Девятый год подряд в рамках конкурса «Московские мастера» Департамент образования, Московская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ и Московский институт открытого образования проводят Московский городской педагогический конкурс «Воспитатель года».
«Воспитатель года – 2009» традиционно проходил в несколько этапов: в дошкольных образовательных учреждениях, на уровне окружных управлений образования и на городском уровне. В окружном этапе приняли участие 225 воспитателей, а в городской этап вышли 10 опытных воспитателей и 10 воспитателей – молодых специалистов. Конкурс показывает, насколько важна профессия воспитателя детского сада, выявляет целую палитру оттенков в работе педагога дошкольного образования.
В этом году на городском этапе впервые проводится новое испытание – презентация концепции конкурсанта по темам. В номинации «Воспитатель года» это «Здоровье детей – приоритетное направление моей работы» (описание опыта работы по сохранению здоровья детей, снижению заболеваемости и пропаганде здорового образа жизни с подтверждающими материалами); а в номинации «Молодой специалист»- «Молодые воспитатели – дошкольному образованию столицы» («Почему я выбрала дошкольное образование?»). Кроме того, реализуется принцип преемственности победителей прошлогоднего конкурса и участников этого года.
Мы сидим на одном из проводимых в рамках конкурса мастер-классов в Центре развития ребенка №1787. В том самом, где работает воспитатель года-2008 Ирина Бодраченко.
Сама Ирина внимательно наблюдает за конкурсом уже со стороны: «Я очень рада, что стала членом жюри, для меня это волнующе и приятно вдвойне. Сразу всплыли воспоминания о недавних событиях. Даже захотелось самой выйти и оказаться на месте девочек. Я сама от себя таких эмоций не ожидала. Я их очень хорошо понимаю, как никто другой. Как могу, помогаю, в основном морально, чтобы они собрались, не переживали. Все они интересны, каждая по-своему. У каждой есть свое направление, свой стиль. Я думаю, что в этом году конкурсантки не менее сильные, чем в прошлом. Пока моя карьера никак не изменилась. Но я жду, что что-то произойдет, потому что к изменениям готова морально. Хочется движения дальше, может, даже в какой-то другой ипостаси, не хочется, чтоб победа в конкурсе была финальной точкой и крышкой того сосуда, который я заполняла. Внутренне хочется новизны, поднятия на новую профессиональную ступень, а дальше – как сложится. Все это будет связано только с дошкольным воспитанием».
В этот день нам удалось посмотреть пять занятий воспитателей из разных округов: Елены Кирилловой, Татьяны Терешиной, Елены Соловьевой, Татьяны Вороновой, Алсу Котеневой.
Голоса у воспитательниц дрожат, лица бледные, моральная поддержка им действительно очень пригодилась бы, но они очень стараются расположить к себе детей, улыбаются, а дети практически сразу отвечают взаимностью.
«Елена Геннадьевна, помогите», – уже не стесняется один из мальчиков, собирая пингвиненка из конструктора. Конструирование на этот раз использовалось в двух разных занятиях, еще два были на экологическую тему, хотя ни одно не было похоже на другое.
Татьяна Воронова, переодевшись в фею, вообще решила провести свое занятие в спортзале, сопровождая ребят в «Страну фонтанов». Сама она проявляла буквы «волшебного письма» с помощью огня, а дети пришли в полный восторг от возможности побрызгаться водой, а заодно узнать, как работает фонтан. Всем без исключения детям очень нравятся разного рода эксперименты.
На занятии Татьяны Терешиной «Сохраним природу вместе» ребята с увлечением очищали воду от масла с помощью различных фильтров. В конце занятия они рассказали, что процесс им очень запомнился. Надо заметить, воду они очищали с благой целью – чтобы защитить природу от загрязнения и разрушающего воздействия самих себя. Дети сами построили в экологически чистом месте с птичками и травками завод, выпускающий машины, самим же пришлось думать, как не допустить полного разрушения окружающей среды. Цель занятия – развитие современного экологического мышления детей, формирование основ экологической культуры личности. Завод, кстати, тоже строили с большим увлечением. В группе мальчиков сразу определился «прораб», который заведовал строительством и давал «ценные указания», подавая кирпичики конструктора. Девочки были на равных и построили свое здание быстрее и ближе к образцу, что несколько удивило.
Поразительно, сколько всего знают дети. И о рыбе-какаду, и что-то о полярных станциях, и о том, что ромашку нужно кинуть в костер для отпугивания комаров. Сколько мелочей нужно учесть, чтобы не просто их чему-то научить, а сделать это правильно, не во вред.
«Приходите к нам еще», – растягивая слова, говорит один из детей воспитательнице. Вот это, наверное, лучшая похвала и лучшая оценка работы воспитателя.
Комментарии