search
Топ 10

Прикосновение к театру – трепетное и нежное

17 сентября 2011 года открылся третий сезон работы Московского городского клуба «Дети – театр – образование», созданного по инициативе «Учительской газеты-Москва» и кафедры культурологии МИОО. Впервые встреча проходила на площадке Московского городского Дома учителя на Пушечной улице в камерном театральном зале на первом этаже. Встреча состоялась по инициативе актива клуба, который на заключительной встрече прошлого сезона выразил желание встретиться с лидерами детского театра из разных городов России. Организаторы клуба решили, что лучшим началом новой программы станет встреча с художественным руководителем театра «Желтое окошко» города Мариинска Петром Зубаревым. Театр не раз был участником и лауреатом самых престижных фестивалей детских театров «Арлекин» (Санкт-Петербург), «Гаврош» и «Большая перемена» (Москва) и даже «Золотая маска».Встреча состояла из двух отделений: просмотра моноспектакля «Иваново сердце» и мастер-класса, посвященного искусству общения со зрителем. Театральный зал Дома учителя едва вместил 160 участников (57 взрослых) и 103 детей – учеников начальной школы). О своих впечатлениях рассказывают московские педагоги – участники встречи.

Очень понравился моноспектакль «Иваново сердце» театра «Желтое окошко». Я была поражена количеством созданных и сыгранных Петром Зубаревым образов. Многомерность их складывалась из простых предметов: вешалок, шаров, отрезов ткани… Содержательная сторона спектакля окунула меня одновременно и в сказку, и в современность. Поднятые проблемы актуализированы универсальным языком театра, понятным и юному, и зрелому зрителю. Очень хочу, чтобы эта сказка не заканчивалась.Юлия КУЗНЕЦОВА,заместитель директора по воспитательной работе школы №1308Как удачно начинается сезон. Все необыкновенно совпало: Пушечная (елки в ЦДРИ в детстве), чудесный особняк, в котором давно хотела побывать, зрители, заинтересованные, неравнодушные, живо реагирующие, ну и, конечно, сам спектакль – «театральная живая сказка». Есть что посмотреть, над чем подумать, чему поучиться. Мастер-класс – еще частичка сердца, веры, убежденности в нашем деле.Важный вопрос: для кого спектакль, каких детей и как вводить в мир театра? Для взрослых спектакль или для детей? Мое мнение: хорошая сказка и хороший детский спектакль имеют нижнюю возрастную границу (с каких лет интересно и полезно), но не имеют верхней возрастной границы (каждый возраст находит в нем свое).Елена ОВЕЧКИНА, ЦО №1425Спектакль для всех возрастов, на все времена и обо всем на свете! Думаете, такого не бывает? А вот бывает! Это спектакль Петра Зубарева «Иваново сердце». Мои маленькие зрители, а также их родители выходили со спектакля с удивительно светлыми лицами. Кто-то (да что греха таить – я сама) украдкой вытирал слезы, а малыши были так искренне счастливы, что казалось, они сейчас лопнут от переполняющей их радости. Родители сказали: «Вот так должен начинаться каждый день! И тогда на свете будет много добра!» И все это сотворил один удивительный человек – Петр Зубарев.Мне повезло. Наше общение продолжилось после спектакля. Есть действительно много методик, техник, в которых описаны механизмы воздействия на аудиторию (зрителя). Да-да, «воздействия». Это всегда попахивает манипуляцией и чем-то не очень честным. Петр говорит о «ВЗАИМОдействии». Он учит ДОГОВАРИВАТЬСЯ со зрителем, что это всего лишь ИГРА и мы все в это верим. И только тогда все, что происходит в театре, имеет смысл. Нужно каждый раз действительно дарить зрителю свое сердце…Марина БАХТИНА, руководитель театра «ПЛАСТИЛИН» школы №1308Когда я увидела на сцене единственного актера, мной овладели чувства разочарования (печальный опыт встречи с «Театром одного актера» уже был) и снисхождения (детский спектакль!), которые исчезли без следа уже к середине представления… Актерское мастерство Петра Зубарева, темы, затронутые им в спектакле «Иваново сердце», полностью захватили мое внимание, вызывая непроизвольный глубокий эмоциональный отклик, сочувствие персонажам, потребность соучастия в этой истории. Из наблюдателя я превратилась в участника, заинтересованного в конечном результате и определенно значимого участника! Интерактивные приемы, используемые Петром, были образцом того, как можно поддерживать внимание большой аудитории длительное время, что так необходимо каждому педагогу.Мастер-класс, проведенный после спектакля, был примером того, как простыми упражнениями можно раскрывать и активизировать творческие способности, дремлющие в каждом человеке. В ходе беседы Петр Зубарев поделился своим опытом и как актера, и как педагога, ценным для всех, кто работает с детьми. Лично для себя я вынесла из этой встречи то, что не стоит скрывать от детей проблемы, существующие в нашем обществе, в окружении, важно преподнести их на понятном детям языке, как это делает Петр Зубарев. Мне абсолютно нечего пожелать ему, кроме удачи, так как все остальное у него уже есть! Пожелать же хочу себе, нашим детям и нам всем почаще встречаться с такими людьми, чье сердце светит даже в непогоду, чтобы, находясь в их лучах, и самим бы захотелось сиять.Татьяна ЛИТВИНОВА, педагог детского сада №1701 и школы №931«Иваново сердце», сочиненное и разыгранное Петром Зубаревым, – поразительное, виртуозное сочетание двух историй: очень серьезной и взрослой истории про душу человеческую, про все самое важное в жизни и искрометной истории про то, что есть театр. Грациозная игра воображения, мгновенность превращений и перевоплощений, абсолютно органичное вовлечение зрителя в ткань спектакля. Причем зрителя-ребенка и зрителя-взрослого в равной степени. Легкая дурашливость игры почти в детские кубики и проникновеннейший посыл к сердцу и разуму! Точность придуманности невероятная. Автор, режиссер, актер Петр Зубарев нашел прием создания в моноспектакле целой палитры образов, прием превращения сценической площадки в игровое пространство, перетекающее в зрительный зал. Характерно для этой творческой работы еще и острое чувство меры театральной условности, которому автор ни разу не изменил на протяжении всего спектакля. Может быть, именно благодаря этому все представление абсолютно целостно и гармонично. Главное, смотришь и думаешь – ведь просто же все, ведь вот оно, казалось бы, лежит на поверхности… и удивляешься каждому следующему шагу.По дороге домой я успела спросить своих малышей, зачем было нужно столько надувных шариков на сцене, какие превращения шариков они запомнили? А они наперебой ответили, что они же во всех героев превращались, ну то есть в их головы, а потом еще в хвост стрр-р-рашного чудовища и в веселый поезд. Оказалось, что запомнили все и рассказывали об этом с восторгом. Уже на следующей неделе поиграли на занятии в превращение предмета по цепочке. Превращали шарик. Участвовала вся группа, в том числе те, кто был на спектакле. И каково же было мое удивление, когда превращали шарик и в арбуз, и в линзу прожектора, и в солнце, и в разные фрукты, но ни один из ребят не превратил его в то, что видел на спектакле. Ну, думаю, все забыли. Тогда попросила их (тех, кто смотрел спектакль) вспомнить, во что же превращались шарики там. Вспомнили абсолютно все. А-а-а, поняла я, они же просто превращали в то, что можно передать из рук в руки, а головы страшно же передавать, да и хвост дракона как-то не очень… После бурных воспоминаний о шариках и вешалках я спросила, о чем же был спектакль, не о шариках же? И тут последовал такой диалог:- Об Иване-дураке!- Об Ивановом сердце!- О том, как Иван ходил ум искать.- Чтоб его все уважали!Это дети, первачки.- Иван ходил ум искать, а при чем же здесь сердце?- А потому что в конце все обменивались теплом сердец.- Да! Потому что спектакль – это когда со сцены стараешься со всем сердцем и добром к зрителям!- Ну а ум Иван нашел?- (Огорченно.) Нет!- И уважать его не стали?- (Озадаченно.) Стали. Стали по имени-отчеству называть!- И кланяться!- А раньше не кланялись?- Нет. Дразнили.- Как же так? Ум не нашел, а уважать стали?- А они поняли, что у него ум в сердце!- Да!Мне кажется, что театр «Желтое окошко» предлагает детям и взрослым несколько очень важных возможностей: не только получить колоссальное эстетическое удовольствие, почувствовать, что где-то в тебе еще теплится огонек детского азарта и удивления, но и возможность очень серьезно сквозь детскую игру подумать про жизнь… Помимо всего этого здесь можно поучиться, играя, говорить с детьми о серьезном и важном, увидеть настоящий, органичный, а не надуманный и притянутый за уши интерактивный процесс, поучиться игре воображения и вспомнить о том, что это самое воображение есть основа любого творчества, а значит, развитие оного есть процесс воспитания творческой личности. Но это все – прикладные, практические вещи, а ведь есть еще процесс духовного обогащения, процесс очищения души при общении с подлинно талантливым и светлым человеком.Надежда ЯКОВЛЕВА, руководитель театральной студии «Блик» ЦО №556

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте