search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей У сотрудницы Челябинского вуза выявили корь Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых» В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным
0

Пришел – построил – воспитал. И это вы называете свободой?

Объявили кофе-брейк, и делегаты педагогической конференции наводнили буфет. Седовласый профессор, чьим докладом закончилось первое отделение, неспешно потягивал эспрессо за столиком в углу.

Позвольте, неужели вы действительно верите в то, о чем сейчас рассказывали? – неожиданно прозвучал над его ухом вкрадчивый голос. Обернувшись, докладчик увидел перед собой пожилого мужчину в дорогом сером костюме. – В полную свободу учителя, в отсутствие внешних рамок…Седовласый с твердостью проповедника пробасил в бороду:- Безусловно, верю. Ибо кто есть учитель, как не творец, свободно определяющий судьбы зависящих от него детей? В классе, своей маленькой вселенной, он подлинный демиург. Вспомните Макаренко – вот наглядное воплощение созидательного начала педагога: пришел – построил – воспитал. Наша свобода заключается во власти над невинной душой: если не мы, кто вочеловечит ее? Только мы, учителя, засеем это пустое поле зернами знаний, заботливо отделенными от плевел, заполним tabula rasa письменами. Ученика мы вооружим словом. Вы знакомы с гипотезой лингвистической относительности? Согласно ей слово, а не бытие определяет сознание. И наши воспитанники будут познавать мир сквозь призму языковой картины, которую дадим им мы.- И это вы называете свободой? – собеседник скептически сощурил зеленый глаз. – Вообразим на секунду, что бюрократические ограничения в виде учебного плана попросту исчезли. Внесет ли учитель литературы в программу книгу аморальную, хоть и хорошо написанную? Выпустит ли на конкурс чтецов ученика с «Гаврилиадой»? Самоограничение, возразите вы. А вам не приходило в голову, что сегодня образование ориентировано в основном не на познание, а на формирование из ребенка высокоморальной личности? Ты можешь Байрона не знать, но гражданином быть обязан. Вот что связывает учителя по рукам и ногам.- А что вы предлагаете? Предоставить неокрепшему уму доступ к голым фактам, не объяснив, как их использовать? Все равно что вручить ему текст «Улисса» без комментариев Хоружего. Раскрыть перед ним звездное небо и лишить внутреннего нравственного закона. Боюсь, такая практика подходит лишь тем, кто достаточно силен, чтобы найти свой путь. Но есть и те, кто собьется с дороги. На кого ляжет ответственность за их поломанные судьбы? На учителя. В его руках настоящее и грядущее. Не великодушнее ли вложить в сердце ученика огонь, чтобы освещать ему путь во мраке?- Вложить огонь или избитые, затертые до дыр истины? Ваш выращенный в колбе гомункул отправится в самостоятельную жизнь, полный не своих – ваших идей и взглядов! Избавьте ребенка от необходимости выбирать, лишите его тернистого пути познания (и самопознания!) – и вы получите не личность, а жалкий слепок с собственной натуры. Создав ученика по образу и подобию своему, вы обрекаете его на вечный комплекс неполноценности. Вероятно, искусство педагога и состоит в том, чтобы соблюсти хрупкий баланс между свободой и самоконтролем, между путем пастыря или путем искусителя (в хорошем смысле, конечно). Выбор за вами.Юлия ИГУМНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1306

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте