search
main
0

Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России в условиях ФГОС дошкольного образования. Как развить у детей интерес к музеям и чувство патриотизма

​В последние годы в российской системе дошкольного обучения произошли определенные позитивные перемены – обновляется содержание образования и воспитания детей. Был принят новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольная программа закреплена в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт, в свою очередь, акцентирует внимание на объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, человека и социума.

Все направления развития дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Его цель заключается в позитивной социализации, приобщении к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Для реализации данной цели мы постарались создать систему работы со школой, детьми, педагогами и родителями, начав с организации предметно-развивающей среды в нашем дошкольном отделении. Первым шагом стало создание музея «Родные истоки», который сначала включал в себя три экспозиции: «Русская изба», «Народные промыслы» и «Картинная галерея». В 2004 году наш музей прошел аккредитацию и получил сертификат, который постоянно подтверждается. Следующим этапом было создание в каждой группе мини-музеев, например «Моя Москва», в котором собраны материалы о нашей столице, «Мир куклы», где можно увидеть обрядовую и современную игрушку, «Народный костюм», «Мир книги» и другие. Тематика мини-музеев меняется и обновляется в зависимости от запросов детей.Организовать интересную жизнь ребенка в детском саду с учетом его возможностей – одна из важнейших задач современного детского сада. Для этого мы используем проектный метод, который на протяжении нескольких лет стал эффективным помощником нашего детского сада.Все проекты создаются с учетом интересов детей. Наши педагоги уже реализовывают программы патриотической направленности, разрабатывают информационную карту проекта, в которой отражают его тип, цель, задачи, план и сроки реализации.В ходе работы с детьми используются современные технические средства: интерактивная доска, мультимедийные системы.Благодаря такой организации появляется возможность интеграции образовательных областей для совместной деятельности участников образовательного процесса. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Она, в свою очередь, является основным институтом, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Именно в семье начинается становление личности, возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям. Важнейшим условием преемственности между семьей и педагогами является установление доверительного контакта. Уже не первый год у нас проходят выставки – вернисажи для родителей. Благодаря такой форме работы мы задаем для них тему общения и стимулируем для совместной деятельности с ребенком. В процессе поиска идей и материалов родители не только приобщают детей к процессу, но и сами вовлекаются в активное изучение культурно-исторического наследия своей страны. Так, мы рекомендовали им посетить интересные уголки Москвы, сделать памятное фото или макет и составить рассказ. Результатом вернисажа стала тематическая выставка «Мой город, твой город, наш город».Педагогами и родителями очень востребована такая форма работы, как экскурсии выходного дня, которые проходят у нас не первый год. Вначале учителя сами инициировали такие поездки. Теперь же желание часто исходит от родителей. Наши воспитанники побывали в зоологическом и пушкинском музеях, Александровском саду.Особенно познавательной и интересной оказалась экскурсия «Посвящение в москвичи», на которой дети знакомились с достопримечательностями столицы в игровой форме.В нашем образовательном комплексе на протяжении нескольких лет выстроена система работы по преемственности. Для детей дошкольного отделения организованы экскурсии на уроки в музей «Космонавтики» им. Г.С.Титова, музей боевой славы, организованные на базе школы, а также проектная конференция, где наши воспитанники защищают свои работы. Мы, в свою очередь, приглашаем учеников в наш музей «Родные истоки», где устраиваем различные мастер-классы, с помощью педагогов проводим театральные постановки «Буратино», «Доктор Айболит», «Кот в сапогах», организуем совместные акции «Собери посылку солдату», «Бессмертный полк», принимаем участие в концертах «В память жертв сталинских репрессий», «День Победы». Мы считаем, что преемственность дошкольного и начального образования реализуется успешнее, так как воспитанники контактируют с учениками в совместной деятельности. Информация обо всех событиях, достижениях и деятельности нашего дошкольного отделения публикуется на школьном сайте.Таким образом, только системная работа всех участников образовательного процесса позволит приобщить детей к культурно-историческим ценностям родной страны.Валентина НИКИТИНА, методист школы №922; Ольга МИХАЙЛОВА, старший воспитатель школы №922

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте