search
main
0

Приходите в класс с зонтиком. От синдрома выгорания есть спасение

Психические и нервные болезни – грозная реальность нашего времени. Сказываются плохая экология, напряженный ритм, неправильный образ жизни. Как уберечь себя от стрессов и защитить наших детей от чрезмерных перегрузок – об этом наш сегодняшний разговор с Александром Ивановичем КОВАЛЕВЫМ, заведующим психоневрологическим отделением клиники Ростовского государственного медицинского университета, врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом, членом правления Российского общества психиатров.

– Александр Иванович, мы живем в динамично меняющемся мире, как следствие находимся в постоянном напряжении, особенно учителя, к 40-45 годам приобретающие букет болезней. Скажите, как защитить педагогов от стресса?- Вы знаете, есть такой термин – «синдром выгорания», от которого страдают как раз люди публичных профессий, в том числе и учителя. Есть несколько критериев, из-за которых человек выгорает. Синдром хронической усталости возникает у людей, которые занимаются своей работой с большими перегрузками. Если они не видят результата своей работы, если их труд малооплачиваем. Если эти три фактора совпадают, то рано или поздно человек начинает выгорать психологически. И либо уходит из профессии, либо у него могут возникнуть соматические заболевания (язва желудка, инфаркт), так называемая психосоматическая патология. Поэтому учителя должны решить для себя, насколько они готовы и дальше существовать в этой профессии, и с другой стороны, государство должно соответственно оценивать их труд.- Давайте теперь поговорим о детях. Как распознать: ребенок плохо себя ведет из-за недостатка воспитания или он болен?- В первую очередь нужно обратить внимание на степень адаптации ребенка. Насколько он готов к школе и способен усваивать программу. Педагогу важно обратить внимание на способность к усвоению предмета даже при плохой успеваемости (тогда может страдать мотивация либо проявляться синдром гиперактивности, сегодня это тоже распространенное явление), при этом у него могут быть высокие интеллектуальные способности!Еще один фактор, который может мешать успеваемости, – слабая адаптация в школе. Если ребенок не принят коллективом, он становится изгоем, попадает под психологический прессинг.- А что конкретно  нужно изменить в школе и уроках, чтобы дети не теряли интерес и не получали с аттестатом букет болезней?- На самом деле тут не все так просто. С того времени, когда школу перевели на 11-летнее образование, дети на один год начали больше учиться, но это было сделано ради того, чтобы облегчить начальную школу, снять нагрузку. С моей точки зрения, это был разумный подход.Если учитель правильно организует учебный процесс, то тот объем информации, который есть в школе, по силам большей части детей. Главное – это организация учебного процесса. Если он правильно организован, значит, ребенку будет комфортно в школе.Отдельная тема разговора – ЕГЭ, это мощная психологическая проблема. И ребенка к ЕГЭ нужно готовить не в 11-м классе, а все 11 школьных лет.- Сегодня часто вводятся дополнительные уроки в частных и многих общеобразовательных школах, начиная с младших классов.- Кстати, есть данные, которые указывают на то, что дети, обучающиеся по углубленным программам, еще сильнее теряют свое физическое и психическое здоровье, чем в среднестатистической школе.- Много говорят о компьютерной зависимости, насколько велика эта угроза?- Компьютерные технологии позволяют нам расширять возможности в том же образовательном процессе, быстро получать информацию. Поэтому очень важно правильно организовать детей, научить пользоваться интернет-технологиями для получения знаний. Как по принципу «столового ножа». Вы знаете, что ножом можно убить и накормить человека. Здесь все зависит от нас…- Думаю, в связи со всем этим есть большая потребность в психологах и психотерапевтах. Много ли студентов выбирают эти специальности?- У нас достаточно устойчивый прием студентов на нашу кафедру последипломного образования, так, в этом году был большой набор…- А какими качествами должен обладать психотерапевт?- Прежде всего он должен любить свою профессию, быть достаточно организованным человеком, для того чтобы освоить огромный пласт информации, в том числе и практического характера. Плюс наша профессия непростая, психиатру важно быть эмоционально раскрепощенным – в том смысле, чтобы правильно чувствовать своего пациента, выстраивать с ним беседу, располагать его к себе. Советы специалистаУпражнение 1. «Дыхание»Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.Упражнение 2. «Психоэнергетический зонтик»Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также при необходимости периодически в течение всего урока.Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты, и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока.Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте