Задачи урока: 1. Познакомить учеников с основными занятиями жителей Океании. 2. Формирование навыков групповой работы. 3. Формирование убеждения в том, что любую сложную ситуацию можно преодолеть.
Оборудование: физическая карта мира, таблица «Биологическое и социальное в человеке», фотографии «Коралловые острова».
Формы урока:
1. Групповая работа.
2. «Мастерская».
Ход урока
Актуализация знаний
Человек заселил Океанию много тысяч лет тому назад. Какими путями шло заселение, пока неизвестно. По сложившимся представлениям в науке, Океания была заселена людьми из Юго-Восточной Азии.
Постановка проблемы: Какие виды хозяйственной деятельности были характерны для жителей Океании?
Шаг 1. Самоконструкция (1-2 минуты). Ребята индивидуально обдумывают ответ.
Шаг 2. Социоконструкция (1-2 минуты). Ученики обмениваются мнениями в паре, вырабатывают общее мнение.
Шаг 3. Социализация (2 минуты). Дети обмениваются мнениями в группе, готовят единый ответ.
Шаг 4. Афиширование. От группы отвечает один ученик (устно).
Учитель: Давайте представим, что мы отважные мореплаватели и отправимся в путешествие по Тихому океану. Наше судно, пройдя тысячи километров от берегов Юго-Восточной Азии, из-за сильного шторма потерпело бедствие в районе с координатами 8 ю.ш., 135 з.д. недалеко от коралловых островов.
Задание: Что это за острова? (Острова Туамоту.)
Учитель: Все члены экипажа и пассажиры благополучно спаслись и расселились на двух островах. Прошло пять лет. На одном из островов мы видим небольшую деревню, возделанные поля, лодки. А на другом – опустошение. Многие спасшиеся люди погибли от болезней и войн. Оставшиеся в живых бесцельно бродили по острову, где царили уныние и голод.
Постановка проблемы: Что могло привести к таким разным результатам на этих островах?
Шаги 1- 4. Итог подводит учитель.
Учитель: Только слаженная коллективная работа помогла выжить людям.
Человек многогранен и сочетает как биологические, так и социальные свойства. Это два фактора, которые определяют его поведение.
Работа с таблицей
1. Познакомиться с содержанием таблицы «Биологическое и социальное в человеке».
2. Сравнить понятия «биологическое» и «социальное».
Учитель объясняет понятие «социализация».
Постановка проблемы: Что нужно, чтобы выжить и способствовать слаженной коллективной работе? (Беседа с учениками.)
Учитель обобщает высказывания:
1. Необходимо преодолеть страх, уныние.
2. Надо распределить роли: кто и чем будет заниматься.
3. Важно планировать следующие действия.
Вывод: Благоприятный исход во многом зависит от психофизических качеств человека: воли, решительности, выносливости, активных действий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности.
Постановка проблемы: С какими трудностями может столкнуться человек, оказавшись в этих широтах?
Упражнение
Представьте, что вы оказались на необитаемом острове.
1. Составьте поэтапный план действий. Как вы будете бороться за жизнь?
2. Отметьте в своем плане действия, связанные с биологическим и социальным в человеке. Как вы думаете, биологические начала в человеке облегчают или затрудняют его жизнь в обществе?
Вывод по уроку: Основной закон этики, сформулированный в Священном писании, гласит: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступили с тобой».
Татьяна ИОНИНА, учитель географии гимназии №1, г. Бийска Алтайского края
Комментарии