search
main
0

Принципы работы с коллективом

Каковы основные принципы вашей работы с коллективом? Этот вопрос заставляет директора школы глубоко задуматься. А в самом деле, что лежит в основе управления «маленьким государством» или «большой семьей» под названием школа?

Ольга ПРОКАЗОВА, директор 9-й волгоградской гимназии: «Братство кольца» или семья?

Когда о работе говорят – «второй дом», я не вижу в этом «художественного преувеличения». Тем более когда речь идет об учебном заведении. Его «делают» не только стены, но и дух, царящий внутри. Корпоративная культура, высокий стиль деловых и партнерских отношений – сегодня, на мой взгляд, ключевые понятия.

Мне очень дорого, что большинство моих коллег – патриоты своей школы. Нас объединяет одна идея – дать детям и настоящее элитное образование, и разумное, доброе, вечное.

Для меня наша школа самая-самая необыкновенная. Бывшая десятилетка на рабочей окраине, ныне гимназия, известна своими традициями во всем городе. Она по-прежнему находится на «спальной» периферии, но… «Где-то в Бекетовке, в камышах, среди частного сектора, а такая продвинутая!» – говорят о ней люди. Это всегда приятно слышать.

Мы помним свою историю, которая насчитывает 75 лет. Как-то пионерские активисты из школы умудрились побывать на приеме у самой Надежды Крупской. О чем они говорили со вдовой Ленина, покрыто мраком прошедших десятилетий. Но дружина долго еще носила ее имя. В 1933 году школе было присвоено звание образцово-показательной.

Как сохранить атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения, создать теплый, комфортный микроклимат в школе? Мне кажется, здесь очень важно сохранение традиций, чувства СОПРИЧАСТНОСТИ к общему делу. Девиз гимназии «От традиций – к инновациям». Кстати, уникально то, что более половины педагогического состава – наши же выпускники! Многие работают целыми династиями. Традиции бережно хранили и передавали директора школы, и я постоянно сверяю свои решения с их опытом. Для меня, нынешнего директора, гимназия без преувеличения – «малая родина»: в ее классах учились мой муж и мои дети, ее закончила и затем здесь работала моя свекровь. Половина моих заместителей тоже наши выпускники. Управлять такой «семьей» приятно.

Нина МОРОЗОВА, директор 23-й рыбинской школы, Ярославская область: Не бойтесь завиральных идей

Как-то на досуге я подсчитала, что сегодня у директора около 240 видов различных обязанностей. Возможно ли физически все их выполнить? Нет, конечно. Поэтому важно, чтобы в команде была взаимозаменяемость. Директор должен не бояться делегировать свои полномочия.

Мне хотелось бы поделиться своеобразной технологией создания команды единомышленников, проверенной собственным опытом работы.

Начинать надо с изучения коллектива с целью выявления неформальных и формальных лидеров, состояния межличностных отношений в коллективе. Это позволяет выделить потенциальных претендентов для команды управления.

Второй этап – подбор команды. Люди должны иметь различный опыт работы, разные темпераменты, способности. Главное в том, чтобы все члены команды были верны общей цели, поддерживали ее.

Правило первое. Во время административных совещаний могут возникать различные ситуации, но когда мы, члены команды, вышли из кабинета и закрыли за собой двери, никто не должен знать, что между нами только что были какие-то разногласия.

Следующее правило, скорее требование к каждому члену команды, – это высочайшая ответственность. Заместители директора знают, что от их исполнительской дисциплины зависят порядок и слаженность работы многочисленных механизмов сложнейшей структуры – школьного коллектива. Большое значение имеет создание единого информационного поля. Очень важно проводить ежедневные, а со временем – еженедельные встречи команды в кабинете директора. На административных совещаниях проводится анализ всех событий, мероприятий, управленческих решений, происходит обмен информацией. Любой заместитель директора принимает решения в пределах своей компетенции. На совещаниях он имеет возможность выдвигать идеи, предложения, давать рекомендации другим членам команды.

Создание единого информационного поля позволяет сегодня всем членам команды быть взаимозаменяемыми.

Считаю важным растить резерв. Мы постоянно учимся на курсах и друг у друга. Школа не жалеет средств на оплату учебы учителей и управленцев в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле.

При формировании команды мне было важно научить своих заместителей азам административной работы: планированию, сбору информации, культуре делопроизводства, умению выступать перед аудиторией, деловому этикету.

Я рада, что сегодня коллектив учителей поддерживает администрацию школы во всех начинаниях, доверяет нам.

Любой из моих замов – лидер, профессионал высокого класса, отлично знающий свое дело. Разве приемлемы в работе сухие приказы и распоряжения? Мои коллеги высоко ценят одобряющее слово, доверительные отношения. Есть у меня и свои «хитрости». Например, каждому заместителю предлагаю «завиральную» идею, затем помогаю эту идею воплотить в жизнь. Процесс проходит удивительно интересно: поиски, находки, поражения, открытия. В этот момент осуществляется прорыв, выход школы на новое качественное состояние.

И последнее: обязательным условием формирования творческой команды является неформальное общение. Это и творческие вечера, и совместные дни рождения, и сюрпризы к праздникам.

Елена СТОЛБОВА, директор 587-й гимназии Санкт-Петербурга: Совершенству нет предела

На мой взгляд, главным во взаимоотношениях «руководитель – учитель» должно быть уважение к учительскому труду. Зная, как сегодня учитель материально незащищен, нужно его поддержать, приободрить, помочь. Я очень ценю в учителе его заинтересованное отношение к своей профессиональной деятельности. Критерием здесь часто служит его забота о собственном кабинете. Как театр начинается с вешалки, так и учитель – с кабинета. Если я вижу, что ничего не меняется на протяжении долгого времени, и учитель не приходит, ничего не требует от меня, он профессионально не азартен. Я всегда говорю коллегам: просите, настаивайте, ничего страшного, если я вам откажу сегодня. Завтра, может быть, появится возможность помочь.

Еще один важный момент в работе с коллективом – это поощрение стремления к учебе. Есть среднее специальное образование – получай высшее, есть высшее – думай о втором высшем. Что такое высшее образование для учителя? Это кругозор, широта взгляда, исследовательский навык. Разве плохо, когда перед ребенком стоит всесторонне образованный, интеллигентный учитель? Безусловно, это создает для школы определенные трудности: на время сессий нужно искать учителю замену, но повышение уровня образования у нас в школе только приветствуется. Мало того, мы поддерживаем желание учителей сдавать кандидатский минимум. Даже несмотря на то, что зачастую потом вкус к науке пересиливает и учитель уходит из школы либо в вуз, либо в научно-методический центр.

Мне кажется, важно стимулировать учителя повышать квалификацию через всевозможные курсы. Сегодня его работа – это и инновационные технологии, и новые учебно-методические комплексы. Все обновляется, меняется с непостижимой скоростью. Поэтому необходимо, чтобы руководитель образовательного учреждения создавал все условия для возможности совершенствования учителя.

На все наши педсоветы мы неизменно приглашаем представителей педагогической науки. Темы для обсуждения берем самые острые. К примеру, вскоре намерены обсудить роль учебно-методического комплекса в повышении знаний учащегося. Уговариваем своих учителей участвовать в конкурсе педагогических достижений. Участие, а тем более победа, повышает его профессиональную самооценку.

Несомненно, это все – индивидуальная работа с учителем, и если ее нет, если учитель боится заглянуть в кабинет директора, то считаю, что в чем-то есть и моя недоработка.

Развитию доверительных отношений, кстати сказать, способствуют школьные традиции. У нас, например, каждый День учителя отмечается в ресторане, где методические объединения представляют свои программы. 8 Марта мы ходим в театр, причем билеты учителя получают бесплатно. Выезжаем за город, на экскурсии. Проводим педсоветы в Эрмитаже, Русском музее.

Вообще, подытоживая свой день, считаю его удачным тогда, когда общаюсь как можно с большим числом людей в школе. Это дает огромный заряд бодрости и новые темы для размышления.

На заметку

Питер Сенге в своей книге об искусстве управления сформулировал восемь требований к управленческой команде, действующей на принципах самоорганизации. Команда должна:

1. Иметь четкие цели.

2. Цели должны быть важными для каждого из членов команды.

3. Иметь внутренние силы для достижения этих целей.

4. Развивать компетентность, отвечающую интересам достижения целей.

5. Обеспечивать обратную связь – информацию от внешней среды, относящуюся к намеченным целям и степени их достижения.

6. Быть в состоянии принять эту информацию и использовать ее для изменения своих действий с тем, чтобы достигать поставленных целей.

7. Быть «оппортунистической» и быть в состоянии опережать неожиданные явления.

8. Быть группой индивидуумов, которые верят в то, что они нужны друг другу для того, чтобы действовать успешно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте