом приспособленцы, не способные даже навести порядок в своей комнате. Мне повезло, мои ученики совершенно не против принимать участие (с письменного разрешения родителей, конечно) в генеральной уборке кабинета. Если едем на турбазу, они готовят, наводят порядок на кухне, прибирают после себя. И это здорово!
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:
– Не очень понятно, что подразумевается под привлечением школьников к труду. Сейчас даже с доски стереть попросить ребенка можно, а вот сделает ли он это – большой вопрос. Для привлечения к дежурству по классу требуется письменное согласие родителей. И такое согласие дают не все. Я понимаю, что среди детей есть аллергики, астматики, им заниматься уборкой в кабинетах противопоказано. Но такие ограничения обычно прописаны в журнале на соответствующей странице.
Ученикам вполне по силам ремонт школьной мебели на уроках труда, дежурство по школе, классу, столовой, сбор макулатуры. Все это тот самый труд, к которому детей нужно не привлекать, а считать его по умолчанию обязанностью всех (за исключением ребят с медицинскими ограничениями).
Комментарии