search
main
0

Принцип «короткого одеяла». До каких пор он будет основным?!

В конце минувшей недели правительство рассмотрело проект бюджета на 2005 год. Тот, кто ожидал усиления социальной составляющей бюджета, был разочарован, поскольку проект можно именовать скорее антисоциальным. При том что Президент России провозгласил одним из главных приоритетов борьбу с бедностью, такой законопроект выглядит более чем вызывающе.

Проект производит довольно странное впечатление, поскольку доля всех расходов в ВВП сокращается с 17,4% до 16,1%. Но при этом как главные в нем предусмотрены расходы на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность – они с нынешних 28,7% будут вкупе увеличены до 31,1%, а расходы на образование, культуру, здравоохранение и социальную политику соответственно снижены с 13,3% до 11,5%. Видимо, в 2006 и 2007 годах придется увеличивать расходы на оборону и правоохранительную деятельность в еще большей степени, поскольку чем меньше денег дают на образование, тем больше проблем с внутренней безопасностью – необразованная молодежь в собственной стране может оказаться куда опаснее вооруженных сил враждебных стран.

Есть у проекта бюджета и еще одна странность – он рассчитан на курс доллара в 30,2 рубля, для исполнения же бюджета называют другой курс – в 29 с небольшим рублей за доллар. Очевидно, таким образом Минфин хочет получить некие дополнительные доходы, которыми правительство сможет распоряжаться по своему усмотрению. На что пойдут эти деньги, неизвестно, но понятно, что не на улучшение материального положения бюджетников. Возникает вопрос, а что же будет с ними, особенно с теми, кто работает в учреждениях нефедерального подчинения?

Новый проект бюджета делится на две неравные части. Одна – так называемый бюджет действующих обязательств в размере 2657,5 миллиарда рублей – должна покрыть все расходы, которые остались у федерального центра после передачи полномочий регионам. Другая часть – так называемый бюджет новых обязательств размером в 258,7 миллиарда рублей – пойдет на «индексацию некоторых видов материальных затрат в связи с прогнозируемой инфляцией» и на «отдельные значимые решения, принятые президентом и правительством». Иными словами, у правительства явочным порядком появится некий фонд, деньги из которого будут расходоваться так, как определит правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, которую возглавляет вице-премьер Александр Жуков. Можно себе представить, как пойдет это конкурсное распределение, если деньги в бюджет заложены, а критериев оценки и различных показателей работы, которые будут свидетельствовать о ее результативности, судя по всему, пока еще нет. В записке к бюджету обещано, что оценки и критерии будут вырабатываться по мере разворачивания бюджетного процесса. То есть, как всегда, по ходу расходования бюджетных средств могут быть выработаны удобные (возможно, для кого-то персонально) критерии оценки результативности или нерезультативности работы различных органов исполнительной власти.

Есть три принципиальных вопроса, которые важны для всех. Это замена льгот натуральными выплатами, пополнение Пенсионного фонда, который лишается значительных средств из-за уменьшения размера Единого социального налога, и финансирование сферы образования.

Дискуссия о замене льгот выплатами еще идет, но в проекте бюджета на это уже запланировано выделить 166213,1 миллиона рублей. Спрашивается, откуда взяты эти миллионы? Ответ парадоксален по степени цинизма: специалисты утверждают, что эти деньги найдены в «недрах бюджета». На перевод льгот в денежные выплаты потребуется 170 вместо сегодняшних 40 млрд.рублей. Снижение размера ЕСН даст государству экономию фонда оплаты труда бюджетников в 20 млрд.рублей. 2,5 миллиарда из них планируют потратить на компенсации льгот. Вполне вероятно, что недра бюджета на самом деле – это и уменьшение финансирования той же сферы образования. Вместо того чтобы найти средства на увеличение ее финансирования, например, использовать 81 миллиард рублей из Стабилизационного фонда (в 2005 году его размер превысит 500 млрд. рублей и с этого момента можно будет тратить все, что выше этой суммы, на неотложные нужды государства), бюджет образования предпочитают урезать. Спрашивается, зачем было затевать историю с заменой льгот, если на то денег в бюджете нет? Но на этот риторический вопрос, судя по всему, отвечать никто не собирается. Тем более что 81 миллиард рублей – излишек средств в Стабилизационном фонде, правительство планирует использовать для затыкания пенсионной дыры.

Как известно, размер Единого социального налога уменьшится с 34 до 26 процентов, в результате в 2005 году возникнет дефицит Пенсионного фонда в размере 190 млрд. рублей, в 2006-м он увеличится до 223 миллиардов, а в 2007 году – до 297. В 2005 году дефицит удастся покрыть за счет 81 млрд.рублей из Стабилизационного фонда и 100 млрд.рублей, которые накопятся на счетах Пенсионного фонда как излишки за счет того, что на базовую часть пенсии сейчас по закону перечисляется 14% Единого социального налога – это больше, чем нужно сегодня для выплаты базовой пенсии. В следующие после 2005-го годы дефицит Пенсионного фонда планируют ликвидировать за счет увеличения отчислений из Стабилизационного фонда, а также за счет доходов, получаемых от повышения таможенных пошлин и пошлин на экспорт энергоносителей.

Принципиально важно, как Минфин планирует финансировать сферу образования. До сих пор положение Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года о приоритетности этой сферы находило свое отражение в существенном увеличении расходов на образование в федеральном бюджете России. С 1999 по 2002 годы рост расходов был не ниже 43% в год, что превышало темпы инфляции. В 2003 году темпы снизились, увеличение расходов на образование составило по плану 19,5% по сравнению с 2002 годом, а по проекту бюджета на 2004 год – 20,6% по сравнению с 2003 годом. Однако доля расходов федерального бюджета на образование в составе ВВП в 2004 году увеличилась до 0,77% против 0,52% в 2000-м.

Ресурсная поддержка инноваций, составляющих основу процесса модернизации образования, в значительной степени опиралась наряду с текущим бюджетным финансированием на средства различных бюджетных и внебюджетных фондов, а также федеральных и региональных целевых программ. В 2003 году федеральный бюджет выделял Минобразованию РФ в рамках Фонда поддержки российского образования и 17 целевых программ чуть более 6,5 миллиарда рублей, что приближалось к 10% общего финансирования министерства из федерального бюджета. Сегодня предлагается исключить упоминание о ФПРО из законодательства, судьба целевых программ вообще неизвестна. Следовательно, образованию, чтобы существовать, развиваться и модернизироваться, на них рассчитывать уже не придется.

По закону о бюджете на 2004 год на образование было выделено 121281,1 миллиона рублей. В 2005 году предполагается выделить 101390,1 миллиона рублей, то есть доля расходов на образование в ВВП снижается с 0,8 до 0,6 процента. Снижение существенное, если учесть расходы на модернизацию образования, на улучшение материального положения работников, на обновление базы учебных заведений, компьютеризацию, формирование библиотечных фондов и так далее. Спрашивается, в чью пользу отнимают деньги у системы образования?

Получить ответ на этот вопрос позволят весьма несложные подсчеты. Финансирование образования уменьшается на 19891 миллион рублей. Финансирование культуры, кинематографии и СМИ, здравоохранения и спорта, социальной политики увеличивается на 6322,3 миллиона рублей, государственные капвложения – на 11799 миллионов рублей, в целом это составляет 18121,3 миллиона рублей – почти столько у образования и отнимают. Таким образом, другие социальные сферы Минфин хочет облагодетельствовать за счет наиболее важной и значимой, без успешной деятельности которой ни одна другая эффективно действовать не сможет. Интересно, поймет ли это правительство до внесения проекта бюджета в Госдуму РФ?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте