В сфере дополнительного образования экскурсии нечастое явление: дети достаточно загружены в школе и на занятиях. К тому же мы, театральная студия «F5» при ЦДТ «На Вадковском», очень молоды, нам всего год.
Однако предложение клуба «Дети – театр – образование» поучаствовать в серии мероприятий показалось крайне заманчивым. Суть предприятия такова: дети выезжают на экскурсию, связанную с театральной тематикой, а после отправляются на мастер-класс, который в том числе помогает им усвоить информацию, полученную в ходе поездки. Первую часть акции организовала театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования (МИОО) Александра Борисовна Никитина: мы посетили музей-усадьбу «Люблино», а именно дворец Н.А. Дурасова. Для нашей студии подобный опыт был первым. Волновались, как поведут себя наши подопечные в условиях совместной поездки с двумя незнакомыми коллективами. Компанию нам составили ученики московской средней школы №123 и студии «Соффит» под руководством Натальи Михайловны Логвиновой. Возраст группы колебался в диапазоне 10-16 лет. Во дворце Дурасова нас встретила Елена Вячеславовна Гыске, не только экскурсовод, но и социальный педагог, отучившаяся в МИОО. Она без труда выбрала, наверное, единственный правильный способ удержать внимание столь разношерстной публики. В каждом зале особняка она смешивала традиционную подачу информации с тем, что сегодня принято называть «интерактив». Напомню суть приема: дети становятся активными слушателями – их постоянно вовлекают в действие, чередуя подвижные игры с дискуссиями. Ребята танцуют старинные танцы, строят «живые картины», свободно высказывают собственные соображения, в общем, находятся все время при деле. Апофеоз, конечно, посещение театрального зала, в котором юные артисты ставят миниатюрный спектакль средствами дурасовского театра. Любо-дорого смотреть! Вторая часть мероприятия – мастер-класс Максима Змиевского – прошла на площадке школы №123. Максим Владимирович, весьма востребованный режиссер, работающий в центре творчества «На набережной», центре образования №686 «Класс Центр», средней школе №123, ведущий собственную студию «Академия Хухры-мухры» в городе Краснознаменске Московской области, в очередной раз продемонстрировал свое мастерство. Начав занятие с традиционной для театральных студий разминки (упражнения «снежный ком», «поймать хлопок», «заполнение пространства» и т. д.), Максим Змиевский стал синхронизировать упражнения с материалами экскурсии, актуализируя информацию о люблинской усадьбе. В результате каждый участник вспомнил что-то сам и узнал, что запомнилось его «коллегам». Дети разных возрастов настолько плотно погрузились в материал, что смогли продемонстрировать серию импровизаций на тему крепостного театра Дурасова. Результат очевиден – КПД от поездки увеличен многократно. Другой огромный плюс такой методики – расширение коммуникативных связей между учениками различных студий. Дети ежедневно заняты в школе, а свободное время почти полностью проводят в своих секциях, кружках. Это приводит к тому, что ребята замыкаются внутри своего коллектива, что никак не способствует гармоничному развитию. А подобные акции меняют ситуацию. Присмотревшись во время поездки к другим коллективам, мои подопечные в процессе мастер-класса были поставлены Максимом Владимировичем Змиевским в ситуацию, когда они должны работать и договариваться с участниками других студий. Такой подход дал поразительный результат. Мои ученики, записавшиеся в студию буквально пару недель назад, общались с новыми знакомыми так же бойко и свободно, как те, кто отзанимался уже год. Любая работа, направленная на консолидацию движения детских театров, сейчас особенно актуальна, коммуникационные технологии настолько развиты, что информационная изоляция неуместна. Так что, уважаемые коллеги, присоединяйтесь! Алексей ГРИШИН, театровед, педагог центра детского творчества «На Вадковском», Москва
Комментарии