Наверное, далеко не каждая школа может гордиться тем, что с каждым годом все чаще и чаще в нее возвращаются выпускники уже в качестве учителей. Я не знаю другого критерия, который бы настолько однозначно определял, какая в школе атмосфера – благоприятная или нет.
Мы можем измерить самые разные показатели – от уровня и качества обученности детей до степени владения компьютером среди учителей, и все же нам это ровным счетом ничего не будет говорить о том, как детям и педагогам живется в конкретном учебном заведении, с радостью или нет они идут учиться и учить. На мой взгляд, большое количество преподавателей, которые пришли работать в свою родную школу, свидетельствует о том, что именно здесь они нашли некий пример для подражания и ту атмосферу, в которую хочется вернуться.
Сейчас в нашей школе №1502 «Энергия» работает уже не одно поколение выпускников. Когда я начинала свой педагогический путь в 2009 году, то была одной из первых, кто пришел в альма-матер в новом качестве. И могу сказать точно: такой поддержки, наставничества в самом хорошем смысле этого слова от своих учителей, а нынче коллег, я и желать не могла. Это очень ценно, ведь именно первые годы работы в школе определяют, станет ли педагогика делом жизни. Из моей группы в педагогическом вузе только 15% остались в этой профессии, поскольку некоторые, являясь молодыми специалистами, попросту не нашли поддержки в коллективе.
Конечно, самым главным человеком во время учебы в школе для меня был классный руководитель Александр Александрович Дмитриев. Сейчас, будучи уже в 8‑й раз сама классным руководителем, я понимаю, что он для меня стал тем самым значимым взрослым, которого ты боишься подвести и благодаря которому происходит становление личности. Его умение оставаться в любой ситуации самим собой определило мой основной жизненный принцип – никогда не изменять себе. И неудивительно, что из нашего класса сразу два выпускника решили связать свою профессиональную деятельность именно с педагогикой.
На данный момент я являюсь не только руководителем 9‑го класса, где тоже стараюсь выстроить с ребятами доверительные отношения, став таким же наставником для них, но и председателем самого большого методобъединения в школе – 145 руководителей класса. В их число в этом году, спустя 15 лет после выпуска нашего класса, вновь вошел и Александр Александрович, которому я как классный руководитель во многом обязана своим становлением и теперь с удовольствием помогаю. Надо сказать, что быть наставником для детей – нелегкое дело, но стать им для взрослых – это задача куда сложнее. Здесь требуется постоянное желание работать над собой, непрерывно учиться чему-то новому, чтобы передавать свой опыт и знания, но и это не уберегает от ошибок.
В гимне нашей школы есть замечательные слова: «Кто учитель, а кто ученик – мы едины в лицее теперь». И сейчас, когда руководителями класса становятся уже и мои выпускники, я понимаю, насколько определяющими стали эти строки не только для меня, но и для всех, кого притягивают обратно словно магнитом родные стены.
Екатерина КАРАСЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1502 «Энергия», председатель методического объединения руководителей классов, член Ассоциации руководителей классов Москвы
Комментарии