Ломать стереотипы – занятие непростое, но необходимое. Мало того, увлекательное. Ведь что может быть интереснее попытки взглянуть на привычные вещи иначе?
Наталья АЛЕКСЮТИНАБугры,Всеволожский район
Вероника Ивановна Реброва, заведующая дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида №35» поселка Бугры Всеволожского района, вообще к понятиям «расхожее мнение», «стереотип» относится недружелюбно. Оно и понятно, придя работать в детский сад в 19 лет, она сломала устоявшиеся представления об административном звене, став в возрасте 27 лет самой молодой заведующей во Всеволожском районе. А возглавив учреждение, почувствовала, что придется вносить изменения в первую очередь в сознание родителей, ограничивающих деятельность детского сада определениями «присмотр» и «уход». В ее понимании детский сад был огромным волшебным миром, где были бы созданы все условия для творческого и личностного развития ребенка.
За почти десять лет руководства Ребровой при поддержке администрации района, Комитета по образованию Всеволожского района Бугровский детский сад, единственный в поселке и один из старейших в районе, стал выглядеть неузнаваемо. В свои 45 лет в живописном окружении прогулочных площадок, спортивного комплекса, небольшого приусадебного участка, кустарников и деревьев он выглядит «юношей».
У Ребровой молодая, отлично подобранная команда. Как она отмечает: «прогрессивный, нестандартно мыслящий коллектив». Еще одна деталь: ДОУ ежегодно обобщает результаты своей деятельности в местных СМИ, а к 45-летию учреждения даже выпущен информационно-практический журнал «Солнечное детство». Кроме того, в прошлом году Бугровский детский сад стал победителем областного конкурса «Школа года-2009» в номинации «Детский сад года-2009».
– Мы регулярно участвуем в муниципальных, региональных и межрегиональных конкурсах, имеем дипломы победителей, – рассказывает Вероника Ивановна, – а с 2003 по 2007 год наше учреждение являлось муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Оптимизация и гуманизация воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ». Особый акцент мы делали на здоровьесберегающую и здоровьеформирующую деятельность. Наверное, не нужно объяснять, что проблема детской заболеваемости – одна из самых актуальных проблем. Отрицательное влияние природной и социальной среды сказывается на качестве обучения и воспитания детей. Как показывает сравнительный анализ детей, вновь поступивших в детский сад начиная с 2006 года, абсолютно здоровых среди них всего от 14 до 18%. Есть тенденция к увеличению числа детей, страдающих той или иной патологией (ЛОР-патологии – 20%, остеопатия – 5%, зрение – 10%, нервная система – 4%). Поэтому с целью укрепления здоровья детей, организации оздоровления и здоровьесберегающей работы у нас в рамках эксперимента начался и реализуется по сей день проект «Здоровье».
Научными руководителями проекта являлись доцент кафедры психофизиологии детства РГПУ им. А.И.Герцена Татьяна Грядкина и методист Ленинградского областного института развития образования Дина Алексеева. Программа прошла очень успешно, и на сегодня у нас один из самых низких показателей заболеваемости детей – число дней, пропущенных одним ребенком по болезни в течение года, снизилось с 14 дней до 5. Поскольку мы не имеем специального медицинского персонала, чтобы создать индивидуально-оздоровительные маршруты для детей, то разрабатывали и продолжаем разрабатывать такую оздоровительную программу, которая подошла бы комплексно ко всем и ее при соответствующем обучении можно было бы реализовывать силами родителей, воспитателей и имеющихся медработников.
– Из чего состояла программа?
– Это целая система оздоровительно-профилактических мероприятий. Наша программа состояла из трех блоков: физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Первый блок касался физического благополучия ребенка и включал в себя много компонентов: от витаминотерапии до подбора специализированных гимнастик. У нас разработано очень много стандартных адаптационных спортивных комплексов, направленных на укрепление здоровья. К примеру, первое полугодие во всех группах после сна идет остеопатическая гимнастика, а во втором полугодии – адаптационная гимнастика. Причем все это делается под контролем врача-педиатра.
Что касается блока «Психическое благополучие», то сюда входила разработка учебного плана и сетки занятий с учетом психофизиологических особенностей ребенка. На основе принципов Выготского о ведущей деятельности ребенка мы строили образовательный процесс без перегрузки нервной системы. В частности, наши дети не сразу приступали к занятиям, поскольку мы учитывали, что им трудно сразу перестроиться и начать воспринимать обучающий процесс. Поэтому занятия у нас начинались не в 9 часов утра, а в 9.15. Также мы учитывали продуктивность дней. Например, во вторник, среду, четверг учебная нагрузка должна быть увеличена, а в понедельник и пятницу, наоборот, снижена. Данный блок предполагал гибкую сетку занятий. Что это значит? В процессе эксперимента воспитателю были предоставлены свобода и возможность идти от детей. Скажем, педагог видит, что сегодня солнечная погода, и с учетом того, что в нашей климатической зоне мало солнечных дней, он может вывести детей на прогулку и провести там занятие по развитию речи, что будет более продуктивно, чем если бы дети сидели в группе. То же относительно сна. Мы знаем, что дети редко засыпают в положенное время, обычно они «запаздывают», поэтому соблюдение режима дня тоже должно идти от ребенка. Если дети заснули позже и сладко спят, мы их не тревожим. Таким образом, воспитатель имеет возможность корректировать свою деятельность, уходя от стандартизации и регламентации.
Кстати сказать, по итогам проекта, который закончился в 2007 году, было выпущено две книги: «Педагогика оздоровления» и «Мы вместе». Тираж разошелся мгновенно. Наверное, потому что здесь были прописаны все оздоровительно-профилактические мероприятия и даны профилактические советы, рекомендации: от диеты до закаливания.
Как известно, связка «ребенок – воспитатель» будет неполной без такого важного звена, как «родитель». Именно поэтому программой развития Бугровского детского сада предусмотрен и реализуется инновационный проект «Мы вместе», направленный на активизацию совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.
Данный проект является продолжением направления «Социальное благополучие», входящего в проект «Здоровье», и реализует технологии сотрудничества и развивающего взаимодействия субъектов образовательного процесса, то есть родителей, детей и педагогов.
В Бугровском детском саду огромное внимание уделено работе с родителями. Потому что, как объясняет Вероника Ивановна, как бы хорошо в саду что-то ни делалось, если это не встречает поддержки в семье, эффекта не будет.
– Мы пришли к выводу, что лучшей формой взаимодействия с родителями будет проектная деятельность, и не ошиблись. Сегодня у нас много совместных проектов по всем сферам деятельности: творческие, спортивные, развивающие. Контакт выстраивается именно в контексте деятельности, а не консультационными, информативными методами. Надо признаться, что сначала нам всем было трудно, и в первое время больше была задействована связка «воспитатель – ребенок», но, постепенно применяя все возможные стимулирующие методы, в том числе награды, премии, мы привлекли родителей к решению образовательных задач. И дело пошло. К примеру, в этом году мы ездили в ВВЦ в Москву и представляли совместный проект «Веселое тесто» по сюжетам сказок.
– Самый многочисленный проект?
– В прошлом году мы вместе с российским фондом развития образования «Сообщество» участвовали в конкурсе семейного книгоиздательства, и на региональном этапе представили 68 книг. Это были удивительные книги, посвященные семье и созданные родителями вместе с детьми, просто кладезь новых идей. Награждение победителей проходило в Петропавловской крепости, и наши родители ездили туда вместе с детьми. Наш детский сад получил пять дипломов.
На мой взгляд, в этом взаимодействии решается очень важная задача. Конечно, мы сегодня просвещены, начитанны, но общаться с детьми мы не умеем. Общение часто заменяет телевизор или компьютер, а детям не хватает общения. Если мы можем помочь семье своими идеями, силами, то очень рады. Конечно, есть родители, которые редко откликаются на наши призывы, но мы стараемся.
Если продолжать тему совместного взаимодействия, то у нас прижился семейный клуб «Мамина школа». Он пользуется большой популярностью. Занятия проходят раз в месяц в разных группах. Готовятся три помещения и три специалиста: психолог, инструктор физкультуры и, допустим, педагог дополнительного образования или педагог информатики (в детском саду есть небольшой компьютерный класс). Эти специалисты проводят секционные занятия для мам вместе с детьми. Предлагают технологии совместного взаимодействия. К примеру, как провести совместную гимнастику, как вместе поиграть и порисовать. Причем занятия по изо очень любят «ясельки», потому что там используется пальчиковое рисование красками и зубной пастой.
Форму такого взаимодействия мы частично переняли из французского проекта «Зеленый дом», где в семейных клубах родители вместе с детьми могут пообщаться и между собой, и со специалистами.
– Вероника Ивановна, первый эксперимент закончился, что дальше?..
– Сегодня мы работаем по разработанным программам, готовы их транслировать, а также мы решили продолжить тему здоровья и пошли еще на один эксперимент. Наша нынешняя тема – «Развитие исследовательского поведения, познавательной активности, самостоятельности детей 5-7 лет в двигательной деятельности и формирование компетентности субъектов педагогического процесса как фактора здоровьесбережения и обеспечения высокоэффективного предшкольного образования». Изучая мотивационную готовность детей к школе, мы увидели их очень низкие психологические показатели: недостаточно развиты память, внимание, мышление. Это, конечно, уже не локальная, а глобальная проблема. У детей снижена познавательная и самостоятельная деятельность, а это влечет за собой неуспеваемость в школе. Поэтому мы решили посвятить свои новые исследования и разработки развитию самостоятельной деятельности, сохраняя в большей части программу «Здоровье».
Комментарии