Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

Приоритеты учителя-практика

Выбор инструментария для успешной подготовки к ОГЭ по русскому языку - задача первостепенной важности
Учительская газета, №36 от 08 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Анастасия ВАСИЛЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

«Как быстро растут чужие дети!» – в шутку восклицала я каждый год, увидев на традиционных августовских встречах своих учеников. И в этот раз очень рада была приветствовать повзрослевших девятиклассников после долгого расставания: «Лето – это маленькая жизнь». У кого-то из ребят 2020-2021 школьный учебный год будет завершающим, а с кем-то мы продолжим динамичное движение к одиннадцатому классу. Так или иначе сейчас нам с ребятами и их родителями предстоит большая системная совместная работа по подготовке к экзаменам. И она, по общему пониманию и настрою, должна быть максимально эффективной.

Анастасия Василевская

Иногда мои дети шутят, что им повезло вдвойне: их классный руководитель ведет русский язык, поэтому даже в обычных разговорах приходится следить за грамотностью. Согласитесь, очень удобно. Но не разговорами едиными мы готовимся к ОГЭ по русскому языку. Планирование работы начинается с выбора инструментария, и прежде всего актуальных учебных пособий. Радует, что ассортимент методических и практико-ориентированных изданий сегодня чрезвычайно разнообразен, но при этом на мне как учителе лежит ответственность за правильный выбор. Признаюсь, мои предпочтения в этом году на стороне пособия Галины Тимофеевны Егораевой, вышедшего в издательстве «Экзамен». После личной встречи с этим авторитетным экспертом в 2019 году на методическом семинаре, который запомнился практико-ориентированностью и предметной насыщенностью, я укрепилась в аргументированности своих приоритетов. Для меня и моих учеников пособием для подготовки к экзамену определенно будет сборник «ОГЭ 2021. Русский язык. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий».

Поделюсь с коллегами плюсами, о которых не спорят.
Определяющим целевое назначение этого издания является актуальность материалов, то есть их соответствие демонстрационной версии ОГЭ. В этом отношении пособие Г.Т.Егораевой получает твердую пятерку.

Нужно отметить и разнообразие заданий в тренировочных вариантах, причем в процессе работы четко прослеживается следование кодификатору по русскому языку. Так, например, для раздела 3 «Лексика и фразеология» предложены кроме так хорошо знакомого подбора синонимов и задания, связанные с другими навыками, а именно:

1. Определение слова по его лексическому значению:
Найдите в тексте слово, которое имеет значение ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСШЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.

2. Опознавание фразеологизма в тексте по его значению:
Найдите в тексте фразеологизм со значением ОЧЕНЬ ГРОМКО.

3. Определение термина по его значению (в этом случае очень важно не просто найти соответствующее слово, но и знать, в чем заключается специфика терминов):

Найдите в тексте медицинский термин – название заболевания Лукьяна, послужившее причиной операции.

4. Определение антонимических пар:

Найдите в тексте контекстные антонимические пары.

Если обратиться к другим разделам кодификатора, то вы обнаружите такое же разнообразие заданий в пособии, при этом среди них практически нет ни одного проходного, для наращивания объема: каждое задание работает на результат.

К текстам в тренировочных вариантах творческий учитель всегда относится с особым вниманием. Они должны быть живыми, интересными, познавательными, провокационными, подталкивать к рассуждениям и размышлениям, учить думать, анализировать, делать выводы. Навыки работы с такими тщательно отобранными текстами очень пригодятся в дальнейшем при написании сочинения. Отдаю должное продуманному выбору фрагментов для заданий 6-9, в которых затронуты близкие для подростков темы. Здесь и человеческая зависть: «И злыми завистники бывают оттого, что их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других», и доброта: «Не счесть людей, прозревших для добра», и вера в хорошее: «Помните, пожалуйста: каждую минуту все может измениться к лучшему», и человечность: «Главное, чтобы он был Человеком – в любой профессии».

Многие из текстов написаны современными писателями и блогерами, а это всегда привлекает внимание детей. Автор пособия использует любую возможность, чтобы прививать учащимся вкус к хорошему слову и стилю, знакомить с творчеством писателей, не включенных в школьный курс.

Но всех нас сейчас волнует не столько сам ОГЭ, сколько риск возвращения к дистанционному обучению. Как бы хорошо ни обстояли дела в отчетах разных уровней, учителя и дети знают простую истину: учение в школе идет через живое общение. Это особенно важно при подготовке к экзамену по русскому языку, когда учителю наряду с отработкой экзаменационных заданий надо решить так много важных педагогических задач.

Надеюсь, что все у нас получится. Поделюсь с вами, коллеги, мощной энергетикой цитаты испанского писателя Мигеля де Сервантеса: «Кто приготовился к бою, тот его наполовину выиграл». В нашем случае пособие Г.Т.Егораевой – верный союзник и в подготовке к такому важному испытанию, и в битве за прочные знания наших учеников.


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt