В Законе Российской Федерации «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования определено воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в работе детского сада.
Педагогическая наука указывает на самый естественный способ патриотического воспитания – это введение дошкольника в традиционную отечественную культуру. Для реализации поставленных задач в детском саду комбинированного вида №1506 создан интерактивный музей русской народной культуры «Горенка».Музей позволяет педагогам решать многие задачи воспитания и образования не только детей, но и взрослых. В музее собраны подлинные предметы старины, многим из них более 100 лет. Дети и взрослые, педагоги и родители имеют уникальную возможность прикоснуться к бережно сохраняемой старине, и уже в этом заложен воспитательный эффект музея. В «Горенке» дети знакомятся с женским костюмом разных областей России (есть уникальные вещи, которые не всегда встретишь в настоящем музее, например, женские кожаные туфли конца XIX – начала XX века), с убранством избы, с предметами быта и орудиями труда, с музыкальными инструментами, с русской игрушкой.Музейная педагогика предлагает педагогам разные формы организации, но одна из ведущих – это экскурсия. Экскурсия в этом музее всегда предполагает активную деятельность экскурсантов. Это и вопросно-ответная форма беседы, это и сравнение предметов с современными аналогами, но пик активности – когда старшие дети сами выступают в роли экскурсоводов перед малышами, родителями и гостями детского сада.Работа музея направлена на развитие не только познавательных, но и творческих способностей. Организация музея позволяет педагогам проводить интегрированные занятия с продуктивными видами деятельности, например, работа с «живым» тестом. Традиционно (на «Сороки» – 22 марта (по народному календарю – вторая встреча весны) дети старшего возраста готовят выпечку – «жаворонков». Что еще может сравниться по силе воздействия на нравственно-этическое развитие ребенка: «живое», теплое тесто, конечный продукт – печенье, которое ребенок съест сам и угостит друзей и родителей.Музей может стать театральной сценой для старших детей и соответственно зрительным залом, куда приглашают других детей, родителей и гостей детского сада.Музей «Горенка» – это не только структурное подразделение для дополнительного образования детей сада №1506, но и составная часть единого образовательного пространства Юго-Западного административного округа. В музей приходят дети из других детских садов и школ. Для них, как правило, педагоги не только проводят экскурсии по музею, но и организуют игры, продуктивные виды деятельности (поделки, которые делают дети, забирают как сувенир с собой), показывают спектакли. Взрослых гостей, коллег, педагоги также включают в активную деятельность: подвижные игры, пляски, игра на музыкальных инструментах. Дети детского сада могут выступать не только в роли экскурсовода, но и учителя, например, в мастер-классе по изготовлению игрушки.Большую силу воздействия на человека оказывает классическое искусство, но при условии, что человек подготовлен к его восприятию. Педагоги ДОУ стараются вызвать у детей желание соприкасаться с классическим искусством. Детский сад уже на протяжении нескольких лет сотрудничает с детской музыкальной школой им. Э.Гилельса. Ученики музыкальной школы приезжают в ДОУ с концертами, исполняют инструментальные и вокальные музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. Старшие дети детского сада не только слушают классическую музыку, но и сами ее исполняют: играют в оркестре на детских музыкальных инструментах, участвуют в постановке балета, например «Щелкунчик» П.И.Чайковского.Многолетняя дружба связывает детский сад №1506 с военным оркестром Министерства обороны Российской Федерации. Ежегодно к Дню Победы проходит праздник «День оркестра», который посвящен ветеранам. К этому дню готовится весь детский сад. Дети разучивают музыкальные произведения, которые затем исполняют вместе с военным оркестром, песни военных лет (самая любимая – «Катюша»), которые поют с ветеранами, готовят подарки для ветеранов и для солистов оркестра. Родители также готовят подарки для ветеранов – цветы и теплые слова благодарности и признательности, а повара пекут пирожки и плюшки, которые очень любят и ветераны, и солисты оркестра. Этот праздник позволяет сблизить людей разных поколений – детей, родителей, ветеранов. Такие встречи оставляют неизгладимый след в душе каждого – и ребенка, и взрослого. Педагоги надеются, что дети пронесут чувство благодарности к людям старшего поколения и гордость за Отечество через всю свою жизнь.Детский сад всегда открыт для гостей, педагоги рады поделиться своим опытом и готовы учиться у других.
Комментарии