search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

«Прививка» от экстремизма. Как удержать молодежь от участия в массовых беспорядках и противоправных акциях

​События последних лет в Москве и ряде других городов России продемонстрировали большую сложность прогнозирования вспышек экстремистского поведения молодых людей, в том числе и школьников. Исключением из правил могут служить прогнозируемые акции экстремистов в период подготовки и проведения государственных праздников, предусматривающих организацию массовых уличных шествий.

Организация предупредительных мероприятий в этот период требует дополнительных усилий со стороны педагогического коллектива. Однако не следует забывать о возможных последствиях участия подростков в подобных стихийных акциях – от разбитых носов до тяжких увечий и гибели. Кроме того, необходимо помнить, что экстремистская деятельность преследуется по закону, при этом в случае совершения особо опасных противоправных деяний уголовная ответственность наступает с 14 лет. Если профилактическая работа в образовательных организациях носит планомерный, систематический характер, то работа администрации и педагогического коллектива в период повышенной социальной активности отдельных групп общества, угрожающий проявлениями экстремизма (оппозиционные несанкционированные митинги, уличные массовые беспорядки и т. д.), до настоящего времени организуется спонтанно, по горячим следам.В 2013 году Межведомственный ресурсный Центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ (до недавнего времени автор являлся его руководителем) провел опрос экспертов из числа специалистов, занимающихся теоретическими и прикладными исследованиями в области обеспечения различных аспектов безопасности образовательной среды. Большинство из них отметили, что наиболее эффективными мероприятиями в данный период являются индивидуальные профилактические беседы с лицами, склонными к реализации экстремистского поведения, информирование родителей об опасности ситуации, проведение разъяснительной работы с обучающимися. Не менее эффективным способом, по мнению экспертов, является переключение внимания подростков на участие в различных внутришкольных мероприятиях при одновременном усилении контроля посещаемости.Детальный анализ результатов экспертного опроса позволил нам предложить алгоритм действий администрации и педагогического коллектива образовательной организации по подготовке и реализации предупредительных мероприятий в «угрожаемый период». Он включает три основных этапа:    этап подготовки;    этап кризисного реагирования;    этап посткризисной оценки.Остановимся более детально на каждом из перечисленных этапов.1. Этап подготовкиСкорость и эффективность действий в кризисной ситуации во многом определяется тем, насколько они подготовлены заранее. Поэтому в качестве основных мероприятий мы предлагаем включать в подготовительный этап следующие:- назначение лица, ответственного за координацию действий в кризисной ситуации. Им может быть заместитель руководителя образовательной организации по безопасности, педагог-психолог или социальный работник. Следует отметить, что квалификация, опыт работы, профессиональный авторитет среди коллег и воспитанников, а также состояние здоровья должны соответствовать возлагаемым задачам;- организация плановой работы по выявлению экстремистки настроенных групп в образовательном учреждении (практика показывает, что типичные «ячейки» экстремистских групп подростков формируются по месту учебы или по месту жительства);- организация плановой работы по выявлению лидеров (учеников с высоким социальным статусом в учебных классах) с целью уточнить, склонен ли кто-нибудь из них поддерживать экстремистские идеи. Классный руководитель должен знать социальную микроструктуру класса; для ее уточнения целесообразно проводить систематические исследования с использованием одного из вариантов социометрии;- организация мониторинга социальных сетей (Facebook, ВКонтакте и др.). Мониторинг можно осуществлять силами педагогов, имеющих аккаунты в соцсетях. Кроме того, целесообразно привлекать волонтеров из числа старшеклассников, планирующих поступать в учебные заведения МВД России, ФСБ, а также в юридические вузы. Задача волонтеров – зарегистрироваться в социальных сетях и в случае появления массовой рассылки агитационных сообщений проинформировать лицо, ответственное за профилактику экстремизма. Типичные сообщения, агитирующие к участию в массовых несанкционированных акциях, содержат описание очередного случая несправедливости или преступления, где жертва – представитель коренной национальной группы, а также призывы «надавить» на власть или разобраться с виновниками самостоятельно. Особую настороженность следует проявлять в отношении сообщений, содержащих указание на конкретную местность, находящуюся вблизи образовательной организации;- формирование и периодическая проверка списка номеров мобильных телефонов для оперативной связи с родителями. Классным руководителям рекомендуется иметь такие списки при себе и во внерабочее время;- организация взаимодействия с локальными подразделениями по делам несовершеннолетних МВД РФ, должностными лицами соседних школ с целью систематического обмена информацией о ситуации в районе, возможности установления экстренной связи;- формирование перечня «резервных» мероприятий, которые можно быстро организовать и провести в «угрожаемый период».Сейчас страна готовится к майским праздникам. Учитывая их значимость для россиян, повсеместно будут организованы массовые шествия, митинги и демонстрации различных политических сил. Обучающаяся молодежь может присоединиться как к мирным демонстрантам, так и к агрессивно настроенной толпе.Всем работникам сферы образования необходимо понять, что любое движение экстремистского толка стремится привлечь на свою сторону молодежь и подростков, которым свойственны податливость на пропагандистские посулы и обещания.На этапе подготовки очень важно своевременно объяснить обучающимся, что если их пригласили (или принуждают) участвовать в массовом публичном мероприятии, они должны уточнить у родителей и педагогов (или через Интернет, СМИ), санкционировано ли оно местными властями. Если мероприятие не санкционировано, лучше отказаться от его посещения.Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что нами разработаны рекомендации «О правилах безопасного поведения обучающейся молодежи в местах массового скопления людей», которые были опубликованы в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» №4 за 2013 год. Эти рекомендации можно обсудить на педагогическом совете образовательного учреждения и руководствоваться ими в профилактической работе со школьниками, а также разъяснительной работе с родителями.2. Этап кризисного реагированияУгрожающей следует считать ситуацию, при которой в городе (округе, районе) происходят массовые несанкционированные акции с участием несовершеннолетних (возможным их участием), сопровождающиеся насильственными действиями или призывами к их осуществлению по мотивам ненависти и вражды к какой-либо социальной группе или этносу.В случае когда ситуация представляется угрожающей, целесообразно:- ввести в расписание дополнительные занятия на следующие 1-2 дня (контрольные работы, олимпиады, спортивные состязания и т. д.), оповестить о них исполнителей и школьников;- если «угрожаемый период» приходится на выходные дни – организовать экскурсии на удаленные от места проведения массовых акций объекты (музеи, парки, предприятия и т. д.);- провести индивидуальные беседы с групповыми лидерами и другими учащимися, склонными к реализации экстремистских форм поведения. Разъяснить подросткам возможные последствия участия в незаконных насильственных акциях;- связаться с родителями подростков «группы риска», выразить обеспокоенность и порекомендовать установить дополнительный контроль над местонахождением ребенка;- в ситуации, когда сведения о несанкционированной массовой акции становятся широко распространенными, классным руководителям необходимо провести классные часы для старших школьников, проинформировать их о нежелательности участия в массовых противоправных акциях и юридической ответственности за правонарушения экстремистского характера. Важным аспектом такой работы должна стать «прививка критичности» – рассказ об используемых экстремистами приемах провокации массовых беспорядков. Например, старшеклассникам можно рассказать о «кондопожской технологии» раздувания бытового конфликта с участием людей, относящихся к разным этническим общностям, в межнациональный групповой конфликт;- в случае непосредственной угрозы посещения учениками незаконных массовых акций необходимо провести групповые беседы, в ходе которых напомнить о порядке поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками полиции, подчеркнуть недопустимость сопротивления их законным требованиям;- связаться с территориальными подразделениями по делам несовершеннолетних МВД РФ, уточнить обстановку, согласовать план действий;- усилить контроль за посещаемостью учениками средних и старших классов ВСЕХ учебных занятий. Руководству образовательной организации необходимо довести до школьников информацию о проведении такого повышенного контроля и лично проверять присутствие учеников в классах. В случае отсутствия подростка на занятиях необходимо незамедлительно связаться с родителями и уточнить причину;- не допускать ситуаций безделья, длительного ожидания, нахождения учеников в классах без преподавателя. Пресекать использование мобильных устройств связи во время уроков, принять меры к ограничению их использования на переменах (путем приобщения подростков к различной деятельности), заблокировать доступ к сети Интернет на компьютерах, которыми могут пользоваться обучающиеся;- провести общешкольное собрание (собрание старших классов), на котором организовать выступления учеников с негативной оценкой происходящих событий;- при наличии предварительной договоренности с культурно-досуговыми учреждениями раздать школьникам пригласительные билеты для посещения во внеучебное время кинофильмов (спектаклей, представлений и т. д.) со значительными скидками. Желательно организовать посещение соответствующих учреждений за пределами района возникшей социальной напряженности.Коэффициент эффективности проводимых мероприятий в образовательных организациях повысится, если к этой работе привлечь родителей учеников, известных лиц города (района, села), которые окончили эту школу.3. Этап посткризисной оценкиДанный этап является чрезвычайно важным, поскольку позволяет дать критическую оценку не только эффективности экстренно принятых мер, но и плановой профилактической работе в сфере противодействия экстремизму в образовательной среде, что в свою очередь поможет скорректировать направления этой работы. На данном этапе целесообразно организовать следующие мероприятия:- выяснить причины всех случаев отсутствия учеников на занятиях;- уточнить в локальных подразделениях МВД по делам несовершеннолетних сведения об участии обучающихся в прошедших массовых акциях;- оценить эффективность кризисного реагирования;- организовать повседневную профилактическую работу с учетом характера произошедших событий и полученного опыта.Таким образом, работа по организации предупредительных мероприятий в период повышенной социальной активности населения города (района), угрожающий проявлениями экстремизма, должна носить планомерный, целенаправленный характер. Основная цель этой работы – предотвращение участия обучающихся в незаконных насильственных акциях и минимизация последствий их возможного участия. Чтобы достичь этой цели, детальный план кризисного реагирования должен быть разработан и вынесен на обсуждение педагогического коллектива заранее.Знание администрацией и педагогами образовательной организации своих задач в «угрожаемый период» позволит им чувствовать себя уверенно и максимально эффективно действовать в критической ситуации.Анатолий КИРСАНОВ, директор Института экстремальной психологии МГППУ, доктор политических наук, профессорАвтор выражает благодарность кандидату биологических наук Татьяне Николаевне Гуренковой и кандидату психологических наук Денису Геннадьевичу Давыдову за содействие при подготовке данной статьи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте