search
Топ 10

Приоритеты или раритеты? Школа и церковь обречены на сотрудничество

Ежегодно Рождественские чтения, этот Международный церковно-общественный форум, собирает все более широкий круг лиц, заинтересованных в развитии религиозного образования и в духовном возрождении Отечества. Стало доброй традицией, что на открытии чтений наряду с священноначалием выступают министр образования РФ В.М.Филиппов и президент РАО Н.Д.Никандров, а также министр образования Республики Беларусь Василий Иванович Стражев. О масштабе Рождественских чтений свидетельствуют следующие цифры: уже в предыдущих участвовали более 5 тысяч человек, из них около 2500 представляли 81 епархию. В рамках чтений, на пленарных и секционных заседаниях, конференциях, “круглых столах” было прочитано свыше 500 докладов. Заметно повысился их научный уровень. Наиболее крупные конференции, проводившиеся в рамках чтений, прошли с участием и под руководством представителей академической науки. Чтения наглядно показали, что российская наука, культура и образование в лице ее видных представителей продолжают постепенно воцерковляться. Если сопоставить между собой чтения 1997 и 2000 годов, то можно отметить не только значительный рост числа участников, но и то, что гораздо важнее, тенденцию к качественному расширению их состава – этот форум привлекает к себе все новые и новые круги творческой и научной, вузовской интеллигенции, светских педагогов, стремящихся овладеть православным мировоззрением во всей его полноте.

Русский аспект
Всероссийская конференция русских школ хотя и не высветила изначально общие цели и задачи, но они легко просматриваются при анализе недельной программы работы и списка выступающих в многочисленных секциях.
Попробуем проанализировать особенности проведения, направлений, географии и итогов в сопоставлении, хотя бы в самом общем виде. Специфической особенностью конференции этого года была замечательная возможность, предоставленная участникам конференции, съехавшимся со всех концов России и ближнего зарубежья, – посетить московские русские школы, крупные музеи и учебно-методические центры. Там и проводились соответствующие секционные семинары, совещания и “круглые столы”.
Десять заявленных в программе и проведенных реально секций конференции практически охватили все важнейшие проблемы переживающих период зарождения и развития русских школ:
1. Секция воспитания подрастающего поколения на основе приобщения к русской национальной культуре.
2. Воспитания патриота и гражданина России в процессе краеведческой и музейной деятельности.
3. Исторического образования.
4. Русского языка.
5. Русской литературы.
6. Экологического воспитания и образования.
7. Русский аспект в трудовом обучении и воспитании учащихся.
8. Образование и здоровье.
9. Отечественная культура и искусство в работе государственных музеев с учащимися и родителями.
10. Воспитание подростков с девиантным поведением.
Интересно отметить, что на конференции не было ни одной секции, специально посвященной духовно-нравственному, религиозному воспитанию и образованию. Но в то же время в выступлениях и докладах эта тема оказалась наиболее актуальной для педагогов русских школ. Именно поэтому итоговые пленарные заседания, семинары и “круглые столы” названы так:
– Православные духовные ценности в современной русской школе.
– Научные проблемы развития русской школы. Формирование национального самосознания.
– Православные духовные ценности в современной русской школе.
Именно на решение этих проблем в первую очередь нацелили руководители и организаторы конференции всех ее участников на пленарном заседании 1-го дня ее работы: президент Национального фонда “Русская школа” Е.А.Андреев, начальник Информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ Л.С.Вартазарова, начальник отдела этнополитических проблем Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Р.Ф.Никонов. В этих выступлениях впервые на конференции прозвучала мысль, что русская школа должна стать системообразующим фактором в процессе модернизации образования в России. Обсуждалась доктрина национального образования с опорой на традиционные ценности русского народа. В подтверждение этого тезиса выступил секретарь Союза писателей России С.В.Перевезенцев, подчеркнув, что именно русская школа должна разработать современную методологию образования, и очень обрадовав аудиторию сообщением, что в Санкт-Петербурге создано и активно действует общественное “Пушкинское движение в защиту русского языка”.
Московский институт “Пушкинское слово” также выступил со своей программой сохранения и развития пушкинского русского языка, в основе которой лежит уже опубликованная в 2000 г. на страницах “УГ” “Концепция языковой политики в русской школе ХХI века”.
Другой особенностью конференции этого года стало участие в ней представителей православных епархий, показавших не только высокий уровень понимания педагогических проблем, но и глубину проникновения в самую суть концептуальных установок созидающихся русских школ. Так, выступивший в 1-й же день конференции самарский священник протоиерей Евгений Шестун – канд. пед. наук, автор пяти книг по православной педагогике и зав. межвузовской кафедрой православной педагогики г. Самары – сформулировал следующие основополагающие тезисы по заданной проблеме:
– Стремление свести русскую православную культуру к национальной приводит к расцвету национализма в худших его проявлениях во всех без исключения населяющих Россию народах.
– Изгнание русского языка из национальной среды народов следует рассматривать как искусственную стимуляцию национализма, отрыв народа от мировой культуры, его раскультуривание, что является преступлением против собственного народа.
– Отделение государства от русской православной культуры неминуемо приведет к возникновению неоязыческих националистических движений. В стране, где разрушается Божественный порядок, выражающийся в признании иерархичности основанных на этом порядке терпимости и любви, неизбежны проявления национализма как реакции на безрелигиозность государства.
С этой точки зрения русская школа, основанная на православной традиции, не является национальной или конфессиональной, она является народной, а значит, должна стать массовой.
– Светский характер школы должен пониматься вовсе не как атеистический, а лишь как ее деликатное невмешательство в религиозное воспитание, осуществляемое семьей, которую школа признает субъектом образовательного процесса.
В этих тезисах о. Евгения Шестуна заложено ядро доктрины национального образования в России.
“Мы приходим к выводу, что в наше время духовно-нравственное воспитание юных поколений становится немыслимо без сотрудничества церкви и государственной системы образования, – отметил в своем выступлении игумен Иоанн (Экономцев). – Определенный поворот понимания необходимости для всех детей нравственного воспитания и основ православной культуры происходит и в руководстве Министерства образования Российской Федерации. Синодальный отдел подготовил и заключил договор о сотрудничестве Министерства образования и Русской православной церкви. В нем признается особая роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры, а также высказываются намерения по осуществлению сотрудничества в воспитании детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей. Заявляется о содействии реализации программ, направленных на развитие духовности и культуры России, подтверждается готовность к противодействию деятельности тоталитарных и деструктивных сект, осуществляемой в образовательных учреждениях. Министерство образования обязалось содействовать организации преподавания предмета “Основы православной культуры” в рамках учебной программы. В целях осуществления сотрудничества создан постоянно действующий Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Русской православной церкви под руководством заместителя министра образования В.Д.Шадрикова и митрополита Солнечногорского Сергия, призванный согласовывать совместные действия Министерства образования и Русской православной церкви по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
В сотрудничестве с министерством был подготовлен проект информационного письма Минобразования “О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений”, в котором предлагается конкретный механизм реализации права религиозных организаций вести преподавание в государственной школе. Хотя это право ограничивается целым рядом условий, однако для всех радеющих за дело православного просвещения нашей молодежи появилась реальная возможность для духовно-просветительской работы в стенах школ.
Таким образом, создана достаточная правовая база для конструктивной работы православных педагогов в государственных школах, и многое теперь будет зависеть от нашей собственной активности и небезразличия к делу православного образования”.
Эту позицию поддержал доцент кафедры философии и политологии Академии ФСБ России Андрей Григорьевич Ткаченко. Дав развернутый анализ внешних и внутренних аспектов социокультурных изменений в современном российском обществе и их влияния на образование, докладчик подчеркнул необходимость выработки цивилизационного подхода к образованию через культуру, центром которой является православие. И в его докладе, как и большинстве последующих, прозвучали конструктивные предложения к формированию доктрины национального образования в русской школе:
– На базе христианского мировоззрения выработать этические основы образования, опирающиеся на традиционную для русских этику долга, чести, достоинства гражданина и человека.
– Определить пути и формы воспитания любви и интереса к русскому языку, понимание его непреходящей ценности, основания для общекультурных связей между народами России.
– Через богатейшую русскую культуру, корнями уходящую в православие, формировать у подрастающего поколения истинно христианское мировоззрение, позволяющее вступающим в жизнь молодым людям отличать добро от зла и формировать истинного гражданина и патриота.
– Усилить теологическую составляющую образования, так как религиозное просвещение детей и молодежи является одним из условий их безопасности при нарастающем разгуле деструктивных сект. Именно это диктует необходимость тесного союза церкви, науки и школы в борьбе с различными видами современного манипулирования человеком.
Несмотря на специфику рассматриваемых вопросов, выходили на базовое основание – православные духовные ценности и пути формирования национального самосознания – разными средствами и в различных формах.
Особо отметим широкую географию выступающих, предложения и взгляды которых были весьма конструктивны и проникнуты активной позицией истинных делателей. Так, кроме московских и питерских педагогов и ученых, с весьма интересным опытом организации русских школ выступили педагоги Пензы, Уфы, Владимирской области, Карелии, Перми, Тверской области, Свердловской области, Орехова-Зуева, Ростова, Липецка, Тюмени, Челябинска, Нижнего Новгорода, Кронштадта, Якутии, Нижнего Тагила, Шадринска, Курганской области, Кубани, Кемеровской области… Теперь уже трудно найти регион, где этот процесс еще не сдвинулся с мертвой точки.
Сейчас, когда работа конференции завершена, можно констатировать: педагогам России есть чем поделиться с коллегами и это многолюдное собрание принесет большую пользу всем ее участникам, укрепит в осознании правильности выбранного направления или позволит откорректировать его в соответствии с полученными знаниями.

Дворец съездов не вместил всех желающих
Теперь отправимся в Храм Христа Спасителя, во Дворец съездов, а затем – в зал заседаний Московской мэрии, где проходили Рождественские международные образовательные чтения 2001 года. Только запасемся пригласительным билетом – слишком велико количество желающих попасть на эти заседания, которые организовали и проводят отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви совместно с Министерством образования РФ, РАН, РАО, МГУ им. Ломоносова, МДА и семинарией, Свято-Тихоновским богословским институтом, Российским православным университетом св. апостола Иоанна Богослова и при участии синодальных отделов Московского Патриархата.
Дворец съездов вместил 8 тысяч участников, среди них 18 архиереев.
Высокий тон всем чтениям был задан торжественным патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя, словом почетного председателя чтений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Суть патриаршего слова к российским учителям в заключительной его части: “В основу отношения учителя и учеников были положены отношения Господа Иисуса Христа с апостолами: “По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин, 13, 35).
Наш народ сейчас особенно нуждается в людях, способных на жертвенный подвиг во имя любви – любви к Богу, Отечеству и ближним”.
И далее во всех основополагающих выступлениях – министра общего и профессионального образования В.М.Филиппова, и президента РАО Н.Д.Никандрова, и председателя отдела религиозного образования игумена Иоанна Экономцева проходила одна центральная мысль: школа и церковь обречены на сотрудничество, они ориентированы на одинаковые ценности.
Наиболее полно и развернуто этот тезис был сформулирован и аргументирован в докладе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла “Церковь и мир – основы социальной концепции Русской православной церкви”. Сформулировав приоритетную задачу церкви как спасение мира, митрополит Кирилл указал при этом на необходимость всемерно поднимать на новый уровень нравственное состояние общества в тесном союзе со школой и семьей и при поддержке государства: “Институт власти посредством Бога ограничивает зло и поддерживает добро”. Твердо стоя на позициях сотрудничества церкви со светскими школами, докладчик подчеркнул, что в школе должна быть свобода выбора.
Ректор МГУ В.А.Садовничий расширил этот тезис до высшей школы. Архиепископ Костромской и Галичский Александр, раскрыв в своем выступлении содержание концепции работы церкви с молодежью, сформулировал и обосновал новый этап этой работы: “Пора кончать набрасывать эскизы – время переходить к написанию полной картины”. Может быть, этот емкий образ наиболее полно передает тот практический, деятельный настрой, который характеризовал общее состояние аудитории 9-х Рождественских образовательных чтений.
Радостно поддержала педагогическая общественность выступления московских священников – протоиереев о. Артемия Владимирова, поднявшего вопрос о необходимости духовно-нравственного постоянного совершенствования педагогов, соприкасающихся с детскими душами, и протоиерея о. Дмитрия Смирнова, поделившегося своим ценнейшим опытом работы с родителями и призвавшего начинать духовную работу с семьей с воссоздания традиционной для русской православной семьи “домашней церкви”.
Следует особо подчеркнуть то общее, что объединило выступления названных весьма авторитетных церковных иерархов. Говоря о проблемах образования и воспитания в семье и образовательных учреждениях, они не выделяли, как это было ранее, проблемы православных, церковных школ. Взгляд их охватывал все образовательно-воспитательное пространство России, и слово их было обращено к педагогам и родителям, независимо от их статуса.
Московский протоиерей о. Артемий Владимиров призвал педагогов России к творческому совершенствованию под благодатным водительством Духа Святого. Этот призыв относится ко всем учителям и воспитателям, Богом призванным к педагогическому подвижничеству. Само время, состояние общества и государства требуют от учителя отказаться от уныло-формального “урокодательства” и прагматической передачи некой необходимой суммы знаний и умений, но вести своих учеников к радостному свету Божественных знаний: “Только со Христом в сердцах и устах мы преуспеем!”
Друг и соратник о. Артемия протоиерей Дмитрий Смирнов в своем глубоко прочувствованном докладе “Российская семья в третьем тысячелетии” обращается от имени Православной церкви к российской общественности и государственным властным органам: “Чтобы наша земля не пустела, а пополнялась народом, надо создать все условия для выполнения Божьей заповеди: плодиться и размножаться, а не выкидывать Богом данных детей в выгребные ямы. Нельзя ставить телегу впереди лошади и провозглашать первоочередной задачей укрепление экономики страны, отодвигая духовное возрождение народа на задний план. Разрушенные семьи, потерявшие нравственно-духовные устои и национальные традиции, ничего не смогут возродить.
Начинать возрождение страны, государства надо с укрепления нравственных основ семьи и ее роли в обществе: “домашняя церковь” – основа духовно-нравственного возрождения России. И школа должна решать все свои задачи в тесном сотрудничестве с родительской общественностью”.
К сожалению, нет возможности осветить все интереснейшие и глубокие выступления, которые, уверены, будут в самом скором времени опубликованы для широкого ознакомления. Уверенность эта обусловлена необычайной оперативностью устроителей чтений: буквально на следующий день после выступлений слушатели могли купить кассеты с записью заседаний. А география чтений значительно превышает географию конференции. Из церковных епархий всех регионов России прибыли 1500 делегатов; из Москвы и Московской области – 5000. Наиболее интересный опыт совместного сотрудничества Православной церкви, государственных и общественных организаций в деле духовно-нравственного просвещения детей и молодежи представлен именно в сообщениях с мест на всех 38 секциях.

Коренник в упряжке
Еще одной важной особенностью 9-х чтений явилось Всероссийское родительское собрание, которое вызвало широчайший интерес и высокую активность участников чтений – ведь все они родители детей всех возрастов и одновременно учителя, воспитатели. В основном прения проходили в поддержку тезисов, выдвинутых о. Дмитрием Смирновым. Заключительное Родительское собрание выработало и приняло Обращение к Правительству России, содержащее требования при помощи властных рычагов, имеющихся в руках Правительства и Президента РФ, защитить наших детей от развращающих и духовно опустошающих программ, направленных на духовное растление нации.
Весьма наступательным и конструктивным был доклад монаха Киприана (Ященко), выдвинувшего тезис о необходимости разработать программы подготовки педагогов, способных противостоять проникновению антихристианской бездуховности. Следует ввести в школы учебную дисциплину “Основы православной культуры”, опорой для которой будут не вероучительные предметы, а культурологические.
В докладе президента РАО Н.Д.Никандрова также последовательно выражена идея необходимости сближения православного и светского образования, которую поддержал и председатель отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн Экономцев:
“Главной задачей образования у нас всегда было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволяла нам при любых поворотах истории и даже в условиях жесткого антиличностного тоталитарного режима сохранять высокий уровень образования. Думаю, что продолжение подобной ориентации необходимо для сохранения школы в условиях ее неизбежной ломки под воздействием информационной революции”.
Структурно- секционная работа чтений была организована в рамках трех основных проблем:
1. Православное образование и воспитание.
2. Церковь и общество.
3. Церковь, культура, наука.
Однако круг вопросов, составляющих суть каждого проблемного направления, столь велик, что один их перечень занял бы половину газетной полосы. Все обозначенные в программе 38 направлений рассматривались в секционных совещаниях на различных площадках Москвы. Итоги подводились на заключительных семинарах, “круглых столах”, пленарных заседаниях.
Подведем итоги. Каковы же общие тенденции проведенных в самом начале нового столетия и тысячелетия крупномасштабных собраний людей, призванных соединить свои усилия во имя спасения будущего России – ее детей и молодежи.
Первое: идея христианизации системы образования и воспитания в России уже не встречает “железобетонного” сопротивления со стороны “светской” школы и чиновников системы образования и госорганов.
Второе: ведущей силой в этой упряжке стала Православная церковь, которая уже выработала и соборно приняла Основы социальной концепции, т.е. свой путь служения Родине в тесном сотрудничестве с обществом и государством. Государственные школы начали осознавать необходимость более тесного взаимодействия с церковью. Но у них нет программы действий в этом направлении. Однако те пути, которые наметила церковь, уже не только не отвергаются, а принимаются с открытым сердцем. “Воспитание и обучение должно быть радостным, согревать сердца”. Этот постулат о. Артемия давным-давно лежал в основе педагогической системы В. Сухомлинского, который с его помощью делал педагогические чудеса.
Третье: общим явлением для всех трех симпозиумов стало осознание фундаментальной для нации, государства роли развития и совершенствования русского языка и русской высокодуховной национальной культуры. О спасительной роли родного языка. И на ассамблее ректоров славянских университетов и духовных учебных заведений, и на конференции русских школ, и на Рождественских чтениях задача укрепления и становления общей для славян культурной стратегии прозвучала как единственная возможность реального спасения славянского мира от разрушительных идей “глобализации”.

“Новосовояз” получает отказ
Русская школа, вступая в двадцать первый век, не может строиться без ясно выраженной национальной стратегии развития, без четко сформулированной языковой политики.
Цивилизованные страны мира сейчас, когда все сферы общественного бытия определяются уровнем семантической информации, уже сформировали – и предъявили ей – государственно-общественную систему требований. На эти национальные системы ориентируются нормы социального поведения, речи, графики, даже объемы школьных и энциклопедических словарей. Например, японская филология разработала для всех форм массового обучения “теорию языкового существования”, которую активно внедряет в различные сферы жизни общества.
В России, в которой только в начале ХIХ века стала складываться своя система обучения образцовой (эталонной) русской речи, этой национальной идее был нанесен сокрушительный удар революционными событиями, породившими уродливый язык – “новосовояз”. Филологическое обучение в школе свелось к освоению элементарных азов русского языка – “ликбеза”, что в результате отвратило школьников от родного языка и литературы. Сегодня мы пожинаем плоды не только десятилетий лжи и молчания, но “разорванного из-за отсутствия языковой культуры общественного сознания”.
И все-таки за счет российско-советской системы образования, которая сохранила в школе традиционные предметы “Русский язык” и “Русская литература”, а также способ их оценки – сочинение, еще остались в нашем обществе живые силы. Именно они в невероятно трудных условиях и возрождают сегодня русские школы, гимназии, лицеи, отдавая весь свой потенциал воспитанию нового поколения России с верой и надеждой, что их ученики сохранят великий язык, оставленный в наследство нам Ломоносовым, Державиным и Пушкиным.
Формирование русской и российской элиты невозможно без поддержки не только Правительства России, глав ее регионов, которые, несомненно, заинтересованы в создании высокообразованной местной элиты, но и признанных иерархов Русской православной церкви. Здесь нельзя обойтись и без инвестиционных компаний, фондов, которые могли бы выступить “коллективным спонсором” и вместо постоянно ожидаемой угрозы “социальных потрясений” стать гарантом создания необходимых финансовых и организационных условий для нормального функционирования системы российского образования, осознав роль и назначение русского языка и литературы в этом аспекте.
Привлекая внимание государства и общества к изложенной проблеме, а также предлагая разработать и утвердить статус проекта “Русская школа” в качестве экспериментальной базы для российской системы образования (с юридическим и финансовым обоснованием), участники чтений призывают всех, кто верит в Россию, включиться в движение за сохранение и развитие русского языка, русского образования, русской культуры, начатое русскими школами, гимназиями и лицеями.
Софья ИВАНОВА,
Елена КОМАРОВА

Комментарий

Рождественские педагогические чтения дают повод взглянуть на образование с особой точки зрения. Иногда она вызывает опасение. Бог, религия… Несмотря на крушение атеистического мировоззрения, эти понятия для многих остаются далекими. Да и религия может не только объединять, но и разъединять. И все-таки неожиданный ракурс позволяет увидеть то, чего в повседневной череде дел не заметишь…
На одном из “круглых столов”, что проходил в рамках чтений, была высказана мысль о внедрении христианско-философского принципа в образование. Вот в чем он заключается. Есть триада: Бог – мир – человек. Задача школы в том, чтобы дать представление об этих трех понятиях в их единстве. Если изучаем эволюционную теорию, то помимо дарвинизма знакомим с креационистской концепцией. В старших классах возможно углубленное религиозное образование, но для тех, кто не желает, предполагается выбор: этика. Замените “христианство” на “мусульманство”, на любое другое вероисповедание, суть принципа – объяснение явлений с религиозной и материалистической позиций сохранится. Поэтому применить его могут все.
Россия – не только христианский мир. Религиозные ценности не навязывают. Тем более в школе с другим или разным конфессиональным составом детей. Но и знакомство с религиозными учениями необходимо. Как быть? Ввести курс “История религий” или факультативы для желающих? Однозначного ответа пока нет.
Тему религиозного образования мы продолжаем на странице 18.
Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте