search
main
0

Принципиальные схемы деятельности государственного образовательного учреждения в режиме ресурсного центра

Серафима ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ, доктор медицинских наук, профессор:

Комментарий «УГ»Василий ФИНАГИН, заместитель директора школы №335:- Структура ресурсного центра строится как модель распределенного центра, что предполагает объединение усилий образовательных учреждений по совместному созданию информационных ресурсов, учебных материалов, фрагментов телекоммуникационных сетей, обеспечивающих совместное использование ресурсов.При организации информационной поддержки деятельности ресурсного центра прежде всего необходимо выделить три главные компоненты единого информационного пространства:- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности: сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;- средства информационного взаимодействия образовательных учреждений, в том числе программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.Важное условие формирования системы ресурсных центров – обеспечение информационного взаимодействия как по горизонтали (между учреждениями сети ресурсного центра), так и по вертикали (с вышестоящими организациями и школами – потребителями услуг РЦ).

– 2009 году Департамент образования утвердил Положение о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме ресурсного центра как инновационного комплекса в сфере образования города Москвы. В соответствии с Положением цель ОУРЦ – организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в образовательной практике массовой школы. Контекстный анализ Положения позволяет выявить основные виды деятельности, планируемые в ресурсном центре: исследовательская деятельность, экспертная деятельность, накопление и перераспределение информации, образовательная деятельность (образование для взрослых).

Основная организационно-правовая проблема перехода образовательного учреждения в режим функционирования ресурсного центра – это отсутствие нормативного закрепления понятия ресурсного центра, объема возложенных на него функций. Ресурсный центр как объект права представляет собой имущественный комплекс, включающий оборудование, программно-аппаратные средства, информационные ресурсы, предназначенный для информационно-технологического обеспечения сферы образования. Управление деятельностью и обслуживание ресурсного центра осуществляется за счет кадрового потенциала учебного заведения, на котором он базируется. Ресурсные центры создаются и функционируют в форме структурных подразделений образовательных организаций.

В соответствии с положениями п. 7 ст. 12 Закона «Об образовании» структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Это положение обуславливает проблему, возникающую при переходе образовательного учреждения в режим деятельности ресурсного центра. Исходя из положений Гражданского кодекса РФ структурные подразделения ОУ должны быть ограничены функциями того юридического лица, в котором они созданы. Деятельность, которую в соответствии с Положением должен осуществлять ресурсный центр, не предусматривалась при создании общеобразовательных учреждений. В некоторых случаях может потребоваться получение специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности в области образования взрослых, оказания услуг связи и информации. Поэтому необходимо предусмотреть внесение необходимых положений в уставы самих образовательных учреждений, прежде всего в перечень функций (видов деятельности) и в перечень видов деятельности, приносящей доходы.

В Положении сказано, что в процессе инновационной деятельности могут объединяться ресурсы (кадры, материально-техническая база) всех учреждений, входящих в инновационную сеть. Это вторая проблема, которую необходимо решать. Изменения в законе «Об образовании», внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, предусматривают для образовательных учреждений запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения. То есть образовательное учреждение, работающее в режиме ресурсного центра, не может получить материально-технические ресурсы от своих партнеров, несмотря на целесообразность такой кооперации.

В соответствии с Положением ОУРЦ обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение деятельности образовательных учреждений, реализующих актуальные инновации. Применительно к ресурсным центрам в предметных областях эта задача вполне реальна для отдельного образовательного учреждения, однако, если мы говорим об инновационных процессах в сфере здоровьесбережения, то мы должны понимать многоаспектность и междисциплинарность этой проблемы. Ни одно образовательное учреждение, как бы активно оно ни занималось сбором информации по вопросам здоровья, не в состоянии отследить постоянно обновляющиеся знания в области медицины, физиологии, психологии, социологии, педагогики здоровья.

В то же время в Положении сказано, что ОУРЦ объединяет образовательные учреждения, реализующие актуальные инновации, аккумулирует опыт всех образовательных учреждений этой сети, то есть ОУРЦ видится как сетевая структура.

Этот пункт Положения создает возможность построения принципиально новой модели ресурсного центра применительно к проблемам здоровьесбережения, модели, основанной на распределенной системе. Распределенные системы сегодня стали одной из самых популярных и обсуждаемых идей, они активно используются в информационных технологиях, промышленности, социальной сфере. В рамках национального проекта «Образование» активно развивается сетевая распределенная структура повышения квалификации преподавателей вузов.

У любой системы имеются два свойства, которые можно распределять или децентрализовать, – это структура и функции. Структура системы – форма существования и взаимодействия ее функций.

Распределенную структуру можно охарактеризовать тремя показателями:

число элементов структуры;

объем функций каждого элемента;

степень пространственного (или территориального) распределения элементов.

В нашем случае элементами структуры могут быть образовательные учреждения, вошедшие в состав сетевого распределенного ресурсного центра. Соответственно каждый элемент наделяется определенными функциями, интеграция которых и обеспечивает полноту охвата проблемы здоровья. Например, функцией одного образовательного учреждения станет постоянное обновление информационных ресурсов по методам и средствам оптимизации двигательного режима учащихся, функцией другого – обновление информационных ресурсов по здоровьесберегающим образовательным технологиям и так далее.

Подобная схема деятельности ресурсного центра по вопросам здоровьесбережения позволит фактически объединить кадровые и материально-технические ресурсы для внешних потребителей услуг центра без нарушения действующего законодательства, так как степень территориального распределения его элементов относительно невелика, в пределах одного округа или города.

Утвержденное Правительством Москвы Положение позволяет обеспечить полный цикл работы с информацией в рамках одного образовательного учреждения.

В Положении сказано, что ОУРЦ обеспечивает связь с научными, методическими и другими организациями, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики, может представлять определенную научную школу, научно-исследовательский институт, быть базой для организации курсов повышения квалификации. При наличии договорных отношений с учреждением дополнительного профессионального образования СРРЦ не придется изменять свой устав и получать лицензию на образование для взрослых.

Исходя из Положения в ОУРЦ предполагается наличие:

структурного подразделения (творческой группы педагогов, лаборатории, кафедры, методического объединения), обеспечивающего опережающий характер исследований и разработок по выбранному направлению;

экспертной группы, обеспечивающей качество, актуальность, новизну разработок и уровень осуществляемой инновации в массовой школе;

специалиста, обеспечивающего информационно-аналитическое сопровождение инновационной деятельности.

То есть функция элемента, обозначенная нами как постоянное обновление информационных ресурсов, может быть поддержана на всех стадиях жизненного цикла информации: создание информационного ресурса, экспертиза его качества, обеспечение доступа к нему других образовательных учреждений, формирование запроса на обновление информации.

Предлагаемая интеграция на основе распределения структуры и функций и иерархическое построение связей между элементами сетевого распределенного ресурсного центра позволит обеспечить полноту охвата аспектов здоровьесберегающей деятельности, информация о которых находится в разных профессиональных сферах.

Помимо прочего распределение структуры и функций позволяет оперативно организовать широкомасштабное повышение квалификации для всех заинтересованных образовательных учреждений. Курсы повышения квалификации воспроизводят распределенную модель вузовской системы повышения квалификации и будут построены на модульной основе, то есть каждый элемент системы берет на себя определенный модуль и обеспечивает также послекурсовое сопровождение образовательного учреждения на стадии планирования и реализации здоровьесберегающей деятельности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте