В процессе игры третьеклассники узнают много интересного о растительном и животном мире края, делятся своими знаниями, полученными на уроках по предмету “Окружающий мир”, учатся бережно относиться к природе, любить ее и охранять.
С самого начала игры они делают важное, доброе дело – оживляют лес, пытаются спасти его от чар Феи Зла, олицетворяющей равнодушное отношение людей к миру природы. Постепенно ребята возвращают лесу его былую красоту. Вдохнуть жизнь в засохшие деревья им удается, ответив на вопросы коварной Феи, а вернуть деревьям листву они смогут, лишь угадав, с какого дерева сорваны листья, которыми волшебница наполнила свой сундук. Затем учащиеся населяют лес птицами, угадывая их голоса (используется пластинка с записанными на ней голосами птиц). А животных дети могут вернуть в лес только тех, чьи следы узнают. (Следы нарисованы на плакатах.) Третьеклассникам удается расколдовать и реку, ответив на вопросы Хранителя Леса.
Предстоит участникам игры также встреча с ужасным Змеем, на мудреные загадки которого нужно будет найти правильные ответы. И вот лес спасен! Фея Зла изгнана! Подарком для детей становится танец лесных цветов.
Подготовка к игре.
Ученикам каждого класса заранее предлагается принять участие в конкурсе на самый интересный вопрос о природе родного края (его растительном и животном мире). Можно обратиться за советом к учителям или родителям. Лучшие вопросы отбираются для викторины, а учащиеся, которые их придумали, получают призы.
Реквизит, необходимый для проведения игры: камень с надписью; корзина, наполненная листьями разных деревьев; пластинка с записанными на ней голосами птиц; плакаты с нарисованными на них следами зверей.
В игре принимают участие: команда каждого класса (5 человек); ведущая; Фея Зла; Хранитель Леса; Змей (используются японские маски, одна надевается на голову, две – на руки); Лесные Цветы (танцевальная группа); учащиеся, изображающие деревья.
(Ученик стоит спиной к залу, руки опущены, он не двигается, к спине прикрепляется лист бумаги с изображением ствола с сухими кривыми сучками.) С этими детьми необходимо предварительно провести репетицию, объяснив процесс поэтапного “превращения” деревьев. Условно можно выделить 3 этапа “превращения” деревьев.
1. “Мертвое дерево”. Если команды правильно отвечают на вопросы Феи Зла, ученик, изображающий дерево, продолжает стоять спиной к залу, но он приподнимает руки-“ветки”, двигает ими.
2. Дерево начинает оживать. Как только команда, доставая из корзины лист, угадала, с какого дерева он сорван, ученик, стоящий спиной, поворачивается лицом к залу, и все видят, что “дерево” зазеленело.
3. Дерево покрывается листвой. Чтобы ученики, изображающие деревья, не устали стоять на сцене, ведущая уводит команды на “поляну” (это позволяет учащимся, сняв костюмы деревьев, присоединиться к зрителям в зале).
Оформление сцены зависит от фантазии организатора мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы отправиться в лесную сказку. Ребята! Вчера нам пришел факс, я его прочитаю (читает): “Стряслась беда. Только вы можете помочь. Приезжайте скорее. Хранитель Леса”. Ребята, требуется ваша помощь. Вы готовы ее оказать? (Ответ детей). А вы не боитесь отправиться в сказочный лес? Ведь на вашем пути могут встретиться и разбойники, и чудовища. И, возможно, злые духи! (Ответ детей). Ну, тогда в путь!
(Звон разбитого стекла. Слышится шум ветра.)
Голос: Ха-ха-ха! Ничего у вас не получится! Только зря ботиночки стопчете! Но уж если собрались, так и быть, окажу вам честь, встречу у волшебного камня, за которым начинается сказочный лес. Помните! У волшебного камня!
Ведущий: Ребята, кто бы это мог быть? Сейчас узнаем, ведь мы уже подошли к волшебному камню. (Указывает на камень.) Вот он! (Читает надпись на камне):
Прямо пойдешь – во дворец попадешь,
Налево пойдешь – логово Змея найдешь,
Направо пойдешь – с Хранителем Леса разговор поведешь.
(Звучит тревожная музыка, каркают вороны.)
Ой, ребята, не нравится мне все это. Что же произошло? (Оглядывается). И я не вижу прекрасного зеленого леса!
Фея: И не увидите!
(Открывается занавес. На сцене стоят спиной дети, изображая сухие деревья. На одном из них надпись: “Здесь был я”. Валяются консервные банки.)
Я уничтожила его, а люди мне в этом помогли! Этот Хранитель – жалкий старик – все пытался за ними убирать, деревья лечить, да и заболел с тоски, решил к вам обратиться за помощью. Думал, вы справитесь со мной. Спит и видит, чтобы я убралась отсюда. А мне здесь нравится. (Подходит к дереву, где написано “Здесь был я!”) Я люблю, когда деревья плачут. Какая умница написала! Оно уже 2 года стонет, все никак не умрет, мечтает еще зазеленеть. Напрасно! Я обожаю мертвую красоту. А посмотрите, мусора сколько! Я так рада, что не видно из-за него этой противной зеленой травки.
Ведущий: Так кто же вы?
Фея: Я – Фея Зла!
Вот что значит власть моя!
В лесу высохла трава,
Больше дождь не будет капать.
Звери вытянули лапы.
Пересохли водопады.
И засохли все цветы.
Это то, что мне и надо, –
Царство мертвой красоты!
Я думаю, вам здесь тоже понравится. Располагайтесь поудобнее.
Ведущий: Что, прямо здесь? Среди этого мусора? (Отходит в сторону. Обращается к детям.) Ребята, что будем делать? Ведь надо спасать лес! Как думаете, с чего начнем? (Уберем мусор. Убирают.)
(Фея начинает беспокоиться.)
Фея: Что вы делаете? Оставьте! Ничего не трогайте! Вы не похожи на тех, кто был в этом лесу. (Весь мусор убрали.) Ах! Мне дурно! (Опускается на траву.)
Ведущий: Ребята! Нам нужно попытаться спасти лес! Но как это сделать?
(Появляется Хранитель Леса.)
Хранитель: Я скажу вам, как оживить лес, вернуть ему былую красоту, населить птицами и животными. Молодцы, что решили помочь лесным жителям! Слушайте! Деревья оживут только тогда, когда вы докажете, что знаете и любите природу. Вам предстоит ответить на вопросы чародейки. Если вы правильно ответите – деревья начнут оживать. (Отходит в сторону.)
Фея: (Открывая один глаз.) А, уже приковылял старик. Слышала, слышала, что ты тут наплел. Ну ладно, так и быть, потешу себя. Задам вопросы, все равно не отгадаете.
Ведущий: Ребята, прошу вас, постарайтесь ответить.
Фея задает по вопросу каждой команде. Члены команды совещаются между собой. Если ребята отвечают правильно, “деревья” поднимают руки-“ветки”, если неправильно – деревья не двигаются.
Вопросы Феи:
1. Какая трава самая высокая в мире?
2. Как узнать возраст дерева?
3. Какое дерево раньше называли фиговым?
4. Какое дерево называют железным? Почему?
5. Куда осенью исчезают бабочки?
6. В названии какого дерева спрятался волшебник, чародей?
Если ребята правильно отвечают, Фея злится; если неправильно – радуется. Дети могут оживить не все деревья, в таком случае Хранитель Леса скажет:
– Молодцы, ребята! Вы оживили… деревьев. Если вы победите Фею, другие деревья тоже оживут.
Хранитель (Фее): А сейчас покажи ребятам свой сундук, куда ты запрятала всю листву, которую украла у деревьев. (ребятам) Если вы угадаете название дерева, с которого сорван лист, это дерево тут же зазеленеет.
Фея: Ох, напугал, я вся дрожу. (Приносит сундук, в котором лежат листья деревьев, произрастающих в окрестностях Сочи.) Ну что же, попытайтесь! Может быть, я вам позволю полюбоваться зелененькими веточками несколько минут.
Каждая команда угадывает по 2 листа. Если дают правильный ответ, “дерево” покрывается листьями.
Ведущий: Ребята, молодцы! Но что это? (Слышится робкое пение птиц.)
Фея (встряхивает головой): Что-то мне нехорошо! (Опускается на траву).
Хранитель: Ребята, вы оживили деревья, и в лес начали возвращаться птицы! Чтобы они не улетели, вы должны угадать, голоса каких птиц вы слышите.
Фея (в сторону): Ох, ослабла я. Не надо было мне позволять им отвечать на вопросы. Сама виновата. Теперь их не остановить. Я ничего не могу поделать.
(Звучат голоса птиц: кукушки, синицы, соловья, филина и других. Каждая команда отгадывает название одной птицы.)
Ведущий: Ребята! Лес заговорил! В него вернулись птицы! А теперь кого должны мы вернуть? (Животных).
Хранитель: Для этого вы должны угадать, какие лесные жители оставили следы на тропинках.
Плакаты с изображением следов висят на занавесе. Каждая команда угадывает, какому животному принадлежат следы. Используются следы зайца, кошки, лани, лисы, змеи, лягушки.
Хранитель (поясняет): Задние лапы у кошки попадают точно в следы передних. Поэтому следы идут цепочкой. На следах не видно когтей, так как при ходьбе она втягивает когти. Тигры и пантеры тоже ходят след в след, как кошки. У лисы следы тоже идут цепочкой, но отпечатки когтей видны.
“Животные”, следы которых ребята угадали, появляются на сцене, благодарят детей и убегают.
Хранитель: Ребята, жизнь постепенно возвращается в наш лес. И сейчас вам предстоит выполнить самое главное – вернуть воду.
Фея: Ох, умираю. Надо что-то делать! (Встает.) Ах, вспомнила! (Уходит).
Хранитель: Вы сможете снять проклятие Феи Зла, которое она наложила на нашу лесную реку, и вернуть воду, если ответите на вопросы из книги о мудром отношении к природе (разворачивает книгу, задает вопросы).
Вопросы Хранителя леса:
1. Какое значение имели для Сочи разведение в прудах и реках гамбузий и посадка эвкалиптов в 40-е годы?
2. Какую пользу и вред приносит человек морю? (Слышится журчание воды).
3. Озеро в окрестностях Сочи, название которого происходит от названия ягоды?
4. Какие животные и растения Краснодарского края занесены в Красную книгу?
Ведущий: Вы слышите? Это шумит вода! Мы справились со своей задачей! Но где же Фея?
(Слышна тревожная музыка. Появляется Фея, с ней Змей).
Змей: Ха-ха-ха! Какие лакомые кусочки пожаловали к нам в гости! Особенно вот тот, с краю.
Хранитель: А, старый знакомый! Ты же обещал больше не появляться! (Ищет что-то у себя, не находит). Ах, я старый чурбан, колокольчик потерял! (Отводит ведущую в сторону). Нам нужно выиграть время. Попросите Змея загадать загадки – он это очень любит, а я тем временем успею найти колокольчик, звон которого усыпит чудовище. (Убегает).
Фея: Ну что, испугались? Старик-то сразу улепетал, говорила вам, не стоило с ним связываться! Горыныч, кем трапезничать первым будешь? Съешь всех, а я пока лесом займусь.
(Змей идет к детям).
Ведущий: Стой, Змей, ты загадай-ка сперва загадки, а мы никуда не убежим.
Змей: Ишь, размечтались, загадки захотели! А мне вот начальство велело (указывает на Фею), чтоб я вас о приметах погоды расспросил. Для меня слово Феи – закон. Слушаюсь и подчиняюсь ее приказам. (Целует руку Феи). Ну-с, приступим! Отвечать будут те, кого я сам выберу.
(Змей подходит к каждой команде и отбирает для данного конкурса по одному ученику. Этих учащихся Горыныч распределяет на завтрак, обед, полдник, ужин. Размышляет, кого когда лучше съесть, обращается к зрителям в зале):
А вас предупреждаю: того, кто будет подсказывать, посолю, поперчу и съем вне очереди!
Вопросы Змея к отобранным им ученикам:
1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, к хорошей погоде или к дождю?
2. Багряная заря к ветру или безветрию?
3. Вечером обильная роса на траве к дождю или к жаркой погоде?
4. Муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все ходы и выходы к солнечной погоде или к дождю?
(Какими бы ни были ответы ребят, правильными или неправильными, все равно Змей собирается их съесть. Он уже протягивает лапы, но в это время вбегает Хранитель Леса, который звонит в колокольчик).
Хранитель:
С помощью этого звона
Мы усыпляем злого дракона!
Змей: Ой, что это со мной? (Зевает). Головы будто чугунные. (Потягивается). Пойду вздремну часок. (Уходит).
Хранитель: Ах, ребята, я успел вовремя. Он чуть было не набросился на вас. Но теперь Змей будет спасть сто лет! А ты (обращается к Фее) все еще тут? Неужели не видишь, что бессильна уже что-либо сделать! Ребята сняли с леса все твои чары, убирайся в пустыню, там тебе место…
Фея: Ну ты не очень-то командуй! Ладно, найду себе другой лес. Я уже приглядела себе полянку, на которой люди все время оставляют мусор, ветки рубят. (Уходит, напевая романс “Я ехала домой”).
Хранитель: Ребята, я уверен, что вы никогда не будете помогать Фее Зла, я понял, что вы любите природу, знаете, как ее беречь. А ваши друзья? Как они ведут себя в лесу? Не обижают ли лесных жителей? (Ответ детей “нет”). Если у Феи найдется много помощников, она всю нашу чудесную Землю может превратить в мертвое царство. Вы не должны позволить ей это сделать! Ребята, лесные жители хотят поблагодарить вас за то, что вы вернули им прекрасный лес. (Танец Цветов).
К сожалению, пришло время прощаться. Позвольте преподнести вам эти маленькие подарки, которые будут вам напоминать о приключении в сказочном лесу! (Награждение команд).
Ведущая благодарит всех, кто принимал участие в игре.
С. ПРИВАЙЛОВА
Сочи
Комментарии