Выполняю свое обещание, данное в «УГ» №39, и информирую о проведенном 11-13 сентября в Якутии Республиканском семинаре по шахматному образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №№4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39 за 2007 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Почему семинар состоялся именно в этом регионе? Исполнительный директор Фонда содействия культуре, науке, образованию Виктор Ноговицын разъяснил: «Шахматы по своей многогранности, сложности имеют множество объективных точек и линий соприкосновения с менталитетом северных людей. В свою очередь северяне, занимаясь шахматами, могли бы улучшить качество мышления, что без сомнения отразится на их благополучии».
Первый президент Республики Саха, заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев поставил перед преподавательским корпусом региона следующие базовые задачи: «Необходимо построить работу таким образом, чтобы шахматы вошли в жизнь каждого школьника как обязательный компонент развития логики, мышления, воспитания твердого характера и воли. Учительство должно владеть мастерством игры в шахматы. Нам необходимо во всех педагогических учебных образовательных учреждениях подготовить кадры, прежде всего учителей и тренеров».
В ходе визита в Якутск я лично убедился в заинтересованности и решимости руководства республики качественно решить эти вопросы. Семинар я проводил совместно с Александром Костьевым, заведующим кафедрой педагогики и организации шахматной работы Российского государственного социального университета. Александр Костьев осветил вопросы деятельности Международного школьного шахматного союза, познакомил с современными компьютерными технологиями, а я раскрыл тонкости проведения шахматных занятий с дошкольниками и учениками начальных классов, объяснил, почему курс «Шахматы – школе» написан именно так.
Известно, что многие российские учителя начальных классов пока еще с недоверием относятся к шахматам как учебному предмету, сомневаются, что сами смогут преподавать его. Поэтому на семинаре я постарался так изложить конкретный учебный материал, чтобы педагоги увидели, что это несложно, это им по силам. И задача была реализована.
Мой особый интерес вызывали сами педагоги Якутии. Какие они? И я быстро убедился – замечательные! Заинтересованные, открытые новому, неравнодушные.
С большим интересом я выслушал выступления педагогов региона. Учительница из амгинской школы №2 Елена Доброскокина рассказала, что с удовольствием работает по программе «Шахматы – школе», поделилась своими творческими находками, показала интереснейшие веб-странички авторского шахматного сайта. А после семинара призналась, что на нас, методистов из столицы, смотрит, как на богов, спустившихся с Олимпа (не зазнаться бы).
Преподаватель шахмат Якутского педагогического колледжа №1 Николай Иннокентьев отметил, что педколледжем уже выпущено около 3000 студентов, и выпускники работают учителями во многих школах республики. Но пока еще им не везде дают часы для обучения детей игре в шахматы.
Учитель-реабилитатор Минобразования Якутии Галина Григорьева начала выступление словами: «Завидую хорошей завистью молодым, ведь им сегодня посчастливилось побывать на семинаре, проведенном автором курса». Педагог рассказала о том, что в ее классах по 25-30 детей, поэтому для того чтобы занятия проходили продуктивно, она разбивает учеников на четыре мини- группы, в каждой из которых лучший выступает в роли учителя.
В конце семинара его участники выступили с пожеланием, чтобы все шахматные учебники и пособия курса можно было приобрести для региона централизованно…
Перехожу к очередному уроку курса, на котором я познакомлю вас с шахом и способами защиты от него. Наглядный материал на учительском столе:
1) персонажи сказки, вырезанные из бумаги и наклеенные на картон (Юра, Клеточка, Загадай, Веселый Горизонталик);
2) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски;
3) горизонтали (вертикали), диагонали, центр.
На партах перед каждым учеником – шахматная доска, около нее располагаются фигуры. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.
В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой все фигуры. Ребята вспоминают ход каждой из них и показывают те дорожки доски, по которым фигуры передвигаются. Педагог вызывает к учительскому столу кого-нибудь из учеников и просит его пройти по классу по правилам хода каждой из фигур.
Затем я раскрываю книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране», начинаю читать и одновременно инсценировать двенадцатую главу.
Урок 22.
Ковер-самолет
Друзья вышли из королевского дворца и остановились как вкопанные. Чудесный велосипед исчез. На его месте лежал свернутый ковер. А к стене была прикреплена записка.
– «ПРЕВЕТ AT ЗОДЫРЫ», – прочитал Загадай. – От какой еще Дыры?
(Педагог показывает ученикам бумажку, на которой крупными печатными буквами написано «ПРЕВЕТ AT ЗОДЫРЫ», и предлагает ученикам исправить ошибки.)
– От Задиры, – пояснил Юра. – Вот никак не успокоится!
На Юрино плечо забрался Веселый Горизонталик.
– Ребята, не грустите. Вот подарок Черного короля, – Веселый Горизонталик показал на ковер. – Ну пока. Заболтался я с вами, – засуетился он – и был таков.
Друзья развернули ковер. На нем была выткана шахматная доска, на которой лежали черные фигуры.
– Ковер хороший, но зачем он нам? – удивился Загадай.
– Знаю! – воскликнул Юра. – Ну-ка, все на ковер.
Клеточка и Загадай послушно встали на ковер.
– Поднимайся, – приказал ковру Юра.
Ковер послушно взмыл вверх.
– Куда мы полетим? – спросил у товарищей Юра.
– Я знаю куда, – таинственно улыбнулся Загадай, склонился над ковром и что-то прошептал.
Ковер-самолет сделал круг над Каиссией и полетел на запад.
– Пока мы будем лететь, я расскажу о шахе, – сказала Клеточка.
– Белых шахматных фигур на ковре нет. Одни черные, – вздохнул Загадай.
– А мы! – прозвучал писклявый голос, и из Юриного кармана высыпали маленькие белые фигуры. – Вот мы и пригодились!
Клеточка начала занятие:
– Шах – это нападение на короля противника. Вот посмотри.
Здесь белый ферзь объявил шах черному королю. Оставаться под шахом король не может. Спастись от шаха можно тремя способами. Или перекрыться – поставить между белым ферзем и черным королем черного слона. Вот так.
Еще можно отойти королем на неатакованное поле.
И, наконец, побить ферзя ладьей.
– Лучше побить, – сказал Юра.
– Поучись объявлять шах – шаховать, – продолжила Клеточка и по очереди расставила на ковре такие положения.
сделал круг над Каиссией и полетел на запад.
Комментарии