Помните Ильфа и Петрова? Сначала были стулья, а потом – деньги. Если жить по принципам великого комбинатора, то, переводя все на язык экономических реформ в образовании, сначала должна быть модернизация, а потом увеличение финансирования. Только все знают, что это неправильно и ничего хорошего при таком подходе не получится.
«Чтобы можно было развивать какие-то рациональные экономические механизмы в образовании, первым делом необходимо финансовое оздоровление отрасли» – с этих слов начал наш разговор Яков Львович – начальник Главного управления образования администрации Воронежской области.
– Яков Евсеевич, у многих педагогов отношение к нормативному финансированию довольно критическое: норматив маленький, школам на него не прожить.
– Действительно, пока в нормативе та составляющая, которая связана с развитием образовательных учреждений, минимальна. Большая часть норматива – это субвенции, которые выплачиваются из областного бюджета. В областном законе о бюджете 2004 года были специально утверждены субвенции. Сейчас по системе общего образования проблем нет. Но, к сожалению, в субвенции не вошла система дошкольного и дополнительного образования. Согласно федеральному закону с помощью субвенций можно финансировать только начальную, основную и среднюю школу. Педагоги-дошкольники и те, кто работает в дополнительном образовании, недовольны: учителя школ получают деньги два раза в месяц, а чем воспитатели детских садов хуже? Возмущение справедливо, но пока федеральное законодательство не позволяет решить проблему, муниципальные бюджеты сами должны найти средства.
Губернатор Владимир Кулаков уже подписал постановление о том, чтобы в 2005 году включить в субвенции надтарифный фонд в 25 процентов. Таким образом районам будет перечисляться сумма, в которую входят зарплата, начисления на нее, компенсация за методлитературу и 25 процентов надтарифного фонда. Сейчас примерно у 65 процентов районов от субвенции остается от трех до десяти процентов, которые идут на развитие – приобретение учебно-лабораторного оборудования, расходных материалов и так далее. В других районах денег хватает только на зарплату, «методические» и на минимальный надтарифный фонд, гораздо меньший, чем 25 процентов.
– В чем отличие субвенций от дотаций?
– Когда субвенции перечисляются в районы и в муниципальные образования, там уже четко расписано, на что эти субвенции могут использоваться. То есть полученные деньги нельзя перечислить на оплату электроэнергии или на какие-то другие срочные нужды. Только по прямому назначению.
Еще одна задача следующего года – это введение системы коэффициентов при нормативном финансировании. Сейчас мы такую систему разрабатываем. Например, если ребенок инвалид, находится на индивидуальном обучении – в этом случае нужен более высокий коэффициент. Если класс с углубленным изучением – тоже свой подход. Если ребенок занимается в кружке или студии – и это надо учитывать. Те учреждения, где систематически проводится подготовка педагогов, где хорошо поставлены дополнительные занятия с детьми, где есть профильные классы, – все они должны иметь больший фонд по субвенциям. Для этого и нужны коэффициенты.
– Система разрабатывается только для области или пойдет в Минобразование?
– В первую очередь для области, но и в министерство тоже направим. И на федеральном уровне нельзя считать просто по среднему, укрупненному нормативу. Как сейчас: для городской школы, для школы населенного пункта свыше трех тысяч человек и ниже трех тысяч – такая градация на три части недостаточна. Система образования более разнообразна.
– Есть еще часть норматива, которая финансируется из муниципальных бюджетов, с ней как?
– Сложно. Это те средства, которые идут на содержание зданий, на оплату коммунальных услуг, капитальный ремонт, противопожарную безопасность, учебники, питание школьников – составляющих много. Эту часть каждый муниципальный бюджет планирует по-разному, в зависимости от своих возможностей. И здесь нужен уже свой, областной норматив. Нам не обойтись без специальных расчетов и норм для той части, которая выделяется муниципальным бюджетом.
– Каково соотношение, то есть сколько в процентах от общих затрат приходится на муниципальный бюджет?
– В среднем по области 65 процентов субвенций приходится на зарплату, еще пять – на развитие, а остальные 30 должны идти из муниципальных бюджетов. Проблема в том, как они перераспределяются… Директор школы отвечает за это, отчитывается перед попечительским советом, мы со своей стороны все контролируем – в итоге средства должны распределяться рационально.
– Яков Евсеевич, а наши директора готовы к тому, чтобы представлять финансовые отчеты наблюдателям или общественному совету, работать, так сказать, в открытую?
– К сожалению, далеко не все директора готовы к этому. Поэтому мы намечаем со второй половины 2004 года серьезную экономическую учебу директоров школ. Это первое, а второе – сейчас проводим работу по созданию автономных бухгалтерий в образовательных учреждениях.
– На какие деньги будут существовать главбух и его помощник в школах?
– Финансирование пойдет за счет децентрализации централизованных бухгалтерий. А еще один путь – по принципу «базовая школа – школьный округ». Возможно, у главного бухгалтера базовой сельской школы будет полторы ставки, и все близлежащие школы с меньшим количеством учеников и с меньшим бюджетом будут заключать договоры на обслуживание с базовой школой. Как правило, в округе помимо базовой есть еще и средние школы, возможно, там тоже будут бухгалтеры на полставки – посмотрим. Сейчас мы изучаем все возможности, чтобы к 2005 году четко сформировать новые схемы.
– Реально ли обеспечить бухгалтерами все городские школы Воронежа?
– Это будет непросто. Возможно, потребуется не один год, а два. Но к этому придут. Сейчас в целом по области около 40 процентов школ имеют свою бухгалтерию. Наименьший процент – в Воронеже.
– Принесет ли реструктуризация сельской школы экономию средств?
– Когда посчитали, какая будет экономия от того, что мы закроем малочисленные школы, она оказалась минимальной. Поэтому сейчас мы поддерживаем все малочисленные школы и специально рассчитываем районам их субвенции с учетом этих школ. Поэтому, кстати, и норматив у нас получился больше федерального в среднем на 20 процентов.
С прошлого года в Воронежской области работает программа «Школьный автобус». Мы приобрели для районов 25 машин. Часто автобус обслуживает весь школьный округ, у педагогов крупных базовых школ появилась возможность вести уроки в соседних образовательных учреждениях. Это и дополнительный заработок, и улучшение качества знаний в целом. Оживилась внешкольная и методическая работа. В базовую школу привозят учителей на методобъединения. Детей со всех окрестных сел собирают на соревнования, праздники, конкурсы.
– Как раз хотела спросить, находят ли в районах деньги на обслуживание школьных автобусов?
– Находят! И даже на теплый гараж – находят. Пока машин мало, но мы на этот год запланировали в бюджете покупку еще 50 автобусов. Возможно, ближе к осени школы их получат.
– Поговорим теперь о едином госэкзамене. Принесет ли он обещанную экономию средств?
– Если ЕГЭ перейдет в штатный режим, то экономия будет. А пока это эксперимент, затраты, наоборот, возрастают. Совершенно ясно, что работу руководителей приемных пунктов и учителей-организаторов нужно оплачивать отдельно, то есть происходит увеличение расходов. Но если все вузы вступят в ЕГЭ и не надо будет каждому поступающему проходить, к примеру, по три вступительных испытания – а у нас 15 тысяч абитуриентов, тогда начнется экономия.
Комментарии