Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Притяжение добра,. или Как театральный дух учиться помогает

Учительская газета, №44 от 1 ноября 2016. Читать номер
Автор:

Из-за типовой одноликости зданий школ может показаться, что все они одинаковые, но это, конечно, не так. Каждую школу отличает от другой ее внутренняя жизнь со своими особенностями и оттенками. Эта жизнь во многом определяется энтузиазмом руководителя и желанием коллектива быть непохожим на других. В школе, о которой пойдет речь, само собой сложилось так, что стало расширяться театральное пространство, придавая тем самым внутришкольному бытию неповторимый сценический аромат. Конечно, здесь никто не приходит на уроки в костюмах, а учитель не читает нараспев монологи, но то, что театральное искусство своим лицедейским крылом задевает учебную жизнь, совершенно очевидно. С чего все началось и как театр уживается с образовательным процессом, рассказывает директор школы №3 города Никольское Любовь ПАШИНИНА.

– Любовь Викторовна, почему именно театральная педагогика в вашей школе играет большую роль?- Нужно, наверное, немного углубиться в историю, чтобы понять, почему… В нашем небольшом городке работают три школы, и у каждой есть своя изюминка. Несмотря на то что наш порядковый номер «3», мы как юридическое лицо существуем с… XVIII века. То есть наша школа – пионер образования в Никольском, поскольку была открыта первыми поселенцами. В разные годы она была восьмилеткой, потом девятилеткой, затем, когда присвоили статус «средняя», у школы появился номер, но в то время номера «1» и «2» уже были заняты, поэтому мы под номером «3».Долгое время располагались в двух старых сталинских постройках и очень ждали нового здания школы. В 2010 году оно было построено, и мы в него переехали. По требованиям того времени это была самая современная школа, рассчитанная на 500 мест. Еще на этапе закладки фундамента нового здания школы у нас начала работать театральная студия «Дебют», которой руководила выпускница Ленинградского областного колледжа культуры и искусства Анастасия Плетнева, поэтому мы сразу попросили, чтобы в этом здании были большой актовый зал, гримуборные, склад для костюмов, склад для реквизита, репетиционная комната. Наши пожелания учли, и в школе теперь есть все, что должно быть в небольшом театре, в том числе талантливые дети.- Как занятия в театральной студии помогают детям?- Да многим. Судите сами, в программе театральной студии есть занятия по развитию речи, постановке голоса. Ребята  учатся входить в роль. Все это помогает ребенку прежде всего раскрыться как творческой личности. Ведь не секрет, что часто в театральную студию приходят робкие дети, которые, тренируясь и репетируя, избавляются от внутренней зажатости.И потом, театр – искусство коллективное, и то, что один может подвести всех и сорвать спектакль, очень воспитывает. При этом ребята осваивают работу в команде. К примеру, родители вместе с детьми работают над костюмами, кто-то из ребят подбирает музыку, кто-то рисует афиши и т. д. А выезд на различные фестивали – это не только обмен опытом, но и расширение кругозора. Мы все-таки живем в небольшом городке, и когда дети знакомятся с жизнью других городов, то для них это становится ярким событием.Кроме того, мы часто выходим в социальные учреждения – больницы, детские дома, детские сады, и ребятам очень нравится быть полезными и нужными.Мне кажется, наше технократическое время, время рекламы и повторяемых слоганов, несколько ограничивает личность. Если раньше ребята выбегали на переменку и играли, то сейчас сидят, уткнувшись в гаджеты, поэтому им просто необходимо непосредственное общение, которое помогает развитию эмоциональной сферы, учит дружить, ладить, общаться. Театр в этом большой помощник. Тем более что в театральной студии есть смешанные группы, состоящие из ребят помладше и постарше, да и в спектаклях задействованы как старшеклассники, так и малыши. Наши «театралы» часто все вместе выезжают. Например, у них есть такая традиция: ребята смотрят в петербургском театре какой-либо спектакль, потом вместе обсуждают его с профессиональной точки зрения. Причем у каждого свое задание: кто-то следит за музыкой, кто-то – за костюмами героев, кто-то – за диалогами. А потом в общем обсуждении каждый высказывает свою точку зрения.- Любовь Викторовна, приходят ли заниматься в театральном коллективе ребята из других школ?- Конечно, приходят. Но вообще нужно понять, что в театр приходят те, кому это очень нужно. Потому что репетиции длятся долго, заканчиваются вечером, а еще нужно делать уроки, какие-то домашние дела. Занятия в театральном коллективе требуют некой самоотверженности. Хотя у нас были две девочки из коллектива, которые окончили школу с золотой медалью, так что если все упорядочить, то театр учебе не мешает.Мы мечтаем, чтобы на нашей базе открылся городской театр, в котором могли бы играть наши бывшие выпускники. Понятно, что в городском Доме культуры тоже есть театр, но наш, школьный, отличается тем, что ребята росли все вместе, наш театр – это как бы большая семья.- Можно ли вовлечь в театральное пространство всю школу, педагогов и  родителей?- У нас весной проводится интересный конкурс «Ожившие страницы». В его рамках каждый класс готовит отрывок из любого литературного произведения, и в этой театральной постановке могут принять участие все желающие, в том числе родители, друзья, педагоги и т. д. Недавно, к примеру, мы ставили «Мертвые души» Николая Гоголя, и я в этом спектакле играла Коробочку, а ученик – главного героя – Павла Чичикова. – Трудно ли в образе Коробочки забыть о том, что вы директор школы?- Мы же не зря знакомимся с системой Станиславского: если Коробочка, то никакого директора школы. А если серьезно, то детям очень важен этот перформанс, это превращение. Они видят, что педагоги тоже творческие люди, что они могут быть другими. Что радует: ребята принимают эту игру, но никогда не позволяют себе фамильярности, небрежности. Они понимают, что есть сцена и есть школьная деловая жизнь. – А у тех ребят, кто занимается в театральной студии, нет соблазна поиграть на уроке, так сказать, проявить свои полученные актерские навыки?- Чтобы в негативном ключе – такого не было. А вот то, что сейчас в рамках ФГОС можно использовать на уроке элементы постановок, – это прекрасно. Например, на уроке литературы можно сыграть пластический этюд, изобразить живую картину. Это очень интересная технология, которая позволяет учителю увидеть, как дети поняли характер героя, как сумели его выразить. У нас в каждом классе есть театралы, и они задают тон, если требуется.- Любовь Викторовна, у вас есть любимый спектакль?- На самом деле они все любимые. На каждый спектакль мы приглашаем жителей города, потому что считаем, что школа должна быть культурным центром. Мы устраиваем поэтические вечера, встречи с интересными людьми, различные фестивали. Например, у нас есть чудесный фестиваль национальных культур, когда каждый класс плюс команда учителей готовят постановку, посвященную тому или иному народу или области России. Здесь и приготовление блюд, и танцы, и рассказ об истории народа. Это настоящее творчество. И, что самое замечательное, как только задумывается что-то общее и яркое, сразу находятся те, кто может помочь. Это не нами выведенный, но такой проверенный и действенный закон добра. Никольское, Тосненский район, Ленинградская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту