search
main
0

Приоритеты расставлены. Образование – не в их числе

Ежегодное послание Президента России Федеральному Собранию РФ – документ стратегический. В нем глава государства расставляет приоритеты на ближайший год, указывает парламенту, какие задачи необходимо решить в первую очередь.

Зачин у нынешнего послания был самый что ни на есть социальный:
“Наши цели неизменны – демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное – повышение уровня жизни нашего народа. Здесь есть достижения, хотя и небольшие. В прошлом году продолжился экономический рост. Удалось создать новые рабочие места. Численность безработных сократилась на 700 тысяч человек. Реальные доходы граждан выросли почти на 6 процентов. Год назад мы ставили скромную, но чрезвычайно важную задачу – добиться, чтобы средняя пенсия в стране превзошла, наконец, прожиточный минимум пенсионера. Сегодня, можно сказать, эта задача решена. Люди увереннее смотрят в завтрашний день – многие начинают строить долгосрочные личные планы, стремятся получить образование и новые профессии. И, видимо, не случайно, что прошлый год был для России рекордным по числу студентов.
Удовлетворяет ли нас достигнутое? Наш ответ – конечно же, нет, еще раз нет. Для “головокружения от успехов” нет никаких оснований”.
После такого вступления можно было ожидать, что проблемы социальной сфере, и образования в том числе, в президентском послании будут стоять далеко не на последнем месте. Но не тут-то было. Приоритеты (в порядке перечисления) расставлены следующим образом: административная реформа, модернизация судебно-правовой системы, разграничение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти, ситуация в Чечне, проблемы малого бизнеса и естественных монополий.
Говоря о российской науке, Владимир Путин заметил: “Целые научные направления и школы поддерживаются грантами мировых исследовательских центров и международных концернов. Но богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия, должным образом нами самими не используется. Достойных и долгосрочных проектов для него в экономике очень мало. В этой связи правительству следует определиться с формами государственной поддержки новых технологий. Найти подходы, соответствующие нашим ресурсам, современной географии рынков, типам хозяйственных связей. Понятно, что модель научно-технического прогресса прошлых лет – помпезную и архаичную модель одновременно – восстанавливать нецелесообразно. Необходимы решения, привязанные к конкретным проектам, а не к отдельным отраслям. Надо помочь российским разработчикам встроиться в мировой венчурный рынок капитала, обеспечивающий эффективный оборот научных продуктов и услуг. И начать эту работу в тех сегментах мирового рынка, которые действительно могут занять отечественные производители. И, наконец, нужно создавать условия для здоровой коммерциализации прикладной науки. В том числе путем создания совместных предприятий как в России, так и за рубежом”.
Образованию президент посвятил всего пару строк. И то, говоря о сотрудничестве со странами СНГ:
“Большие резервы интеграции скрыты в гуманитарных проектах – в том числе научных и образовательных. Россия уже повысила число студентов из стран СНГ. И правительство должно рассмотреть возможность дальнейшего увеличения числа обучающихся – хотя бы до 1 процента от общей численности тех, за кого сегодня платит российское государство”.
И ни слова – о наших студентах, равно как о проблемах российских школ и учителей. Где же провозглашавшийся с высоких политических трибун приоритет образования? Может быть, правительство и парламент успешно справились с задачами, которые президент поставил в своем прошлогоднем послании? Но, к примеру, закон о госстандарте пока не дошел в Думе даже до первого чтения. О нормативном финансировании пока приходится только мечтать. Не сформирована пока и независимая система аттестации и контроля качества образования. Единственно, что удалось сделать правительству, – ввести адресные социальные стипендии для малообеспеченных студентов. Но и здесь механизм еще до конца не отработан.
Что же означает молчание президента? Одно из двух: либо глава государства доволен ходом реформ в системе образования и не считает нужным еще раз обращаться к этой теме, либо власть сменила свои приоритеты.

Сергей КОСЫГИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте