Цели: Формирование у учащихся представления об экологических проблемах страны и родного края, показать основные направления охраны природы, раскрыть некоторые аспекты ответственности за нарушения в сфере охраны природы; воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе; развитие творческих способностей учащихся, познавательных интересов, умения работать в группах.
Урок-турпоход
Оформление
Карта путешествия с остановками и заданиями.
Плакаты на экологическую тему.
Рисунки учащихся на тему: «Экология и порядок в нашем доме».
Эпиграф к уроку: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (Ф.Бэкон)
Ход урока
Учитель: Сегодня мы будем говорить о природе и ее охране. Ведь тема нашего урока – «Природа не прощает ошибок». И урок я хотела бы начать словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Проснувшись утром, первым делом приведи в порядок планету!»
И мы с вами отправляемся в поход, но не простой поход, а экологический. А что же означает «экология» – это наука о доме, о жилище. Под жилищем понимается окружающая человека природа. Поэтому, когда говорят об экологии, имеют в виду все, что связано с порядком в доме, т.е. в природе, с охраной природы.
Я думаю, наше путешествие будет интересным и полезным. Но в поход всегда идут с хорошими друзьями. С помощью жеребьевки мы поделились на две команды. Я предлагаю каждой команде придумать название и выбрать капитана.
Итак, все готово? Тогда в путь! Будем делать привалы, выполнять задания, наблюдать и рассуждать. Обратите внимание на карту, на ней указан наш маршрут.
(Все перемещения учитель отмечает на карте путешествия.)
А вот и первое препятствие. Перед нами река Безымянка, но нет мостика. Нам нужно построить мост, чтобы переправиться на другой берег. А для этого выполним первое задание.
Учитель читает текст:
«Человек своей деятельностью наносит природе огромный вред. Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор. В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине. Очень загрязнены Черное и Аральское моря. Реку Дунай называют «сточной канавой» Европы. Мировой океан принадлежит всем. Но он и… ничей. Каждый год в него сваливают миллиарды тонн жидких и твердых отходов. В результате гибнут морские животные, рыба, птицы».
Это только несколько проблем из тех, что существуют в мире.
Задание командам: расскажите об экологических проблемах в нашем крае.
Время обсуждения – 2 мин.
Затем команды выступают со своими рассказами.
В дополнение я хочу привести некоторые данные о состоянии окружающей среды в Оленинском районе Тверской области. Выбросы в атмосферу стационарных источников производят 14 предприятий. В результате в воздушную среду за год поступает восемь тонн загрязняющих веществ. Основная масса выбросов приходится на поселковые котельные – 95% выбросов.
Загрязнены р. Сишка и р. Береза. Очистные сооружения работают неудовлетворительно. Низкое качество питьевой воды способствует возникновению у населения заболеваний органов пищеварения, поражения зубов, заболеваний кишечными инфекциями, вирусным гепатитом «А». Идет незаконная вырубка леса. Только в 2001 г. зарегистрировано 6 случаев, ущерб составил 165,8 тыс. рублей.
Все это губительно сказывается на окружающей нас природе. Надо срочно принимать меры для защиты и охраны природы родного края.
Наше путешествие продолжается. Мы идем дальше! Жарко! А впереди спасительная прохлада. Хотите войти в лесную дубраву и испить чистой воды из ручейка-змеевичка? Тогда выполните задание: вспомните пословицы и поговорки о природе.
Команды поочередно называют пословицы и поговорки.
Привал у д.Зеленая.
Задание: команды должны составить рекламный ролик о необходимости охраны природы.
Река Чистюлька.
Задание: переплыть можно лишь в том случае, если перечислишь меры, которые позволят не загрязнять ее.
Привал на поляне в лесу.
Каждая команда готовит рассказ о пользе лесов, приводит свои примеры их гибели и сокращения площадей.
Озеро Голубое.
Учитель: Хотите искупаться перед тем как вернуться домой? Тогда вспомним о своем домашнем задании. Вероятно, лучше всего можно определить состояние природы, если мы на время сами представим себя деревом, рекой, озером или даже воздухом.
Учащиеся зачитывают свои сочинения.
Учитель: Вот и подошел к концу наш экологический поход. Мы вернулись домой.
Давайте подведем итог нашему путешествию.
Вам понравился наш поход?
А что особенно запомнилось?
Ребята, нужно охранять и защищать природу?
Что вы, дети, можете сделать для охраны природы?
Ребята отвечают на вопросы.
Учитель выставляет и комментирует оценки.
Учитель: Закончить наш урок хочу словами Р.Эмерсона: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок». Никогда и нигде не наносите вреда природе! Помните об этом, ребята!
Спасибо вам за урок.
Л.НОВИКОВА, учитель Оленинской школы, Тверская область
Комментарии