Определений лидеров и лидерства великое множество. Поскольку сам термин пришел к нам из английского языка (to lead – «вести за собой», leader – в буквальном смысле «ведущий»), большинство определений лидерства принадлежат англоязычным авторам.
Оксфордский словарь, например, дает такое определение: «Лидерство – это акт руководства группой людей или организацией или способность это делать». Известный американский психолог Ховард Гарднер определял лидера так: «Лидер – это тот, кто своим словом или личным примером оказывает существенное влияние на поведение, мысли или чувства значительного количества других людей». Курт Нортхауз давал похожее определение: «Лидерство – это процесс воздействия на других для достижения цели и направления организации на путь слаженной и четкой работы». Джон Максвелл выразил ту же мысль еще короче: «Лидерство – это влияние». А бизнес-аналитик Джон Фентон давал такое определение: «Лидер обладает видением желаемого будущего, он осознает свою ответственность за достижение цели, может увлечь других и сделать их союзниками и способен инициировать действия по достижению цели».Итак, основная (и единственная) характеристика лидера – наличие готовых идти за ним последователей и союзников.Очень часто, когда мы встречаемся со студентами в вузе, мы спрашиваем их о том, считают ли они себя лидерами. В большинстве случаев студенты скромно оценивают свои лидерские возможности и отвечают, что лидерами они себя не видят. Но дело в том, что в жизни всегда приходится выбирать, следовать ли за кем-то, другими словами, быть ведомым или же прокладывать свой собственный путь, по которому потом или сразу могут пройти и другие люди. Если человек навсегда выбирает позицию «идти за кем-то», он сильно рискует.С одной стороны, удобно, когда тот, кого вы считаете более умным, зрелым, умелым, делает выбор за вас, ведь выбор – это ответственность. С другой стороны, если вы неправильно оценили потенциал лидера, за которым следуете, он сможет привести вас совсем не туда, куда вы стремитесь.Как справедливо пишет Питер Сенге, мы слишком долго считали, что лидеры – это какие-то особые люди, которыми надо родиться. Но в реальной жизни каждый человек может стать лидером, если его к этому вынуждают обстоятельства. Более того, вы можете быть лидером, например, в семье, а на работе довериться более опытному коллеге. То есть один и тот же человек может быть одновременно и лидером, и ведомым в зависимости от ситуации, в которой оказывается.Важно не отказываться от лидерской позиции полностью, чтобы не оказаться игрушкой в руках других людей. Об этом нужно помнить каждому педагогу, который работает с детьми, у них надо воспитывать лидерские качества.Многим наверняка известен кейс одной из самых старых школ Сингапура Raffles Institution, в которой воспитание лидерских качеств школьников – это обязательная часть образовательной программы для всех.Программа Raffles Leadership Program (RLP) является инициативой Департамента развития лидерства, направленной на то, чтобы подготовить школьников к лидерству в школе и в жизни. Все ученики третьего года обучения в средней школе проходят через программу, которая включает в себя проведение семинара по лидерству. Программа стартовала в 2008 году и стала полноценной обязательной программой подготовки школьников-лидеров. В течение 3-го года обучения ученики принимают участие в 9-10-недельной специальной программе. Школьникам предстоит жить в школьном лагере, а также поучаствовать в нескольких командных и ориентированных на лидерство мероприятиях как на местном, так и на международном уровне. Учащиеся вовлечены в различные социальные проекты, становясь их полноценными участниками, учатся решать проблемы, изучают опыт и начинают понимать изнутри незнакомую для них ситуацию и предлагать свои решения.Если говорить о механизмах формирования лидерских качеств у школьников, то тут необходимо отметить, что, как правило, выделяют несколько категорий механизмов, которые способствуют их формированию: образовательная политика и система, сообщества, формирование «мягких навыков» (soft skills), педагогические средства, учебный план.Образовательная политика и система:- определение рамок в образовательной политике школы, которые поощряют и поддерживают инновационную практику лидерства школьников;- включение в школьные учебные программы задач по формированию навыков лидерства;- доведение до всех участников образовательного процесса информации, касающейся того, какими видятся желаемые результаты в области формирования лидерских компетенций учащихся и какой может быть для конкретной школы модель их формирования;- формирование и поддержка системы, направленной на расширение возможностей обмена информацией, знаниями и доступа к исследованиям различных практик;- обеспечение профессиональной подготовки педагогов, их профессионального развития и создание системы их поддержки в целях расширения и углубления знаний и содействия изменению поведения в школе;- создание условий для проведения исследований в области оценки внешних ресурсов и поддержки партнерских отношений между школой и университетами.Сообщества:- поддержка и использование партнерских отношений между школой и другими сообществами (другими учреждениями);- готовность продемонстрировать потенциал школьной системы по формированию лидерских качеств школьников в целях продвижения и развития политики в области лидерства;- создание условий для поддержки и предоставление возможностей для применения формирующихся лидерских качеств у школьников вне школы.Soft skills:- создание учебного плана, который направлен на развитие «мягких навыков», лежащих в основе лидерства;- выявление и предоставление возможностей учащимся заниматься социальными и политическими проблемами, когда они служат образовательным целям и соответствуют целям учебных программ;- поддержка развития лидерских навыков посредством постоянного и непрерывного обучения.Педагогические средства:- предоставление учащимся возможности устанавливать связь между пониманием и выполнением;- создание условий для вовлечения школьников в процесс формирования культуры класса;- предоставление возможности всем учащимся быть услышанными;- поощрение учащихся к изучению каких-либо проблем и участию в дебатах.Учебный план:- наличие в учебном плане курса по граждановедению, внутри которого формируются и применяются на практике лидерские компетенции у школьников;- выстраивание очевидных связей между темами и вопросами граждановедения и участием школьников в управлении школой;- формирование условий для применения лидерских компетенций в социальных проектах и волонтерском движении.О необходимости формирования лидерских качеств у школьников в российском образовательном пространстве начали говорить относительно недавно, поэтому разработчикам программ и руководителям школ предстоит еще много сделать, для того чтобы формирование лидерских качеств школьников действительно вошло в образовательную практику российских школ. Исследователи, занимающиеся вопросами формирования лидерских компетенций у школьников, определяют главные условия, при которых возможно формировать эти компетенции. Все эти условия находятся, как правило, в трех плоскостях: класс, школа и окружающие их сообщества.Если попытаться суммировать основные условия в классе, которые предлагают исследователи, то можно выделить наиболее часто встречающиеся: поощрять учащихся развивать свою точку зрения по обсуждаемым темам и делиться с классом своим мнением, поощрять участие в дебатах, обсуждениях и критическом анализе обсуждаемых тем; вовлекать учащихся в обсуждения и принятие решений о правилах (работы, поведения) в классе, определяя вместе с ними, какие могут быть устраивающие всех границы и ожидания, как может быть выстроен процесс обучения, преподавания и системы оценивания.На уровне всей школы можно обозначить следующие ключевые условия формирования лидерских компетенций:- привлекать школьников в органы управления и процессы, связанные с принятием решений в школе, такие как, например, школьный совет;- предоставлять школьникам возможность выступать в качестве школьных представителей за пределами школы;- создавать систему взаимоподдержки школьников в различных проявлениях, например наставничество, приятельство, коучинговые программы;- привлекать учащихся к участию в ключевых школьных процессах, таких как педагогические советы, административные совещания;- вовлекать учащихся в разработку и реализацию проектов, направленных на изменение и улучшение школьной системы, культуры, климата, различных практик;- поощрять проведение школьниками исследований по вопросам жизнедеятельности школы, ее культуры, климата и практик, которые, возможно, нуждаются в улучшении;- привлекать учащихся к реформированию процессов в школе;- предоставлять школьникам возможность выступать в качестве ключевых носителей информации при разработке исследовательских проектов, направленных на оценку и развитие существующих практик в школьной системе, а также при проведении школьной реформы.На уровне других сообществ ключевыми факторами формирования лидерских качеств определяют следующие: предоставление школьникам возможности разрабатывать и реализовывать проекты для расширения и поддержки всего процесса обучения на уровне различных сообществ (например, в партнерстве с другими учреждениями); создание условий для вовлечения учащихся к процессу взаимодействия с местными органами управления, правительством.Постоянная динамика в предоставлении учащимся возможности оказывать заметное влияние на их школьную среду является оптимальным результатом формирования лидерских компетенций школьников. Сама по себе идеальная модель системы формирования лидерских качеств школьников имеет в большей степени инклюзивный, чем эксклюзивный, характер, так как лидерские качества могут быть сформированы только у тех, кто является непосредственным участником этой системы. Существующие традиционные модели руководства школой могут быть расширены, чтобы стимулировать участие в них учащихся со слабой успеваемостью, из неблагополучных семей, со сложным поведением. А наиболее эффективными программами по формированию лидерских качеств будут те, которые способствуют содержательному участию школьников, моделируют демократические процессы и предоставляют школьникам возможность принимать участие в управлении школой, формировать политику школы и участвовать в принятии решений, касающихся преподавания и обучения. Преподаватели, вместо того чтобы рассматривать лидерство школьников как угрозу традиционным методам преподавания, могут создавать и предоставлять такие образовательные среды, в которых учащимся активно предлагается овладеть навыками, которые будут готовить их к активной гражданской позиции в том числе и за пределами школы, где университеты и другие организации могут быть источником свежих идей и ресурсов.Анастасия КОРОЛЕВА, Институт общественных наук РАНХИГС,Андрей САМОЙЛОВ, факультет «Менеджмент в сфере образования» МВШСЭН
Комментарии