В начале каждого нового учебного года в системе московского образования проводится научно-практическая конференция, посвященная развитию дошкольного образования. Хорошей традицией нашей конференции стало подведение итогов реализации задач, поставленных год назад.
В течение всего года шел интенсивный процесс реализации совместного пилотного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», сегодня в нем принимают участие четвертая часть дошкольных учреждений города (в прошлом году – каждое десятое); была создана общественная редколлегия, которая во главе с Викторией Молодцовой, шеф-редактор «УГ-Москва», рассказала за год обо всех ресурсных центрах. Активизировалась работа с дошкольными образовательными учреждениями, имеющими низкий рейтинг у родителей. В целом по городу прослеживается положительная динамика: из 51 ДОУ с низким рейтингом на конец учебного года в настоящее время остаются на контроле и пристальном внимании окружных управлений образования и методических служб округов 24 учреждения. Во многом изменить ситуацию позволил созданный в прошлом году городской методический совет, который анализировал состояние дел в этих детских садах и давал конкретные рекомендации окружным методическим центрам и учреждениям по улучшению ситуации. Эта деятельность будет продолжена, и в дополнение в практику войдут публичные отчеты руководителей дошкольных образовательных учреждений перед родителями и общественностью. Дополнительные возможности в работе с детскими садами, имеющими низкий рейтинг, открывает и работающий форум Департамента образования. Определенные положительные изменения произошли в развитии преемственности дошкольного и начального общего образования. В округах вошло в практику проводить дни открытых дверей в школах для детей подготовительных групп, воспитателей и родителей, выступления и знакомство учителей будущих первоклассников с воспитанниками детских садов, выстраивается совместная деятельность по подготовке детей к школе, проводятся совместные семинары по опыту работы дошкольников и учителей начальных классов. Для координации этой деятельности Департамент образования и окружные управления образования разработали конкретный план работы по реализации этой преемственности на новый учебный год, который вводит в практику совместные совещания и планирование специалистов, отвечающих за дошкольное и начальное общее образование. В новом учебном году окружным управлениям образования предстоит произвести определенную переоценку кадровых ресурсов воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ и учителей начальных классов, пересмотреть преемственность образовательных программ и используемых технологий дошкольного и начального общего образования, провести мониторинг и выработать подходы к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников, взаимодействию семьи и образовательного учреждения в интересах развития ребенка. Главная направленность всех этих мер – сделать адаптацию детей в школе менее болезненной и более комфортной. В некоторых округах уже сейчас запланировано в конце сентября в школах совместно с дошкольными образовательными учреждениями проведение педагогических советов, на которых предстоит проанализировать первые шаги в этом направлении и разработать конкретные действия на учебный год. Считаю, что реализация планов преемственности в работе детского сада и начальной школы должна стать приоритетным направлением работы каждого дошкольного образовательного учреждения в новом учебном году.За последние годы в городе сделано немало для повышения качества дошкольного образования. В системе московского дошкольного образования сложилась формула успешного детского сада. Это детский сад, в который с удовольствием по утрам спешат дети, деятельностью которого довольны родители, в котором работают творческие педагоги. Эти три слагаемых есть во всех пользующихся популярностью и авторитетом детских садах.Немаловажную роль в повышении качества образования играет конкурсное движение. Так сложилось, что в прошедшем учебном году многие городские конкурсы были юбилейными. Конкурс «Детский сад года-2009» был 5-м, «Воспитатель года города Москвы-2010» проходил в 10-й раз, кроме того, в прошедшем учебном году состоялся конкурс «Малыши столицы-2010». Надо сказать, что дошкольные образовательные учреждения и педагоги ряда округов на протяжении нескольких лет показывают высокие результаты, например, в этом году дошкольники Северо-Восточного округа стали победителями во всех трех названных конкурсах, представители дошкольного сообщества Южного округа одержали 2 победы в конкурсе «Детский сад года-2009», дошкольники Восточного и Центрального округов победили в конкурсе «Детский сад года-2009» и «Малыши столицы-2010».Участники конкурсов от года к году стремятся показать свое мастерство и добиться победы. Это стало престижно, да и повышает авторитет педагогического коллектива и вызывает доверие у родителей. Конечно, победы возможны только тогда, когда есть интересные, творческие дела, слаженный коллектив педагогов и мудрость руководителя.Третий год Департамент образования совместно с ЮНЕСКО реализуют пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы». В процессе реализации проекта расширился круг участников и сформировался кадровый ресурс инновационного движения дошкольного образования города Москвы. В настоящее время вокруг успешно работающих 17 ресурсных центров, реализующих основные направления проекта, в сетевом взаимодействии участвуют около 5 тысяч увлеченных творческих педагогов. И конечно, вопрос не столько в том, сколько учреждений участвуют в проекте, хотя эти цифры подтверждают устойчивый интерес к разрабатываемым проблемам, а в том, каковы же первые результаты реализации совместного пилотного проекта. Надо признать, что проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов совместно с научным сообществом, занимающихся проблемами детства. Каждый коллектив Ресурсного центра от формулирования гипотез перешел к выстраиванию модели нового образовательного пространства. Впервые практики сделали социальный заказ науке в лице научных руководителей ресурсных центров на исследование обозначенных проблем. Казалось бы, проблемы эти известны и не новы для педагогов. Мы всегда занимались интеллектуальным развитием малышей: читали им книги, рассказывали, учили их наблюдать за окружающим миром, обучали различным приемам и играм. Опыт работы Ресурсного центра «Маленькие гении» (детский сад №2523 «Академия детства») показал, что проектной деятельностью и лабораторными исследованиями можно заниматься и в раннем возрасте как наиболее благоприятном периоде для развития интеллекта ребенка. Эта деятельность побуждает детей и их родителей ко все более активному участию в интеллектуальном марафоне «Знай-ка!», конкурсах и выставках, где прослеживаются личностные достижения ребенка. В прошлом учебном году мы практически ежемесячно в Департаменте открывали выставки детских работ ресурсных центров, демонстрировали совместные проекты детей и родителей семейных детских садов. Накоплены интересные наблюдения и формулируются первые выводы, например, Ресурсный центр «Девочки и мальчики» (детского сада комбинированного вида №557), педагогический коллектив которого выстраивает образовательное пространство с учетом гендерного подхода к развитию детей, отметил, что уже сейчас значительно снизилась заболеваемость мальчиков (на 37%), они стали более уверенными, спокойными в общении с девочками.Разработка и внедрение современных образовательных технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, на развитие и поддержку детской познавательной и творческой инициативы, на поликультурное и инклюзивное образование и многое другое, познакомили дошкольное педагогическое сообщество с мировым опытом в этих вопросах, привели к поиску собственных решений, реализации удачных практик в своих детских садах. Произошла собственная переоценка ценностей и авторитетов, где главным стало осознание собственной роли в творческом процессе.Объединение детских садов и педагогов в сетевом взаимодействии в проекте позволило реализовать на практике эффективную форму повышения квалификации, когда воспитатель не только овладевает новыми образовательными технологиями, но и сам совершенствуется, занимая позицию педагога по отношению к своим коллегам. Весной в течение 63 дней в Москве в рамках реализации проекта проходила Эстафета педагогического мастерства. Каждый Ресурсный центр в течение недели представлял и обсуждал со своими коллегами наработанный опыт, делился своими выводами и наблюдениями. Всего за прошедшие три года было проведено около 400 конференций, мастер-классов, дискуссий, «круглых столов» и презентаций лучшего педагогического опыта дошкольников. Три дня с 27 по 29 сентября в Москве будет проходить Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста. Мы прекрасно понимаем, что проведением Всемирной конференции в Москве процесс реализации пилотного проекта не заканчивается. Задача Департамента и окружных управлений образования – сделать накопленный опыт достоянием всех педагогических коллективов, имеющих отношение к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. И не только опыт участников проекта должен стать наполнением электронной библиотеки «Московское образование: от младенчества до школы», создаваемой в городе, но и опыт экспериментальных площадок, практика победителей дошкольных учреждений, участвовавших в городских конкурсах. Словом, все самое ценное, накопленное педагогической практикой, наукой города должно войти в эту библиотеку.Задача же руководителей дошкольных образовательных учреждений – активнее включать педагогов в реализацию проекта. Каждое дошкольное учреждение должно в той или иной степени включиться в дальнейшую работу по данному проекту. Окружным управлениям образования совместно с методическими центрами необходимо отобрать, помочь описать накопленный опыт и методики для электронной библиотеки. Задача педагогических вузов, кафедр повышения квалификации – сделать этот опыт достоянием студентов, совместно с Департаментом образования создать на базе ресурсных центров дошкольных учреждений площадки для их обучения.Работа ресурсных центров «Детский сад для всех» (детский сад комбинированного вида №288), «Мой садик дома» (Центр образования №2245) в рамках пилотного проекта позволила разработать им и транслировать на все учреждения образовательную технологию, благодаря которой выработаны наиболее оптимальные условия для благоприятной адаптации ребенка в детском саду. Их опыт и опыт детских садов, которые открыли центры игровой поддержки ребенка или адаптационные группы кратковременного пребывания, показал, что их правильная организация позволяет снизить заболеваемость двухлетних детей почти в 2 раза.С 1 сентября в системе московского образования будет работать 307 центров игровой поддержки и 491 адаптационная группа кратковременного пребывания, в которых будут воспитываться 17,6 тысяч малышей. Наша общая задача: создавать все необходимые условия, чтобы дети до поступления в детский сад могли посещать центры игровой поддержки или группы кратковременного пребывания. Для этого окружным управлениям образования требуется провести анализ потребностей родителей в тех или иных новых формах для их детей. Сегодня не во всех округах этому уделяется должное внимание, несмотря на то что только по сравнению с прошлым годом увеличилось абсолютное число новых форм и сегодня 7% детей от всего контингента воспитанников государственной системы дошкольного образования посещают эти новые формы, а это больше, чем в прошлом году, на 3 тысячи малышей. Вместе с тем надо отметить, что группы кратковременного пребывания не получают должного развития в этом году. Каждая из новых форм выполняет свою определенную задачу. Например, дети, имеющие проблемы со здоровьем, посещают лекотеки и службы ранней помощи. В Москве вот уже несколько лет складывается система серьезной ранней помощи детям и семьям, где имеются дети с проблемами, начиная от консультативных пунктов до систематической работы и обучения детей как в коррекционных образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных учреждениях. Свыше 16 тысяч детей дошкольного возраста проходят ежегодно через консультирование или систематические коррекционные занятия в 62 психолого-педагогических или медико-социальных центрах. И это дает свои результаты. По данным исследования, проведенного Центром психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» Северного округа, семьи, в которых есть дети с тяжелыми проблемами развития, не посещающие лекотеку и не получающие необходимую поддержку, распадаются в два с половиной раза чаще, чем те, где сложные дети имеют возможность ходить в лекотеку.В этом учебном году 91 дошкольное учреждение принимает более 600 малышей, имеющих проблемы со здоровьем, на инклюзивную форму развития и обучения. Разрабатывается положение об инклюзивной группе, перестраивается система повышения квалификации в городе, приобретается во все учреждения необходимое коррекционно-развивающее и реабилитационное оборудование, оборудование, позволяющее создать комфортную безбарьерную среду в учреждениях. Все это выстраивается в рамках реализующейся стратегии развития инклюзивных процессов в городе. Главная задача для Департамента образования: создать необходимую нормативно-правовую базу для ее реализации в этом учебном году. – Понимая, что развитие различных новых форм в городе требует и определенной организации деятельности, и особого сопровождения детей рядом специалистов, Департамент образования и московские вузы открыли разнообразные курсы повышения квалификации. Только за последние два года на базах Московского городского психолого-педагогического университета, Московского института открытого образования и Центра информационных технологий и учебного оборудования повысили квалификацию более 700 специалистов.Для повышения квалификации сотрудников дошкольных образовательных учреждений открыты курсы на 24 и 72 часа по разным темам, начата бюджетная профессиональная переподготовка по программе «Клинико-психолого-педагогические основы работы в службах ранней помощи и лекотеках» (500 часов). Конечно, этого недостаточно. Окружным методическим центрам необходимо провести анализ потребностей в повышении квалификации педагогических кадров, работающих в системе дошкольного образования, составить перспективные планы на ближайшие два года, тем более что это связано с новыми задачами, открывающимися в связи с более широким созданием дошкольных отделений в общеобразовательных школах.Этот год особый для дошкольников. С 1 сентября в соответствии с приказом Минобрнауки РФ вводятся Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный Федеральному государственному образовательному стандарту, который принят для начальной школы.Новый нормативный документ – «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – определяет основу образовательной программы каждого российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Это определенный шаг вперед в развитии дошкольного образования.В Москве каждое дошкольное образовательное учреждение ежегодно формирует образовательную программу. ФГТ содержат требования к структуре и к разделам обязательной части образовательной программы детского сада. Основная общеобразовательная программа каждого детского сада состоит из двух частей: обязательной и вариативной, формируемой участниками образовательного процесса.В состав обязательной части входят 6 разделов, среди которых выделяются 10 образовательных областей.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, создает пространство для маневра и реализации принципа вариативности, благодаря чему создается возможность учитывать потребности конкретных детей, пожелания родителей и иные особенности конкретного детского сада.Реализация всего этого непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов от городской и окружных методических служб. Сложнее всего будет тем педагогам, которые привыкли считать занятие основной формой работы с детьми. ФГТ утверждают основной формой работы с детьми игру.Вместе с тем нельзя допустить и перегибов. Одна из главных задач детского сада – развитие способностей детей. Интеллектуальные и умственные средства, накопленные человечеством, передаются ребенку. И далеко не всегда их можно передать в игре. То есть на практике нужен разумный обоснованный баланс между игрой и занятиями. И этому педагогов необходимо учить! Вместе с тем надо понимать, что игра как ведущая деятельность, имеющая свою самоценность, не должна использоваться только для решения образовательно-воспитательных задач.Кроме того, в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада должно быть включено взаимодействие с семьями детей.Безусловно, дополнительные проблемы возникают в связи с тем, что существующие вариативные программы воспитания и обучения детей (а их более 40), которые используются в настоящее время детскими садами, ориентированы на классический, понятный практикам подход в организации работы по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей. Разработчики ведут работу по приведению программ в соответствие с ФГТ, но пока ни одной программы практики не получили.Получается, что приказ Минобрнауки вступил в действие, его необходимо выполнять, но:- вариативные программы воспитания и обучения детей не приведены в единство в соответствии с этим приказом;- предметно-развивающая среда в детских садах в соответствии с ФГТ не отработана;- система подготовки кадров (вузы и педагогические колледжи) только будет перестраиваться;- система повышения квалификации кадров тоже начинается лишь с октября 2010 года.В этих условиях всем контролирующим и проверяющим органам необходимо учитывать и понимать, что наступающий учебный год – переходный период в реализации ФГТ, и до утверждения примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования у учреждения остается право работать в соответствии с разработанной ранее образовательной программой, основанной на той или иной комплексной программе, будь то «Детство», «Истоки», «Развитие» или другие.Все, кто внимательно изучал ФГТ, отметили, что московское дошкольное образование сработало с опережением: многие разработки проекта «Московское образование: от младенчества до школы» соответствуют образовательным областям данных требований.Надо отметить, что в ФГТ есть спорные моменты, требующие оценки. Например, в разделе «Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» говорится: освоение обязательной части программы «обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования».Тем самым в ФГТ зафиксировано положение, противоречащее, как нам кажется, имеющимся на сегодняшний день данным как отечественной, так и зарубежной науки и практики образования. В соответствии с этими данными при норме в развитии ребенка разброс показателей развития между быстро развивающимися и медленно развивающимися детьми может достигать к моменту поступления в школу до 3 лет по всем значимым параметрам. Кроме этого, значительная часть детей имеет те или иные проблемы в развитии, дальнейшая работа с которыми предстоит специалистам в последующие периоды.Считаю, что нельзя ожидать, что у всех детей к моменту поступления в школу будут полностью сформированы требуемые предпосылки к обучению. Задача учителя начальной школы – целенаправленно способствовать дальнейшему развитию этих предпосылок.По поручению Департамента образования кафедра педагогики и методики Московского института открытого образования совместно с окружными методическими центрами и Московским городским психолого-педагогическим университетом разработала Методические рекомендации по реализации ФГТ, которые были в апреле 2010 года направлены Департаментом образования в окружные управления образования. Весной состоялись установочные совещания со старшими воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Окружным методическим службам необходимо проанализировать выполнение этой работы, оказать практическую помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений, которые испытывают трудности в реализации ФГТ. ФГТ должны стать составной частью системы подготовки и переподготовки кадров, а также повышения квалификации. Это задача МИОО, МГПУ, МГППУ и МГПИ.Все эти задачи и возникшие проблемы с реализацией федеральных требований обсуждались в августовские дни на научно-практической конференции в НИИ дошкольного образования имени А.В.Запорожца, на которой была представлена как образец переработанная комплексная программа «Истоки» и рекомендовано окружным методическим центрам и МИОО организовать встречи, обсуждения с авторскими коллективами других переработанных комплексных программ. Институт берет на себя организацию системы городской экспертизы новой издаваемой методической литературы с целью создания рекомендательных списков для образовательных учреждений.Говоря сегодня о развитии дошкольного образования в городе и возросшем доверии родителей к этой системе, надо отметить что 4-летняя реализация программы «Московская семья – компетентные родители», создание Академии родительства, широкое распространение опыта развития совместной проектно-исследовательской деятельности детей и родителей, развитие семейных детских садов (которых сегодня в городе уже 375) прочно укрепились в практике города. Изменились не только формы и методы взаимодействия с родителями, но и философия взаимодействия: где от «работы с родителями» перешли к «сотрудничеству и партнерству». Уже нет «это ваша проблема, а это – наша», есть общее стремление помочь маленькому гражданину понять этот мир, найти наилучшие способы его развития, выстроить и продолжить совместно эту образовательную линию. Взаимодействие с родителями, оказание им помощи в решении психолого-педагогических проблем осуществляются сегодня не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в консультативных пунктах для родителей и детей, воспитывающихся в домашних условиях, службах ранней помощи, лекотеках и, конечно, в семейных детских садах.В новом учебном году окружные управления образования совместно с органами здравоохранения и муниципальными службами должны организовать работу школы молодого родителя, при этом уделив особое внимание тем, кто еще только готовится стать мамами и папами, это будет способствовать созданию счастливой, любящей семьи.Сегодня городская система дошкольного образования, как никогда, открыта к новациям и взаимодействию с родителями. Лучший опыт мы пропагандируем и среди родителей на ежегодной школьной ярмарке «От А до Я» в Манеже. В этом году впервые на ярмарке проведено 32 мастер-класса «Играем вместе с детьми». Это стало возможным благодаря слаженной деятельности окружных управлений образования, организаторов и бессменного помощника в течение четырех лет игровых площадок и консультативных зон ЗАО «Элти-Кудиц». В 2010 году эту площадку посетили и получили огромное удовольствие свыше 2,5 тысячи детей из 29 городов России и 33 городов Подмосковья. Надеюсь, что все эти семьи смогли приобрести интересные игры, представляемые этой и другими организациями на выставке.Сталкиваясь с дошкольными учреждениями, родители прежде всего беспокоятся о том, как быстро их ребенок после домашней обстановки привыкнет к новым условиям, а после выхода из детского сада – насколько он готов к школе. Надо сказать, что, готовя брошюру для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?», мы провели опрос родителей. Каждого второго из них волнует именно эта проблема, хотя предметно читали литературу по этому вопросу лишь в каждой второй семье.Родители, которые знакомы с подобной литературой, отмечают, что предложенная брошюра «Готов ли ваш ребенок к школе?» гораздо лучше аналогов или хотя бы в чем-то лучше. Причем те родители, которые уже читали подобную литературу, признались, что нашли в пособии много нового по данной тематике. Те же, для кого это пособие стало первым, отмечали, что оно им необходимо, так как это единственный способ узнать, как подготовить ребенка к школе. 75% родителей определенно посоветовали бы пособие друзьям и знакомым.В октябре она выйдет и будет бесплатно распространяться через детские сады. Для родителей, дети которых не посещают государственные дошкольные учреждения, в каждом округе будут определены государственные учреждения, в которых будет предложена эта брошюра. Надеемся, что она станет нужной педагогам и руководителям дошкольных учреждений. Интересно будет узнать и их мнение о полезности такой информационно-справочной литературы. Должна сказать, что это уже вторая брошюра, подготовленная издателями совместно с авторским коллективом Московского центра качества и Департаментом образования.В прошлом году была издана и передана во все комиссии по комплектованию для каждого родителя брошюра «От младенчества до школы», которая вышла тиражом 80 тыс. экз. При вручении пособия родители заполняли анкету, было проанкетировано 50790 семей. 27% опрошенных сообщили, что хотят еще иметь в семье детей, так что в ближайшие годы в Москве спад рождаемости не ожидается.Конечно, для города проблема важнейшая – обеспечение всех желающих местами в дошкольных учреждениях. К сожалению, несмотря на все меры, предпринимаемые Правительством Москвы, а только летом в соответствии с дополнительно предпринятыми мерами на решение этой проблемы был выделен из бюджета города 1 миллиард рублей, дефицит мест составил 25,9 тысячи мест. Наилучшая ситуация по снижению очередности в Южном, Центральном, Восточном и Зеленоградском округах. Это связано с тем, что именно в этих округах хорошо развита сеть адаптационных групп и для детей раннего возраста, так как только эта категория детей составляет наибольший процент в очереди на получение мест – свыше 52%. В целом по Москве развитие групп для детей раннего возраста неоправданно низкое. В среднем группы для детей до 3 лет открыты в одном из семи детских садов. Отсюда и большая очередность. Не все работы по созданию дополнительных мест выполнены сегодня Юго-Западным, Восточным, Северным, Юго-Восточным окружными управлениями образования. Нелегко идет работа по созданию дошкольных отделений в общеобразовательных учреждениях. Непросто идет и подготовка нормативных документов: по созданию мини-детских садов во встроенно-пристроенных помещениях как наиболее приближенных к месту проживания самого ребенка и его семьи; корпоративных детских садов на площадях организаций, испытывающих в этом потребность. Сегодня пришло время рассмотреть все возможные варианты и найти новые эффективные решения этой проблемы в городе. Например, учитывая развивающиеся новые формы, позволяющие лишь частично решить проблему высвобождения времени мамы, мы предлагаем вузам создавать через малые организации гувернерские службы из числа студентов старших курсов для оказания помощи родителям ребенка. Мы намерены более рационально использовать все имеющиеся ресурсы и помещения для развития не практиковавшихся в городе новых форм. Планируем открыть Скорую педагогическую помощь – структурное подразделение государственного дошкольного образовательного учреждения, создающееся для поддержки семей, дети из которых не обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях, и оказания семьям индивидуальной помощи в воспитании детей на дому в отсутствии родителей.Предполагаем существенно расширить возможности домашних детских садов – групп кратковременного пребывания, открываемых на 1-м или 1-2-х этажах жилых зданий, установив особый график работы, который даст возможность детям получить дошкольное образование в таком саду с организацией сна и питания в домашних условиях. По информации окружных управлений образования, есть спрос населения на такую форму дошкольного образования. Но для этого необходимо хорошо представлять социальные запросы семей.С 1 октября в связи с многочисленными жалобами на плохую организацию работы ряда комиссий по комплектованию дошкольных учреждений Департамент образования вводит новый порядок их комплектования. Регистрация и зачисление детей в детский сад будут осуществляться через Интернет. Подготовлен приказ Департамента образования о новой системе комплектования дошкольных образовательных учреждений, но до этого нам предстоит пройти через очень ответственный и непростой период информирования родителей о новой системе комплектования. Окружным управлениям образования необходимо организовать эту работу эффективно, так, чтобы ни один родитель не остался без внимания и информации. Очень важно проводить аудит и анализ заполняемых родителями анкет, где наряду с традиционными вопросами будут звучать и обозначенные проблемы для выяснения образовательных запросов.2011 год объявлен в Москве Годом спорта и здорового образа жизни. Программа массовых физкультурно-спортивных мероприятий, пропагандирующих ценности физической культуры и здорового образа жизни, расширилась во всех округах, стали традиционными 4-уровневые (детский сад – район – округ – город) детские соревнования, такие как «Веселые старты», «Дельфиненок» и «Умею плавать», «Школа мяча», «Красота в движении – здоровье с детства», «Осенний марафон». Для одаренных детей в области физической культуры проводятся предметная олимпиада «Я готов учиться в школе» и соревнования «Юный шашист».Большую роль в приобщении детей к физкультуре и спорту играют спортивные секции и кружки в дошкольных образовательных учреждениях, в которых сегодня занимаются 23 тысячи малышей. Только за прошлый год их количество увеличилось более чем в 2 раза (2009 год – 2200, 2008 год – 952). Особой популярностью пользуются ритмическая гимнастика, шашки, аквааэробика, плавание, спортивные танцы, ушу и настольный теннис. «Круглые столы» и семинары по обсуждению опыта физического развития и закаливания детей, повышение квалификации с учетом новых технологий и на базе ресурсных центров входят в практику работы ДОУ. Несмотря на все финансовые трудности, еще 29 дошкольных учреждений получают словенское спортивное оборудование «Элемента». Радует нас, взрослых, и создает хорошее, бодрое настроение утренняя ежедневная зарядка, с которой начинается день во всех детских садах города. Вместе с тем есть дошкольные образовательные учреждения, в которых к проведению этих занятий и утренней гимнастики относятся формально. Управлениям образования в таких случаях надо принимать кардинальные меры.Но, несмотря на то что растет количество детей, участвующих в соревнованиях и секциях, их процент от общего количества детей в возрасте от 3 лет, посещающих детские сады, составляет от 5 до10% в различных округах. Думаю, что Департамент образования должен разработать такую систему мер, которая позволит каждому ребенку по его физическому развитию найти спортивную секцию, зарядка приучит ребенка к правильному началу дня, поможет родителям не на словах, а вместе с ребенком проводить и участвовать в спортивных праздниках и эстафетах, экскурсиях и походах. Пусть сами дети заставят родителей перейти от Дней здоровья к здоровому образу жизни. Каждый руководитель дошкольного учреждения должен с этих позиций пересмотреть распорядок дня в детском саду, традиции, которые установились, роль в этом наших воспитателей по физической культуре и внести изменения в свои планы мероприятий на этот год. Своеобразным смотром в этом вопросе наших дошкольных учреждений станут планируемые в апреле будущего года дни открытых дверей для родителей по этой теме – в 2010 году в подобных днях участвовало почти 65 тысяч родителей.Безусловно, выполнение всех обозначенных проблем подразумевает высокую ответственность не только организаторов этой деятельности – окружных управлений образования, но и прежде всего педагогических коллективов дошкольных учреждений и их руководителей. Здесь у нас есть немало общих резервов. Главное – любить свою работу, понимать меру ответственности и честно ее выполнять. Пусть маленькие сограждане этого еще не понимают и далеки от наших обсуждений, хотя все это делается ради них. Главное, чтобы наша разумная, добрая и, смею надеяться, вечная деятельность не прерывалась и на смену нам приходили еще более целеустремленные, ищущие и творческие личности.Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования
Комментарии