search
main
Топ 10
«Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов В Краснодаре прошел самый массовый единый государственный экзамен досрочного периода Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Подписан приказ о возвращении РУДН имени Патриса Лумумбы Эксперты определили самый популярный предмет на ЕГЭ среди московских школьников Сергей Кравцов принял участие в церемонии гашения марки, посвященной юбилею Константина Ушинского Российские школьники показали лучший результат на международных олимпиадах за последние 10 лет
0

Природный комплекс Среднего Приангарья География, биология и химия в одном уроке

Задачи урока:
1. Установить интеграционные связи в природном комплексе через усвоение физико-географических, биологических, химических и экологических процессов.
2. Развивать навыки самостоятельного анализа учебной и дополнительной литературы, тематических карт, гербариев, литературы научного характера.
3. Продолжить совершенствование навыков групповой, индивидуально-поисковой и дифференцированно-исследовательской работы в практических наблюдениях.
Организация деятельности учащихся.
1. Организационный момент. Монолог о природе. Видеозапись “Роль человека в природе”.
2. Слово учителя: задачи урока. Постановка проблемы: чем обосновываются взаимосвязи компонентов природы в ПТК.
3. Определение заданий по группам.
4. Работа в группах по направлениям (используются инструкционные карты-задания):
а) географический экскурс – географическое положение характеризуемой территории;
б) геология, тектоника, рельеф, полезные ископаемые;
в) климат и внутренние воды;
г) природа – сообщества растительные и животные, экологические проблемы, связанные с деятельностью человека (видеофрагмент);
д) почвы – зеркало природы (исследование почвы на кислотность).
Приемы и методы поиска знаний: картографические исследования, работа с учебной и дополнительной литературой по картам-заданиям проводилась индивидуально и в парах дома. На уроке происходят обмен результатами наблюдений, обсуждение в группах, постановка опыта по химическому исследованию почв, консультации с учителями географии, биологии, химии.
5. Выступления учеников: географов, геологов, геоморфологов, гидрологов, климатологов, биологов, экологов, экономистов. Составление опорной схемы природного комплекса Среднего Приангарья.
6. Подведение итогов работы по установлению взаимосвязи (взаимозависимости) между природными компонентами. Ответ на проблемный вопрос: в чем заключаются взаимосвязи компонентов природы? Какова роль человека в сохранении природы окружающей среды?

Инструкционные карты
N 1. Инструкционная карта – задание по определению географического положения Среднего Приангарья.
Установить по карте России местоположение территории:
а) в каком физико-географическом районе расположена территория?
б) по отношению к реке Ангара;
в) по отношению к океанам;
г) в каком часовом поясе? (VII часовой пояс);
д) какой климатический пояс, природная зона? область?
е) координаты г. Усть-Илимска,
ж) расстояние от Усть-Илимска до Иркутска.
Литература: “География Иркутской области” В.М. Бояркин, стр. 6-9. Атлас. Карты физическая и политико-административная.

N2. Инструкционная карта. Геологам.
1. Что лежит в основании территории (платформа или геосинклиналь)?
2. В какие эры образовалась эта территория?
3. Какое строение имеет? Сейсмична или нет?
4. Что такое траппы. Когда они образовались? При каких условиях?
5. Какие полезные ископаемые имеются в Приангарье?
Литература: Карта Иркутской области, тектоническая карта учебника.

N3. Инструкционная карта. Геоморфологам.
1. Какой рельеф преобладает (холмистый, плоский)?
2. К какой крупной форме поверхности относится (низменности, плоскогорью)?
3. Куда наклонена (по течению Ангары, определить)?
4. Высота над уровнем моря.
Физическая карта атласа.

N4. Инструкционная карта. Климатологам.
1. В каком климатическом поясе находится территория? Какой район, тип климата.
2. Количество солнечной радиации.
3. Тип климата.
4. Температура января, июля. Амплитуда.
5. Увлажнение (к=о/и), осадки, испаряемость.
6. Какие факторы определили такой климат?
7. Продолжительность лета, зимы. Преобладающие типы погоды (циклональные или антициклональные).
8. Оценка климата для жизнедеятельности людей.

N5. Инструкционная карта – задание для исследования “Поверхностные воды Среднего Приангарья”.
Установить: 1) Какая крупная река орошает территорию Среднего Приангарья? 2) Краткая характеристика реки? К какому бассейну океана относится? Описать начало, направление течения, характер течения в связи с рельефом, режим в связи с климатом, энергетический потенциал реки, использование реки в хозяйственно-промышленных нуждах.
Литература: география Иркутской области. Карты атласа.

N6. Инструкционная карта – задание по исследованию “Почвы Среднего Приангарья”.
Установить, что называется почвой.
1. Тип почв. Карта Иркутской области.
2. Характеристика почвы. “Почва – зеркало природы”. Условия формирования: климат, растительность, горные материнские породы.
3. Определить кислотность почвы.
4. Выводы о плодородии, условиях использования почв в сельском хозяйстве (какие мелиоративные мероприятия необходимы для улучшения плодородия почв?).
Литература: География Иркутской области. Карта почв Иркутской области.
Для определения кислотности используются образец почвы, индикаторы кислотности.

N7. Инструкционная карта. Биологам.
1. Какое природное сообщество характерно для нашей территории? Какая природная зона (карта природных зон атласа)?
2. Какие экологические проблемы возникли в связи с антропогенным воздействием?
3. Как они решаются?
Можно использовать гербарий. (Выбрать образцы, характерные для нашей природы).

Александра МЕЩЕРЯКОВА,
учитель географии
г. Усть-Илимск,
Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте