Русский язык. Интерактивные задания могут быть связаны со словообразованием, фразеологией и афористикой, русским речевым этикетом, например, к статьям, посвященным государственным, бытовым или православным праздникам, предлагают задания на составление текста поздравительных открыток в соответствии с русским речевым этикетом. При этом необходимо правильно выбрать саму открытку, «ты» или «вы» форму общения, а также форму единственного или множественного числа глагола и правильно подписать поздравление.
ЛитератураМногие задания словаря могут быть использованы и на уроках литературы. В игровой форме построены задания на «опознание» литературных героев по характерным для них вещам, атрибутам, деталям интерьера. Например, задание «Что вернуть Евгению Онегину?»: на экране появляются комната, в которой находятся вещи литературных героев, и текст задания: «Перед вами комната, в которой герои русской классической литературы «забыли» свои вещи. Что надо вернуть Евгению Онегину?» При правильном выборе вещей постепенно появляется изображение персонажа с характерными для его внешнего облика атрибутами. В форме игры сделано и значительно более сложное задание к статье «Евгений Онегин» под названием «Дуэль? – Дуэль!». Ученикам предлагают проследить каждый шаг дуэлянта, начиная с ситуации, приведшей к вызову на дуэль, и заканчивая ее возможным исходом. На всех этапах выполнения задания у играющего есть возможность выбрать вариант поведения героя, который соответствует или не соответствует принятым нормам и так называемому дуэльному кодексу первой четверти ХIХ века. Игру сопровождают отрывки из моноспектакля Сергея Юрского «Евгений Онегин» и комментарии авторов словаря.Русское изобразительное искусствоНа уроках могут быть использованы задания к статьям, посвященным знаменитым картинам (тематический раздел «Изобразительное искусство»), названия которых также хорошо известны и используются в современной речи, в СМИ и даже обыгрывают художники-карикатуристы.Такие задания есть, например, к статье «Аленушка», они относятся к группе заданий «Прецедентные феномены». Название этой группы связано с термином «прецедентный текст», то есть текст, который известен большинству образованных носителей русского языка и культуры, обладающий безусловной национально-культурной ценностью, регулярно воспроизводимый и интерпретируемый. Прецедентные тексты могут быть вербальными, аудио или визуальными (статичное изображение и кино). Не вызывает сомнений, что картина В.М.Васнецова – прецедентный визуальный текст русской культуры. Соответственно задача учителя – во-первых, ознакомить своих учеников с этой картиной, во-вторых, убедительно доказать, что она общеизвестна, а ее название вошло в выражение «сидит как Аленушка» и употребляется в соответствующей ситуации. Сделать это помогут два интерактивных задания. Первое из них – пазл, причем в двух вариантах сложности: более простой состоит из 9 фрагментов, более сложный – из 16. Сбор пазла позволяет надеяться, что в памяти учеников останется собственно картина, зрительный образ, это дает основание для выполнения второго задания, которое сформулировано следующим образом: «Картина В.М.Васнецова «Аленушка» знакома всем русским с детства. Ее название используется в речи для характеристики грустно сидящей девушки или девочки. Возможно также выражение «сидит как Аленушка». Выберите все изображения, которые можно так назвать. Прочитайте, как назвали их авторы». На экране 5 современных фотографий девочек, рассмотрев их внимательно, ученики с помощью курсора отмечают те, которые напоминают им знаменитую картину. Если задание выполняют в аудитории, то можно предложить объяснить свой выбор классу. Завершить выполнение задания можно вопросом, почему авторы фотографий сделали именно такие подписи к каждой из них, а также предложением кому-то из девочек сесть как Аленушка.Аналогичные задания предлагают к каждой из статей, посвященных выдающимся произведениям русской живописи («Богатыри» В.М.Васнецова, «Девятый вал» И.К.Айвазовского, «Тройка» В.Г.Перова, «Бурлаки на Волге» И.Е.Репина).История РоссииНа уроках могут использовать задания из группы под названием «Лексика». Например, задание «История переименований Петербурга», размещенное в статье «Петербург»: «В 1992 году городу было возвращено название Санкт-Петербург.Как он назывался в другие исторические периоды? Сопоставьте даты и названия парным выбором». При правильном соотнесении исторического периода и названия на экране появляются характерные для данного периода изображения города: литография, репродукции картин, фотографии. Их можно увеличить и рассмотреть в деталях, характерных для той или иной эпохи.
Комментарии