search
Топ 10

Пришелец в мире зрячеслышащих

Ежедневный подвиг тезки знаменитого полководца

Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета. У него много званий и наград: по­четный международный доктор гуманитарных наук Саскуаханско­го университета (штат Пенсильвания, США), действительный член Международной академии информатизации при ООН, обладатель почетной золотой медали имени Льва Толстого, ордена Буратино и др. Это и для обычного-то человека много, а Суворова назвать обычным никак нельзя. Потому что он слепоглухой. Недавно в свет вышла книга Александра Васильевича «Эксперимент длиною в жизнь», в которой он рассказывает свою удивительную биографию.

 

«…Перед вами просто-напросто… исповедь, – говорит автор в предисловии. – О том, как без зрения и слуха мог вырасти духовно зрячеслышащий человек». Быть инвалидом, человеком с ограниченными возможностями здоровья несладко, даже если ты лишен только одной из этих возможностей. Скажем, зрения, или слуха, или способности самостоятельно передвигаться… Саша Суворов, уроженец города Фрунзе, полностью ослеп в четыре года, к девяти годам перестал слышать. Позднее был поставлен диагноз – болезнь Фридрейха – наследственно-дегенеративное заболевание нервной системы, которое в последние годы усадило его в инвалидную коляску.

Но тогда, в детстве, ему, можно сказать, повезло. Рядом оказались люди, не равнодушные к его судьбе. Во-первых, это его мать Мария Тихоновна, которая все делала для того, чтобы ее старший сын чувствовал себя полноценной личностью, развивался. Так, мальчик в 11 лет оказался в Загорской школе-интернате для слепоглухонемых детей – единственном на тот момент заведении такого рода в СССР.

В 1971 году начался так называемый загорский эксперимент. 18‑летнего Александра и троих его товарищей по интернату – Наталью Корнееву, Юрия Лернера и Сергея Сироткина – перевели в Москву, в экспериментальную группу при лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. С ними работала целая команда замечательных ученых: доктор психологических наук А.И.Мещеряков, доктор философских наук Э.В.Ильенков, академик АПН СССР А.Н.Леонтьев и их друзья. Благодаря их колоссальным усилиям, а также поддержке государства молодые люди смогли поступить на факультет психологии МГУ, получать необходимое оборудование и материалы для жизни и учебы. Кроме того, за каждым из них был закреплен свой тактильный переводчик. Студентам-инвалидам государство платило пенсии, их помощникам – зарплату.

После окончания психфака Суворов занялся научной деятельностью. С 1977 года он работал в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО). В 1994 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты», в 1996‑м – докторскую диссертацию по теме «Человечность как фактор саморазвития личности». С 1996 года стал доцентом, с 1999‑го – профессором кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования. Является автором книг «Школа взаимной человечности», «Слепоглухой в мире зрячеслышащих», «Разведчик на трудной планете: страницы из дневника», «Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих», многочисленных научных статей и трудов.

А теперь представьте, как Суворову удалось все это осуществить, не владея двумя важнейшими органами чувств, которые позволяют контактировать с окружающим миром. Если человек слеп, то у него обычно бывают обострены слух и осязание. Если он глух, то учится читать по губам, овладевает специальным языком жестов. А если ты не видишь и не слышишь? Остается только осязание…

К счастью, Александр Васильевич не родился слепоглухим, он помнил, как выглядят предметы, успел освоить человеческую речь. Но жизнь человека, способного вступать в контакт с миром только тактильным путем, все равно не похожа на привычную. Можно сказать, что Суворову пришлось совершать ежедневный подвиг, так как для полноценного существования ему приходилось использовать сложную систему коммуникации, включая пользование специальными устройствами, дактилологию (ручную азбуку) и письмо на ладони. Плюс всю жизнь ему пришлось серьезно зависеть от посторонних людей, причем не всегда близких или знакомых, но и, скажем, прохожих на улице.

Несмотря на это, Суворов (может, на него в какой-то мере повлияло то, что он является полным тезкой знаменитого полководца) смог вести настолько полноценную жизнь, насколько это возможно в его ситуации. Например, активно путешествовать, проводить занятия, работать с детьми.

Да, книга «Эксперимент длиною в жизнь» рассказывает историю человека физически неполноценного. Но в то же время обладающего высоким интеллектом и богатым внутренним миром, позволяющими ему успешно заниматься такими вещами, как психология, философия, педагогика, писать талантливые стихи. Можно было бы позиционировать это произведение как очередную «Повесть о настоящем человеке», посвященную преодолению трудностей, вызванных физической ущербностью. Но на самом деле посыл книги гораздо шире. Она поднимает тему «слепоглухих пришельцев» в нашем мире. Да, их, должно быть, немного в масштабах всего человечества и тем более отдельной страны, но они есть. И им надо предоставить шанс жить, а не просто существовать.

В их жизни нет многого из того, что есть в жизни нормального, здорового человека. И в то же время в ней есть многие вещи, которых нет в жизни большинства из нас, потому что нам они просто ни к чему. Но эти вещи позволяют «пришельцам» выполнять какие-то повседневные задачи, общаться, даже писать тексты в мессенджерах и читать информацию в Интернете, используя специальные приспособ­ления, например, с брайлевским дисплеем и клавиатурой. Именно статус «пришельца» позволяет автору книги находить общий язык с трудными подростками в лагере, которые вряд ли стали бы прислушиваться к мнению здоровых взрослых.

Книга заставляет прежде всего задуматься о том, что мир многообразен, в нем могут сосуществовать друг с другом совершенно разные вселенные. И иногда полезно хоть на время прикоснуться к такой параллельной вселенной.

Александр Суворов. Эксперимент длиною в жизнь. – М.: ЛитГОСТ, 2021.

Ирина ШЛИОНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту