search
main
0

Привет от Полигимнии. Дайте искусству место под солнцем

– Я рада, что из Ванечки вырастет не грубый солдафон, а человек, способный ценить прекрасное. – Бегемотов, например? – Представь себе, и бегемотов тоже.

Любушка, главная героиня знаменитого фильма «Офицеры», не переставала в вечных педагогических спорах объяснять своему излишне жесткому и прямолинейному супругу-генералу, что человека нельзя считать воспитанным и образованным, если он толстокож и слеп к красоте. Участники конкурса «Учитель года России-2004», выступавшие в номинации «Искусство и культура», подписались бы под этими словами, не задумываясь. Ведь им каждый день приходится доказывать, что нельзя делить учебные предметы на «важные» и «второстепенные» и что их «часы» тоже имеют право на достойное место под «школьным солнцем».

Татьяна ПЛОТОНЕНКО, преподаватель изобразительного искусства из Республики Алтай, в конкурсном движении не новичок. В 2000 году победила на республиканском этапе конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». До Всероссийского финала в Петербурге тогда, правда, так и не добралась: в местном бюджете не нашлось денег на командировку. Перед поездкой в Москву больше всего боялась, что опять найдутся какие-нибудь «веские» причины и непреодолимые препятствия, и на этот раз помешающие ей встретиться с коллегами-учителями со всей страны. К счастью, судьбе, видимо, надоело испытывать терпение Татьяны Валерьевны, и в назначенный день согласно конкурсному расписанию алтайская художница вошла в класс столичной школы № 1004. С московскими шестиклассниками разговор пошел о Ее Величестве Линии. Говорили о том, что все, даже самое прекрасное, состоит из штрихов, линий и пятен. Не будь у художника этих верных слуг, «бойцов невидимого фронта», не было бы и живописи. Ведь искусством, как, впрочем, и всей нашей жизнью, правят именно детали, и недальновиден тот, кто ими пренебрегает, считая ниже своего достоинства разбираться в мелочах . «Конек» Татьяны Валерьевны – использование на уроках изо компьютерных технологий. Одно дело, когда смотришь на обычную репродукцию, другое, когда с помощью хитрой техники «разбираешь» ее на составные части, на отдельные мазки, проникаешь в самую ее глубину.

Профессиональный совет Татьяны Плотоненко:

– Попробуйте при изучении, к примеру, темы «Мимика лица» показать ребятам картину «Иван Грозный и сын его Иван», выведя через мультимедиа-проектор на большой экран одно лишь лицо царя. Станет видно то, что не рассмотришь ни на одной репродукции, – весь ужас от содеянного, исказивший лицо Грозного, звериный страх перед высшим наказанием. Благодаря большому формату ребята окунаются в мир той эпохи, о которой повествует художник, становятся непосредственными свидетелями тех далеких событий.

Более традиционное видение урока изобразительного искусства представила на суд пятиклассников и жюри Юлия БАЙКАЛОВА, учитель года Республики Тыва, самая юная участница конкурса. Под сложной, громоздкой и несколько пугающей темой занятия – «Конструкция и декор предметов народного быта и труда» – скрывалась… изящная мезенская прялка. Именно ее Юлия Петровна предложила расписать своим ученикам, появившись перед ними в умопомрачительном тувинском национальном костюме. Выяснив, где у этого инструмента донце, а где навершие, дети взялись за краски – красные и черные, играющие в данном случае роль глины и сажи. Только эти материалы и были известны древним мастерам с реки Мезень. Птицы, кони, олени, земля, вода и солнце – всем этим таинственным символам и оберегам должно найтись место на импровизированной бумажной прялке.

– Изображение коня охраняло избу от злых духов. Недаром до сих пор подкова считается символом счастья, – объясняла Юлия Петровна, – а к птицам люди обращались с просьбами, чтобы они отнесли их пожелания на небо. Без прошлого, ребята, нет будущего. Если мы поймем наших предков, то сможем построить успешное будущее.

Московским школьникам урок был полезен втройне: повстречались с мягким, уютным учителем, познакомились с таинственной мезенской символикой и, наконец, узнали о том, что такое прялка.

Профессиональный совет Юлии Байкаловой:

– На мой взгляд, традиционная система оценивания работы детей на уроках изо весьма несовершенна. Одна из форм поощрения, которую я часто использую, – участие в школьной выставке: для моих ребят нет лучшей награды. Отбирают работы все ученики класса. С согласия автора мы обсуждаем, в какой степени ему удалось воплотить свой замысел. Обсуждение помогает соотнести самооценку автора с оценкой его труда окружающими. Ребята учатся выражать свои мысли и изобразительными средствами, и словами.

Описать урок «Древо мировое», который провел в пятом классе Владимир НИКЛЯЕВ, преподаватель МХК из Тюмени, просто невозможно. Так же как, наверное, его невозможно скопировать и повторить. Это был урок-размышление, урок-разговор, урок-раздумье о месте человека в мире и в истории. Владимир Юрьевич, работающий по собственной программе «Человек играющий», – живая иллюстрация самой модной нынче педагогики сотрудничества. Он не учитель, возвышающийся над классом, как грозный перст Божий, он рядовой участник команды, ищущий наравне с детьми ответы на серьезные вопросы. Просто он чуть старше, у него чуть больше опыта, но в остальном они равны. Для коллег-учителей его работа – громкий призыв: «Чтобы ребенка научить, его надо сначала удивить». В выросшем на уроке «древе жизни» объединилось все: нумерология и история, современное искусство и искусство древних, прошлое, будущее и настоящее, все части света, ангелы и бесы. «Все смешалось – кони, люди», но в результате родилась идея: лишь в гармонии жизнь, без тьмы не будет света, а без света – тьмы.

Профессиональный совет Владимира Никляева:

– Особую роль в преподавании МХК играет праздник. Праздник может открывать тему или завершать ее. Так, тема «Культура Древней Греции» может завершаться праздником «Античный театр»; изучение культуры средневековой Европы венчает «Рыцарский турнир»; знакомство с культурой Японии осмысливается во время итогового урока-праздника «…Когда нисходит тишина…». Праздник в преподавании МХК предполагает театрализацию, игру, конкурс, занятие в творческой мастерской.

Честь Полигимнии – музы пения и Евтерпы – покровительницы музыки защищала на конкурсе Татьяна БОНДАРЕНКО из Амурской области. Помните легендарную «поющую дивизию» из фильма «В бой идут одни старики»? Так вот, благодаря Татьяне Ивановне не только ее родная Ларбинская средняя школа, но и весь поселок превратились в «поющие» и «играющие». Она руководит вокально-хоровым коллективом «Радость» и кружком любительской игры на фортепиано «Юный пианист». Ее воспитанники занимают призовые места на всевозможных конкурсах, поступают в музыкальные училища. Музыка, по мнению Татьяны Ивановны, – наука серьезная и глубокая и изучать ее нужно не менее серьезно и глубоко.

Московские пятиклассники под ее чутким руководством разбирались в вопросах динамики и динамических оттенков, слушали Грига, учились отличать «пиано» от «форте», а «форте» от «меццо-форте».

Профессиональный совет Татьяны Бондаренко:

– Пению нужно обучать ярко, образно и увлекательно. Попробуйте разнообразить свою терминологию. Например, объясните ребятам, что такое пение с ощущением «длинного носа» и направлением звука на его кончик, что значит петь, опираясь на диафрагму, расскажите, что голос должен «звучать в голове», «сочиться из глаз».

В этом году численный перевес оказался за учителями физической культуры: три атлета приехали в Москву, чтобы доказать, что в здоровом теле – здоровый дух. Владимир РАДЧЕНКО из Кемеровской области – учитель-классик, Владимир НИКОЛАЕВ из Чувашии – поклонник восточных единоборств, основавший в Чебоксарах спортивный клуб «Викинг», где ребята занимаются карате Кёкусинкай. И, наконец, Юлия РЫЖКОВА, «амазонка» с Камчатки, мастер спорта по горным лыжам, обучавшая в свое время хитростям крутых горных спусков первую леди страны Людмилу Путину и президентских дочерей Катю и Машу. Мало того, даже замуж Юлия Михайловна выходила на горных лыжах! Впрочем, московским десятиклассникам за неимением в спортивном зале и его окрестностях заснеженных трасс Рыжкова предложила иной, не менее оригинальный план работы. Класс – это взвод, на стене – карта местности, задача команды – найти и обезвредить врага, попутно став чуточку сильнее, выносливее, собраннее и здоровее.

Кульминацией «учений» стала эстафета в противогазах и плащ-палатках. Жюри смеялось, а вот «новобранцам» было не до шуток: маленькая Юлия Михайловна вымотала их так, что никакому, даже самому матерому прапорщику не приснится. После «боевых действий» обессиленные бойцы залегли на маты и устроили себе привал под магнитофонное пение птиц и журчание ручья. Если через пару лет московским ученикам Рыжковой все же придется встать под ружье, они, думаю, с благодарностью вспомнят своего «гражданского взводного»: после ее урока они готовы к любым армейским катаклизмам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте