Начало учебного года. Сколько тревог и волнений у родителей, поступающих вместе с детьми в детский сад! Будет ли плакать? А вдруг обидят? Подружится ли с детьми? «Наш уже не спит днем…» «А наш еще сам не ест…» Действительно, несмотря на близость детей в группах по возрасту, все малыши очень разные.
Встречаются ситуации, когда в детский сад приходит ребенок 3‑4 лет с адекватным своему возрасту уровнем развития познавательных процессов, хорошим уровнем информированности (вплоть до знания по латыни названий динозавров), но при этом с трудом адаптируется в группе, не может войти в детский коллектив, включиться в игру сверстников, не слышит воспитателя. Такая проблема возникает чаще всего у тех детей, мамы которых отдают преимущественную роль интеллектуальному развитию ребенка и не учитывают огромную важность формирования коммуникативных навыков уже в раннем детстве. Или другая, но типичная проблема: мама жалуется на консультации у психолога на то, что ребенок совершенно не хочет с ней заниматься, неусидчив.
Две совершенно полярные на первый взгляд ситуации. Общим в них является то, что проблемы ребенка вызваны недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей: в первом случае родители недоучитывают многогранность задач развития в раннем детстве, во втором – не знают, как построить игры и занятия с ребенком таким образом, чтобы ему было интересно.
Мы часто встречаемся на практике с такими родителями, которые ищут ответы на возникающие у них в процессе воспитания вопросы в научно-популярной литературе, но потребность в активном диалоге со специалистами при этом все равно остается. Поэтому основной задачей программы «Играем вместе» является оказание всесторонней консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развитие ребенка, а также содействие в социализации детей дошкольного возраста. Еженедельные занятия с детьми младшего дошкольного возраста, адаптирующимися к детскому саду, и их родителями проводятся у нас уже более 10 лет. Эти встречи – наиболее эффективный способ работы, позволяющий психологу увидеть ребенка в процессе игры и занятия, родителя и ребенка – в процессе взаимодействия и дать на основании этих наблюдений наиболее верные рекомендации. Иногда достаточно увидеть, как малыш и взрослый располагаются пространственно, например у песочницы с кинетическим песком: мама притулилась сбоку, а ребенок эгоистично занял все пространство.
В процессе встреч родители узнают:
– каковы возрастные возможности ребенка и чему может научиться малыш в данном возрасте;
– как организовывать занятие в игровой форме;
– как эффективно дозировать помощь ребенку;
– как правильно подбирать игрушки, какие из них являются наиболее развивающими;
– как активизировать речь ребенка.
Родители учатся:
– решать проблемы, возникающие в процессе общения с ребенком;
– помогать своему ребенку взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
У детей:
– формируются коммуникативные навыки, произвольная регуляция поведения, малыши учатся учитывать желания других детей, ждать своей очереди, соблюдать групповые правила;
– развиваются познавательные процессы, общая и тонкая моторика, речь, формируются сенсорные эталоны;
– развиваются игровые навыки, мотивационный компонент.
Для проведения данных занятий используются пространство кабинета психолога, а также комната для игр с водой и песком. Каждое занятие представляет собой сюжетно-дидактическую игру: на основную сюжетную линию накладываются все задания на развитие восприятия размера, цвета, формы, речевые игры, конструирование, игры с кинетическим песком и водой. С каким удовольствием дети впервые становятся не только исполняющими мамины задания, но и водящими в игре с ней!
А психолог должен постоянно отслеживать два пласта работы: игровой – с детьми, и информационно-обучающий – с родителями. Для этого используется канализирование информации за счет тембра голоса и скорости речи: с детьми психолог говорит медленно и более высоким голосом, с родителями – быстро и более низким голосом.
В течение всего года мы вместе с родителями видим, как меняются их дети. Они уже не кричат и не топают ногами, если немедленно не получили игрушку, не сердятся на маму, если она сделала что-то «не так», радуются от совместно-проведенного времени, получают удовольствие от посещения детского сада, испытывают гордость за получившуюся «красоту» (открытку, конструкцию, песочную картину). А для нас, специалистов детского сада, это служит хорошей мотивацией продолжать данную форму работы.
Елена ЯКОВЛЕВА, автор программы «Играем вместе», педагог-психолог школы №2006
Комментарии