В яснополянский период своей педагогической деятельности Толстой написал статью под непривычно и полемически звучащим названием: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Лев Николаевич стратегию своей педагогики определял постулатом: не только учитель формирует учеников, но и ученики его формируют. При встрече со своими маленькими учениками Толстой оживлялся и шутливо говорил: «Мои учителя пришли». Под конец жизни признавался знакомым: «Я до сих пор учусь у детей».
Один из современников Л.Н.Толстого, непосредственно общавшийся с ним в период его педагогической деятельности, рассказывал: «И теперь Лев Николаевич уже не учительствует, а, как сам он говорит, пользуется занятиями с детьми, «…чтобы самому поучиться у них». И он очень дорожит общением с крестьянской детворой и пытливо прислушивается к детскому мнению…»Толстоведы считали, что дети помогали великому писателю видеть нешаблонно, каждый раз по-новому, непосредственно, свежо. Ученики не давали умереть в нем ребенку и открывали возможность сохранить свое вечное детство с присущей ему свежестью впечатлений, радостью постоянных открытий.Л.Н.Толстой настаивал на мысли, что «…лишь любовью к детям и истинным общением с детской душою возможно создать счастливое человечество». Созидательная установка великого мыслителя, помогающая и в наши дни понять: работая учителем, обучая отдельных учащихся, педагог решает важнейшую глобальную задачу; дети как бы приглашают учителя поучаствовать в создании, ни больше ни меньше, счастливого человечества в целом.Как-то Л.Н.Толстой бросил такую фразу: «И писать надо учиться у них. Просто. Не мудрствуя…» В этой связи мне не дает покоя замечание одной слабослышащей семиклассницы по поводу написанного в учебнике материала, того, что необходимо было прочитать, понять, выучить и пересказать: «Кто это пишет? А можно пояснее и покороче?»Современные учителя и ученики часто сталкиваются с неоправданно усложненным синтаксисом учебного материала. Не только учащиеся, но и педагоги предъявляют претензии к содержанию учебников – все слишком академично, сложно, несовременно, особенно когда речь идет о гуманитарных науках, которые в большей мере призваны воспитывать чувства учащихся, чем развивать рассудочные навыки. Если вы, уважаемые коллеги, достигли такого профессионального уровня, что готовы издавать учебные пособия для учащихся начальной или основной школы, то надо помнить одно важное правило. Дети – народ простой, на вещи смотрят просто. А для простых людей, как и о простых вещах, надо писать просто. Лишь тогда получится писать для детей «…так же, как для взрослых, только лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». И это как раз то важнейшее правило, которому надо научиться.Давно сказано, что роль учителя – «стоять не над, а рядом», что лозунг педагога – «я помогу, я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сегодня надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. И не опускаться до собственных негативных эмоций. Основная парадигма в работе учителя: «дать каждому ребенку возможность проявить себя». Ученик – это не только и не столько «кувшин, который мы должны заполнить, сколько искорка, которой мы должны помочь зажечься».Учитель и ученик всегда рядом. И если ребенок растет и меняется по-своему, то учитель тоже должен расти и развиваться по-своему. И для каждого это взаимообразный, взаимодеятельностный естественный процесс.Мы принимаем в ребенке непосредственность, честность, интуицию, естественность, простоту и бескорыстие; учимся оптимизму у сангвиников, сдержанности – у флегматиков. А затем через слово, на уровне взрослого передаем им все то же на уроках и во внеурочное время. «Уча, мы сами учимся».В этой связи учителю важно помнить (и лучшие умы человечества об этом напоминали), что:- человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим;- научить и научиться легче тому, что любишь;- способности детей обнаруживаются лишь тогда, когда умственный процесс идет от них самих, когда они находятся в активном творческом состоянии;- дети постоянно учатся: изучают себя, окружающие предметы, людей, и поэтому они так быстро развиваются;- детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут;- если мы будем учить для школы, а не для жизни – у нас ничего не получится;- мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.Дети нас могут научить парадоксальным вещам. В отношениях с ними мы знаем, что беспорядок – это плохо, и стараемся исключить его из нашей жизни. Однако замечено, что «…проблемы, борьба и беспорядок являются важнейшими составляющими прогресса, роста и движения к цели. Если вы считаете, что в совместной жизни вашей и ваших детей все всегда должно идти гладко и прекрасно, вы живете в мире грез».Психологи отмечают, что дети полностью живут в моменте «здесь и сейчас». Взрослые же слишком заняты воспоминаниями о том, что уже произошло, или планированием того, что может произойти в будущем. Это отвлекает их и мешает быть более производительными и эффективными.Дети – особенные существа. В отличие от взрослых их не выбивают из колеи мелкие проблемы. Они слишком заняты окружающим миром и собственной жизнью в нем, пытаясь разобраться в том, что они делают, с чем сталкиваются, – суть серьезным самообразованием.Мы же иногда уделяем большое внимание мелочам лишь для того, чтобы создать видимость деятельности, боясь сделать осознанный шаг в направлении важной цели. Профессионалы призывают освободить себя от мышления перфекциониста (сторонники перфекционизма иногда считают, что совершенствование человека является не только его нравственной задачей, но и смыслом всей человеческой истории), уметь сосредоточиться на глобальной цели и твердо идти к ее достижению, не распыляясь на мелкие детали: «Дети – это чистые, искренние, настоящие, хотя еще очень маленькие, люди. Учитесь у них. Они могут научить вас большему, чем вы их. Не мешайте им, навязывая свои стандарты. Помогайте им развиваться, и они помогут вам!» «Станьте как дети, и вам откроется…» Хотя бы на время общения с учениками в школе.И в этой последней фразе один из ответов на главный вопрос.Саркис ЗУРОБЬЯН, учитель русского языка и литературы, сурдопедагог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30 имени К.А.Микаэльяна, кандидат педагогических наук
Комментарии