search
Топ 10

Приглашение к участию в конкурсе по созданию учебной литературы нового поколения

Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) заем на реализацию Инновационного проекта развития образования Министерства образования Российской Федерации. Часть данного займа (до 3.800.000 долларов США) будет использована для предоставления безвозвратных грантов на разработку и издание новых рукописей и учебников. Гранты будут присуждаться авторам по результатам конкурса представленных заявок и издательствам, включенным в список на основании квалификационного отбора и в зависимости от их технических возможностей, после заключения контрактов на издание выигравших рукописей. Национальный фонд подготовки кадров уполномочен осуществлять руководство проведением конкурса и выплатой грантов победителям.

Национальный фонд подготовки кадров приглашает авторов, обладающих соответствующей квалификацией в написании учебной литературы, и издательства к подаче заявок на получение грантов на подготовку рукописей, а также издание и продвижение на рынок учебников для средней школы по следующим конкретным направлениям и уровням:

Учебники для первой ступени обучения (начальная школа):

1. “Русский язык” – учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы для образовательной системы Занкова, разработанный на основе деятельностного подхода.

2. “Окружающий мир” – учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы для образовательной системы Занкова, разработанный на основе деятельностного подхода.

Учебники для второй ступени обучения (основная школа):

3-4. “Русский язык, 5 класс” √ учебно-методический комплект по русскому языку для общеобразовательной школы с обучением на родном (нерусском) языке, включающий учебник и пособие для учителя, расширенное дополнительными материалами к урокам, построенный на коммуникативном методе обучения, с обязательным приложением концепции построения курса второй ступени обучения и развернутой программы его изучения, рассчитанной на преподавание русского языка 3 часа в неделю и обеспечивающей освоение минимума содержания образования основной школы.

Учебники для школ и классов гуманитарного профиля третьей ступени обучения:

Русский язык и литература.

5-6. “Русский язык, 10 класс” √ учебно-методический комплект по русскому языку для школ и классов гуманитарного профиля с обучением учащихся на родном (нерусском) языке, включающий учебник и пособие для учителя, расширенное дополнительными материалами к урокам, построенный на коммуникативном методе обучения, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой углубленного изучения русского языка, рассчитанной на преподавание 3-4 часа в неделю, для третьей ступени обучения.

7-8. “Литература, 10 класс” √ учебник по литературе для школ и классов гуманитарного профиля с обучением учащихся на родном (нерусском) языке с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программы углубленного изучения литературы на третьей ступени обучения, рассчитанной на преподавание литературы 5-6 часов в неделю.

“Хрестоматия по литературе, 10 класс” – учебная хрестоматия к учебнику по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы с широко представленным методическим аппаратом.

9. “Русская литература, XIX век” √ учебник для школ и классов гуманитарного профиля, объективно представляющий литературный процесс, дающий все основные точки зрения на то или иное произведение с демонстрацией вклада каждой эпохи в осмысление творчества писателя, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой углубленного изучения литературы на третьей ступени обучения.

10-11. “Русский язык, 10 класс” – учебно-методический комплект для школ и классов гуманитарного профиля, включающий учебник и пособие для учителя, расширенное дополнительными материалами к урокам, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения, рассчитанной на преподавание русского языка 2 часа в неделю, для третьей ступени обучения.

Иностранные языки.

12-14. “Английский язык, 10 класс” – учебно-методический комплект, содержащий учебник, рабочую тетрадь, пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные материалы к урокам, для школ и классов гуманитарного профиля, построенный на коммуникативном методе обучения, опирающийся на социальный опыт учащегося, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения.

15-17. “Немецкий язык, 10 класс” – учебно-методический комплект, содержащий учебник, рабочую тетрадь и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные материалы к урокам, для школ и классов гуманитарного профиля, построенный на коммуникативном методе обучения, опирающийся на социальный опыт учащегося, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения.

18-20. “Французский язык, 10 класс” – учебно-методический комплект, содержащий учебник, рабочую тетрадь и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные материалы к урокам, для школ и классов гуманитарного профиля, построенный на коммуникативном методе обучения, опирающийся на социальный опыт учащегося, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения.

21-23. “Испанский язык, 10 класс” – учебно-методический комплект, содержащий учебник, рабочую тетрадь и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные материалы к урокам, для школ и классов гуманитарного профиля, построенный на коммуникативном методе обучения, опирающийся на социальный опыт учащегося, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения.

Математика и информатика.

24-25. “Математика, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения и развернутой программой изучения курса математики с введением элементов математической статистики и анализа данных, для третьей ступени обучения, рассчитанный на преподавание математики 3 часа в неделю, обеспечивающий усвоение минимума содержания образования в средней (полной) школе, содержащий разнообразный практический материал и учитывающий специфику преподавания в классах гуманитарного профиля.

– Практикум к учебнику “Математика, 10 класс”, содержащий большое количество задач и практических заданий, пояснения к решениям.

26. “Информатика, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения курса для третьей ступени обучения и развернутой программы его изучения, опирающийся на обязательный минимум содержания образования основной школы и систематически знакомящий учащихся с основами информационной культуры информационных технологий, работой с текстовыми редакторами и обеспечивающий информационную поддержку других дисциплин.

Общественные науки.

27-29. “Россия и мир” – учебно-методический комплект для школ и классов гуманитарного профиля, включающий учебник, хрестоматию к учебнику и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные и демонстрационные материалы к урокам, с обязательным приложением концепции построения и развернутой программы изучения интегрированного курса российской и всеобщей истории, отражающего сложные проблемы всемирной истории ХХ века и истории многонациональной России, традиций и культуры, населяющих ее народов и место России в мировом историческом процессе, для третьей ступени обучения.

30-32. “Основы обществознания” – учебно-методический комплект для школ и классов гуманитарного профиля, включающий учебник, практикум к учебнику, содержащий задания, направленные на практическое решение проблем реальной жизни, и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные и демонстрационные материалы к урокам, с обязательным приложением концепции построения курса для третьей ступени обучения и развернутой программы его изучения, содержащий расширенный философский раздел, раскрывающий основы политических, экономических и социальных явлений, правовых и философских аспектов современного мира, использующий метод сравнительно-сопоставительного анализа при построении содержания учебника и ориентированный на формирование навыков практического применения полученных знаний.

33-35. “Экономика” – учебно-методический комплект для школ и классов гуманитарного профиля, включающий учебник, практикум к учебнику, содержащий набор заданий, направленных на практическое решение проблем реальной жизни, и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные и демонстрационные материалы к урокам, с обязательным приложением концепции построения курса третьей ступени обучения и развернутой программы его изучения, опирающийся на обязательный минимум содержания по экономике (образовательная область “Обществознание”) общего образования, дополняющий экономическое содержание курса раскрытием правовых вопросов с опорой на Российское законодательство и ориентированный на формирование навыков практического применения полученных знаний.

Естественные науки.

36-37. “Общая биология, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения, раскрывающий важнейшие биологические закономерности и их практическое значение, обеспечивающий развитие устойчивого познавательного интереса, творческих способностей, логического мышления учащихся и направленный на усиление исторического и культурологического аспектов изучения биологии.

– Практикум к учебнику “Общая биология, 10 класс”, содержащий практические и экспериментальные работы, задачи и задания, пояснения к решениям.

38-39. “Физика, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения, обеспечивающий практическую направленность обучения физике, максимальное вовлечение учащихся в самостоятельное приобретение предлагаемых учебной программой знаний, введение в учебный материал гуманитарных знаний и широкое использование межпредметных связей естественных и гуманитарных наук.

– Практикум к учебнику “Физика, 10 класс”, содержащий большой практикум экспериментальных и практических работ, задач и пояснения к решениям.

40-41. “Химия, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения и развернутой программой изучения курса на третьей ступени обучения, обеспечивающий практическую направленность обучения химии, максимальное вовлечение учащихся в самостоятельное приобретение предлагаемых учебной программой знаний, формирование творческого научного мышления на основе показа системы современной химической науки и многостороннего рассмотрения изучаемого химического объекта. Необходимы введение в учебный материал гуманитарных знаний и широкое использование межпредметных связей естественных и гуманитарных наук.

– Практикум к учебнику “Химия, 10 класс”, содержащий большой практикум экспериментальных и практических работ, задач и пояснения к решениям.

Учебники для школ и классов общеобразовательного профиля третьей ступени обучения.

42-44. “Экология” – учебно-методический комплект, включающий учебник, практикум к учебнику и пособие для учителя, для школ и классов общеобразовательного профиля с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программы его изучения, построенный по принципу системного подхода, раскрывающий как классические аспекты экологии, так и ее прикладные направления.

Учебники для школ и классов технического профиля третьей ступени обучения.

Технология.

45-47. “Основы ведения (крестьянского) фермерского хозяйства” – учебно-методический комплект, включающий учебные пособия по основам животноводства, растениеводства, экономике фермерского хозяйства и переработке сельскохозяйственной продукции с необходимыми дополнительными, практическими и демонстрационными материалами, для сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, нацеленного на профориентацию учащихся и получение ими элементарных знаний по соответствующим профессиям.

48-49. “Основы агротехники плодовых культур” – учебно-методический комплект, включающий учебник, альбом плакатов и необходимые дополнительные и демонстрационные материалы для учителя, для сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, дающий представление о содержании труда мастера-растениевода, в наглядной форме представляющий сорта и виды плодовых культур, излагающий организацию и агротехнические основы их возделывания.

50-51. “Трактор и сельхозмашины” – учебно-методический комплект для сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, включающий 2 части: “Трактора” и “Сельскохозяйственные машины”, в которых рассматриваются основные виды техники, участвующей в сельскохозяйственном производстве, даются наиболее общие сведения об их назначении, устройстве и техническом обслуживании и формируется представление о машинно-тракторном парке как основе фермерского хозяйства.

52. “Пчеловодство”- учебник для сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующей учащихся в содержании труда пчеловода и дающий представление о пчеловодстве как одной из возможных специализаций сельскохозяйственного производства, дающий элементарные знания о методах разведения и породах пчел, пасечных постройках и пчеловодческом инвентаре, ульях и содержании пчелиных семей.

53. “Основы радиоэлектроники”- учебник для классов и школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующей учащихся в профессиях, связанных с монтажом радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборкой изделий электронной техники, направленный на овладение учащимися понятийным аппаратом радиоэлектроники, дающий представление об основных схемах, устройствах, системах и принципах их работы, развивающей самостоятельное техническое мышление учащихся.

54-56. “Легковые автомобили” – учебно-методический комплект, включающий учебник, учебное пособие по безопасному и экономичному управлению автомобилем и альбом плакатов, для школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, знакомящего учащихся с основными требованиями к водителю-профессионалу категории “В”, раскрывающий вопросы устройства, технического обслуживания, эксплуатации и ремонта легковых автомобилей.

57-58. “Грузовые автомобили” – учебник и альбом плакатов для городских и сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующего учащихся в содержании труда водителя транспортных средств категории “С” и знакомящего учащихся с основами устройства, работы и технического обслуживания механизмов и систем как базовых моделей грузовых автомобилей, так и оригинальных систем “Бычок”, “Газель” и т.д.

59-61. “Основы кулинарии”- учебно-методический комплект, включающий учебник, учебное пособие по основам физиологии питания, санитарии и гигиены и альбом плакатов для школ технического профиля, с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующий учащихся в профессиях, связанных с содержанием труда поваров, кондитеров и др., и дающий минимальные знания по основам кулинарии, сопровождающиеся материалом об основах правильного питания и художественного оформления стола.

62-64. “Основы технологии делопроизводства” – учебно-методический комплект, включающий учебники по основам делопроизводства и современным офисным технологиям с рассмотрением пакета прикладных программ по делопроизводству и пособие для учащихся по обучению навыкам работы на клавиатуре, для школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующего учащихся в содержании труда секретаря-референта и секретаря-машинистки и дающего минимальные знания по соответствующим профессиям.

65-66. “Основы электротехники” – учебник и рабочая тетрадь для школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, дающего учащимся основные понятия электротехники, минимальные знания об основных законах электротехники, схемах и принципах их работы.

67-68. “Основы дизайна причесок” – учебник и альбом плакатов для школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, предусматривающей знакомство учащихся с технологиями основных парикмахерских работ, основными законами дизайна, понятиями стиля и моды.

Заявители, соответствующие необходимым требованиям [авторы учебников и издательства, специализирующиеся на издании учебников], могут получить более подробную информацию в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) у руководителя программы Ивановой Надежды Вячеславовны по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-й этаж, ком.322, контактным телефонам: 246-98-94, 246-66-32 или факсу 246-98-92.

“Правила и порядок предоставления грантов” и формы заявок для авторов и издательств могут быть получены заинтересованными заявителями лично или по письменному заявлению в НФПК по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-й этаж, ком.322 у Ивановой Н.В. или Прониной М.Ю.

Гранты в размере, установленном “Правилами и порядком предоставления грантов”, выплачиваются только победителям конкурса. На данном этапе предполагается выделить до 204 грантов на первоначальную подготовку рукописей для последующего издания 68 новых учебных пособий, предназначенных для использования в школах Российской Федерации. Данный процесс будет повторяться в течение последующих двухгодичных циклов.

Поступившие от авторов заявки будут оцениваться специалистами, предложенными Экспертным комитетом конкурса, утвержденными Стратегическим комитетом по учебному книгоизданию с учетом мнения Федерального экспертного совета, а гранты будут присуждаться Экспертным комитетом, члены которого избираются по представлению частных и государственных учреждений и организаций, связанных с разработкой, оценкой и использованием учебников. Экспертный комитет также осуществляет оценку квалификационных требований и технических возможностей издательств. Решение комитета является окончательным, механизм подачи апелляций не предусматривается. Комитет будет проявлять корректность при сообщении результатов оценки участникам, не выигравшим конкурс.

Заполненные формы заявки на участие в конкурсе, а также необходимые приложения должны быть представлены в НФПК по вышеуказанному адресу не позднее, чем через 2 месяца после публикации общего уведомления о конкурсе для авторов, и не позднее, чем через 3 месяца для издательств.

К рассмотрению также будут приниматься конкурсные документы, присланные по почте по адресу: 119121, Москва, Ружейный переулок, д.4, о/с 129, а/я 29 с пометкой на конверте “На конкурс” и с датой отправления на почтовом штемпеле не позднее 1 марта 2000 г. для авторов и 1 апреля 2000 г. для издательств.

Всем заявкам на получение грантов будут присваиваться номера. Во всех последующих случаях будет даваться ссылка на этот номер.

ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ПРИСУЖДЕНИЯ ГРАНТОВ

1. Общие сведения

Министерство финансов и Министерство образования Российской Федерации достигли договоренности с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении кредита на сумму до 3.800.000 долларов США с целью выделения на конкурсной основе грантов для авторов и издательств на различных этапах подготовки и реализации новых учебников. Конкурс проводится под руководством Национального фонда подготовки кадров в рамках более широкой инновационной программы в области образования.

Гранты выделяются с целью ускорения процесса обновления Федерального перечня учебников, предназначенных для использования в системе государственного образования, в соответствии с приоритетами, установленными в ходе анализа Федерального перечня, проводимого в рамках указанной программы в области образования. Приоритеты перечислены в общем уведомлении об объявлении конкурса.

Общие уведомления публикуются для каждого этапа конкурса. Информация о конкурсе может быть получена в Группе реализации проекта Национального фонда подготовки кадров (Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-4-й этаж, тел. 246-98-94, 246-66-32 у Ивановой Надежды Вячеславовны или Прониной Марии Юрьевны). НФПК отвечает за выплату всех присужденных грантов. По всем организационным вопросам, касающимся конкурса, решение НФПК является окончательным.

2. Право на участие в конкурсе

В соответствии с правилами в конкурсе могут участвовать все авторы, выразившие желание разработать конкретные учебники для российских школ. К участию в конкурсе принимаются рукописи, на издание которых не заключены договоры с издательствами. Типовая Форма заявки для авторов, которая должна быть правильно заполнена и представлена автором, желающим участвовать в конкурсе, может быть получена в Национальном фонде подготовки кадров.

В соответствии с установленными требованиями в конкурсе могут участвовать издательства, выпускающие учебную литературу и зарегистрированные в Российской Федерации. Издательства должны представить подробные данные о своей организации и деятельности для прохождения квалификационного отбора на основании типовой квалификационной формы для издательств. Каждое издательство, прошедшее отбор в первом туре конкурса, имеет право подавать заявки на участие в последующих турах при условии, что их обстоятельства не изменились. Невыполнение обязательств в соответствии с правилами конкурса ведет к отказу в допуске к участию в последующих турах конкурса. Решение НФПК по этому поводу является окончательным.

К участию в конкурсе не допускаются авторы, являющиеся членами Экспертного комитета конкурса, специалисты по оценке, входящие в состав рецензентов конкурсных материалов, или издательства, руководители которых являются членами Экспертного комитета конкурса.

3. Действие схемы присуждения грантов

Схема реализуется в четыре этапа и рассчитана на пять лет начиная с 1998 г. Предусматривается оказание помощи в авторской разработке учебников в количестве до 120 рукописей в одном туре и последующее содействие издательствам в издании и продвижении на рынок до 40 новых наименований учебников, предназначенных для использования в школах начиная с 1999-2000 учебного года.

3.1. Выплата грантов

Безвозвратные гранты выплачиваются авторам – победителям конкурса и подавшим квалификационную заявку издательствам в следующих размерах:

(а) Победившим авторам на 2-м этапе выплачивается до 1000 долларов США (или до 3 000 долларов США на группу авторов).

(б) Авторам, участвующим в 3-м этапе конкурса, выплачивается 600 долларов США (или до 1 800 долларов США на группу авторов).

(в) Прошедшим квалификационный отбор издательствам, заключившим контракты с авторами, участвующим в 3-м этапе, выплачивается грант на подготовку и оформление рукописи в размере 1000 долларов США за одно наименование.

(г) Правомочным издательствам, представившим утвержденный сигнальный экземпляр, подготовленный в соответствии с согласованными техническими требованиями, выплачивается грант на подготовку утвержденных рекламных материалов и других схем продвижения на рынок в размере до 15000 долларов США за одно наименование. Окончательный вариант сигнального экземпляра и утвержденного плана продвижения на рынок должен соответствовать требованиям, изложенным ниже в пп. 3.3 и 3.4.

(д) Гранты выплачиваются правомочным авторам и издательствам по результатам отбора на основе проведенной оценки. Гранты выплачиваются поэтапно в соответствии с графиком реализации проекта. Гранты выплачиваются авторам в два этапа (перед началом 2 и 3-го этапов и по их завершении), а издательствам в форме единовременной выплаты после утверждения Экспертным комитетом.

3.2. Присуждение грантов

Присуждение грантов осуществляется Экспертным комитетом, члены которого отбираются из числа кандидатов, представленных государственными и частными структурами, связанными с разработкой, оценкой, продажей и использованием учебников. Состав Экспертного комитета утверждается Стратегическим комитетом по учебному книгоизданию и подотчетен ему. Таким образом, присуждение грантов будет осуществляться на основе оценки, проведенной авторитетными российскими экспертами в рамках независимого комитета, выбранного по представлению широкого круга заинтересованных сторон под руководством другой независимой структуры. В интересах скорейшего обновления Федерального перечня учебников решения этих органов должны выполняться.

На основании анализа достоинств представленных предложений гранты присуждаются авторам и издательствам, признанным правомочными для получения содействия в форме гранта, соответствующих требованиям, изложенным в документах о подаче заявок. Во всех случаях решение Экспертного комитета является окончательным.

Гранты выплачиваются поэтапно в течение пяти лет с продлением этого периода по согласованию с НФПК. НФПК, действуя от имени Экспертного комитета, сохраняет за собой право приостановить выплаты получившим гранты авторам или издательствам за невыполнение взятых обязательств. Факт невыполнения обязательств устанавливается Экспертным комитетом и утверждается дирекцией НФПК, чье решение является окончательным.

Экспертный комитет по согласованию со Стратегическим комитетом при принятии соответствующего решения дирекцией НФПК сохраняет за собой право сократить количество отдельных наименований, публикуемых любым отдельным издательством в соответствии с вышеизложенным. Каждое издательство, прошедшее отбор, имеющее действующие контракты с авторами, имеет право на получение не более 25% грантов на подготовку изданий в течение одного тура.

3.3. Этапы разработки новых учебников и соответствующие выплаты грантов

Гранты присуждаются на различных этапах в рамках каждого из двухгодичных туров разработки новых учебников, предназначенных для внедрения в школах с начала учебного года в 1999-2000, 2001-2002 и 2002-2003 гг. Предполагается, что в результате реализации программы в полном объеме будет издано свыше 150 новых учебников. Экспертный комитет имеет право изменять количество наименований, разрабатываемых в рамках программы содействия, и график их подготовки в соответствии с правилами, регламентирующими период расходования средств займа МБРР, выделенного для финансирования проекта.

Ниже представлены этапы подготовки рукописей и учебников каждого тура.

1-й этап

(а) Предложения по определенным, официально объявленным новым наименованиям учебников должны быть представлены в 3 экземплярах вместе с правильно оформленной Формой заявки для авторов. Все полученные предложения, соответствующие объявленным наименованиям учебников, оцениваются специалистами, предложенными Экспертным комитетом с учетом мнения Федерального экспертного совета. Решения Экспертного комитета по составу специалистов, оценивающих заявки, являются окончательными.

(б) Результаты оценки заявок специалистами представляются Экспертному комитету, который определяет предложения, соответствующие требованиям для участия во 2-м этапе и условиям присуждения грантов. Этот процесс занимает четыре месяца. На 1-м этапе выплата грантов не осуществляется. Решение Экспертного комитета по отбору предложений является окончательным.

(в) Издательства, желающие получить грант в рамках проекта, на данном этапе должны продемонстрировать свое соответствие установленным требованиям, представив заполненную Квалификационную форму для издательств вместе с приложениями. Любое издательство, пожелавшее продемонстрировать соответствие критериям, должно представить заявку в течение трех месяцев с момента опубликования Общего уведомления о проведении конкурса.

2-й этап

(а) Авторы предложений, отобранных для участия во 2-м этапе (завершение рукописей), имеют право на получение безвозвратных грантов в размере до 1 000 долларов США. Нескольким авторам или авторским коллективам по усмотрению Экспертного комитета может выплачиваться грант в размере до 3000 долларов США для одного авторского коллектива. При присуждении грантов, превышающих базовый уровень в 1 000 долларов США, комитет может потребовать письменное подтверждение разделения нагрузки и обоснование сложности работы (по сравнению с базовым уровнем √ 1000 долларов США). Окончательный вариант рукописи должен быть представлен в течение восьми месяцев. Рукописи должны быть представлены в напечатанном виде с оглавлением, перечислением всех основных разделов и предпочтительно с приложением дискеты (в текстовом редакторе Word).

(б) В конце 2-го этапа окончательные варианты рукописей проходят оценку Экспертного комитета конкурса с учетом мнения Федерального экспертного совета. Экспертный комитет принимает решение о том, какие рукописи получают дальнейшую поддержку. Как правило, только одна из рукописей по данному предмету будет выбрана для участия в 3-м этапе конкурса. В случае, если представлено две рукописи, имеющие одинаковую ценность или демонстрирующие различные или дополняющие друг друга подходы, комитет может по своему усмотрению выделить гранты более чем одному участнику. В целях обеспечения непрерывного действия фонда грантов в течение всего периода реализации программы выделение дополнительных грантов должно быть ограничено. Решение Стратегического комитета по данному вопросу, принятое после консультаций с Экспертным комитетом, является окончательным.

3-й этап

(а) Для рукописей, отобранных для дальнейшей поддержки, на этом этапе должны быть заключены официальные контракты с издательствами, прошедшими квалификационный отбор на основании представленных квалификационных форм.

(б) Издательства признаются соответствующими или несоответствующими установленным требованиям на основании представленных заявок, которые оцениваются исходя из критериев, учитывающих опыт работы, стабильность, навыки издательской деятельности, юридический статус и финансовую устойчивость издательств. Решение Стратегического комитета по учебному книгоизданию, принятое после консультаций с Экспертным комитетом конкурса, по этим вопросам является окончательным. Издательства, признанные несоответствующими требованиям в течение первого тура, могут вновь подавать заявки на участие в последующих турах, если их положение изменится настолько, чтобы соответствовать необходимым критериям.

(в) Издательства, желающие получить грант на издание выигравшей конкурс рукописи, должны к концу данного этапа представить реквизиты официального контракта, заключенного с автором рукописи, и продемонстрировать свои возможности в отношении редактирования, разработки эскиза, издания, сбыта и распространения окончательных материалов в формате, соответствующем требованиям, изложенным в Квалификационной форме для издателей.

(г) Продолжительность 3-го этапа составляет четыре месяца. В течение этого периода авторы и издательства совместно завершают подготовку рукописи и после набора, подготовки иллюстраций и эскиза доводят ее до стадии оригинал-макета.

(д) В течение этих четырех месяцев авторам или авторским коллективам продолжают выплачиваться гранты.

(е) В ходе 3-го этапа прошедшие квалификационный отбор издательства, заключившие контракты с авторами, победившими в конкурсе, получают грант в форме единовременной выплаты в сумме 1000 долларов США за одно наименование, частично покрывающее расходы, связанные с подготовкой сигнальных материалов, включая окончательную подготовку текста, макетирование и определение объема печатных работ, проектирование и определение технических условий, краткое описание иллюстраций, а также окончательную подготовку и изготовление пробных оттисков не менее чем одной главы из предлагаемого издания. Все вышеуказанные материалы вместе с заполненной Формой технических требований для издательств должны быть представлены к концу 3-го этапа.

(ж) Предполагается, что победившие предложения будут включены в Федеральный перечень учебников, пройдя экспертизу ФЭС. Предложения, имеющие свою ценность, но не соответствующие требованиям для представления дальнейшей поддержки по конкурсу, будут издаваться на коммерческой основе и проходить обычную процедуру утверждения и включения в Федеральный перечень. Экспертный комитет конкурса и НФПК не участвуют в обсуждении и не вступают в переписку по этим вопросам.

4-й этап:

После представления технических требований и пробного оттиска главы окончательный размеченный вариант рукописи вместе с техническими материалами представляется на утверждение Федерального экспертного совета. После утверждения Федеральным экспертным советом издательства, заключившие соответствующий договор с авторами, победившими в конкурсе, по усмотрению Экспертного комитета конкурса получают гранты в размере до 15 000 долларов США на одно наименование для выполнения следующих задач:

(а) Подготовка и проведение рекламной кампании, включая издание проспектов, публикацию рекламных объявлений, бесплатную рассылку учебников и рекламных материалов по почте и т.п.

(б) Организация семинаров для учителей и других специалистов в области образования.

(в) Другие формы продвижения на рынок и презентации.

Выплаты осуществляются на основании данных о планируемом уровне расходов, представляемых по требованию Экспертного комитета. Решение Стратегического комитета, принятое после консультаций с Экспертным комитетом в отношении размеров и сроков выплат, является окончательным.

4. Платежи

Все платежи осуществляются через Национальный фонд подготовки кадров на основании решения Стратегического комитета по учебному книгоизданию или Экспертного комитета конкурса и при наличии подписи председателя Экспертного совета или его уполномоченного заместителя.

Платежи для авторов осуществляются в два этапа. Заключительные суммы в рамках каждого этапа выплачиваются только после представления данных о завершении работ, оговоренных для данного этапа.

Платежи издательствам осуществляются после завершения работ или в отношении 4-го этапа – на основании согласованной сметы расходов.

Выплаты производятся в рублях.

Национальный фонд подготовки кадров имеет право приостановить или задержать выплаты в случае невыполнения взятых обязательств или несоблюдения сроков по согласованию с Экспертным комитетом конкурса или по его представлению, как указано выше в п.4.

5. Толкование

Вопросы, связанные с толкованием настоящих правил, относятся к компетенции Национального фонда подготовки кадров. НФПК по согласованию с председателем Экспертного комитета конкурса и Стратегическим комитетом по учебному книгоизданию определяет толкование настоящих правил. После проведения соответствующих консультаций окончательное толкование НФПК является решающим при проведении конкурса. НФПК не вступает в длительную переписку по вопросам толкования правил.

Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) заем на реализацию Инновационного проекта развития образования Министерства образования Российской Федерации. Часть данного займа (до 3.800.000 долларов США) будет использована для предоставления безвозвратных грантов на разработку и издание новых рукописей и учебников. Гранты будут присуждаться авторам по результатам конкурса представленных заявок и издательствам, включенным в список на основании квалификационного отбора и в зависимости от их технических возможностей, после заключения контрактов на издание выигравших рукописей. Национальный фонд подготовки кадров уполномочен осуществлять руководство проведением конкурса и выплатой грантов победителям.

Национальный фонд подготовки кадров приглашает авторов, обладающих соответствующей квалификацией в написании учебной литературы, и издательства к подаче заявок на получение грантов на подготовку рукописей, а также издание и продвижение на рынок учебников для средней школы по следующим конкретным направлениям и уровням:

Учебники для первой ступени обучения (начальная школа):

1. “Русский язык” – учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы для образовательной системы Занкова, разработанный на основе деятельностного подхода.

2. “Окружающий мир” – учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы для образовательной системы Занкова, разработанный на основе деятельностного подхода.

Учебники для второй ступени обучения (основная школа):

3-4. “Русский язык, 5 класс” √ учебно-методический комплект по русскому языку для общеобразовательной школы с обучением на родном (нерусском) языке, включающий учебник и пособие для учителя, расширенное дополнительными материалами к урокам, построенный на коммуникативном методе обучения, с обязательным приложением концепции построения курса второй ступени обучения и развернутой программы его изучения, рассчитанной на преподавание русского языка 3 часа в неделю и обеспечивающей освоение минимума содержания образования основной школы.

Учебники для школ и классов гуманитарного профиля третьей ступени обучения:

Русский язык и литература.

5-6. “Русский язык, 10 класс” √ учебно-методический комплект по русскому языку для школ и классов гуманитарного профиля с обучением учащихся на родном (нерусском) языке, включающий учебник и пособие для учителя, расширенное дополнительными материалами к урокам, построенный на коммуникативном методе обучения, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой углубленного изучения русского языка, рассчитанной на преподавание 3-4 часа в неделю, для третьей ступени обучения.

7-8. “Литература, 10 класс” √ учебник по литературе для школ и классов гуманитарного профиля с обучением учащихся на родном (нерусском) языке с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программы углубленного изучения литературы на третьей ступени обучения, рассчитанной на преподавание литературы 5-6 часов в неделю.

“Хрестоматия по литературе, 10 класс” – учебная хрестоматия к учебнику по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы с широко представленным методическим аппаратом.

9. “Русская литература, XIX век” √ учебник для школ и классов гуманитарного профиля, объективно представляющий литературный процесс, дающий все основные точки зрения на то или иное произведение с демонстрацией вклада каждой эпохи в осмысление творчества писателя, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой углубленного изучения литературы на третьей ступени обучения.

10-11. “Русский язык, 10 класс” – учебно-методический комплект для школ и классов гуманитарного профиля, включающий учебник и пособие для учителя, расширенное дополнительными материалами к урокам, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения, рассчитанной на преподавание русского языка 2 часа в неделю, для третьей ступени обучения.

Иностранные языки.

12-14. “Английский язык, 10 класс” – учебно-методический комплект, содержащий учебник, рабочую тетрадь, пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные материалы к урокам, для школ и классов гуманитарного профиля, построенный на коммуникативном методе обучения, опирающийся на социальный опыт учащегося, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения.

15-17. “Немецкий язык, 10 класс” – учебно-методический комплект, содержащий учебник, рабочую тетрадь и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные материалы к урокам, для школ и классов гуманитарного профиля, построенный на коммуникативном методе обучения, опирающийся на социальный опыт учащегося, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения.

18-20. “Французский язык, 10 класс” – учебно-методический комплект, содержащий учебник, рабочую тетрадь и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные материалы к урокам, для школ и классов гуманитарного профиля, построенный на коммуникативном методе обучения, опирающийся на социальный опыт учащегося, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения.

21-23. “Испанский язык, 10 класс” – учебно-методический комплект, содержащий учебник, рабочую тетрадь и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные материалы к урокам, для школ и классов гуманитарного профиля, построенный на коммуникативном методе обучения, опирающийся на социальный опыт учащегося, с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения.

Математика и информатика.

24-25. “Математика, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения и развернутой программой изучения курса математики с введением элементов математической статистики и анализа данных, для третьей ступени обучения, рассчитанный на преподавание математики 3 часа в неделю, обеспечивающий усвоение минимума содержания образования в средней (полной) школе, содержащий разнообразный практический материал и учитывающий специфику преподавания в классах гуманитарного профиля.

– Практикум к учебнику “Математика, 10 класс”, содержащий большое количество задач и практических заданий, пояснения к решениям.

26. “Информатика, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения курса для третьей ступени обучения и развернутой программы его изучения, опирающийся на обязательный минимум содержания образования основной школы и систематически знакомящий учащихся с основами информационной культуры информационных технологий, работой с текстовыми редакторами и обеспечивающий информационную поддержку других дисциплин.

Общественные науки.

27-29. “Россия и мир” – учебно-методический комплект для школ и классов гуманитарного профиля, включающий учебник, хрестоматию к учебнику и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные и демонстрационные материалы к урокам, с обязательным приложением концепции построения и развернутой программы изучения интегрированного курса российской и всеобщей истории, отражающего сложные проблемы всемирной истории ХХ века и истории многонациональной России, традиций и культуры, населяющих ее народов и место России в мировом историческом процессе, для третьей ступени обучения.

30-32. “Основы обществознания” – учебно-методический комплект для школ и классов гуманитарного профиля, включающий учебник, практикум к учебнику, содержащий задания, направленные на практическое решение проблем реальной жизни, и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные и демонстрационные материалы к урокам, с обязательным приложением концепции построения курса для третьей ступени обучения и развернутой программы его изучения, содержащий расширенный философский раздел, раскрывающий основы политических, экономических и социальных явлений, правовых и философских аспектов современного мира, использующий метод сравнительно-сопоставительного анализа при построении содержания учебника и ориентированный на формирование навыков практического применения полученных знаний.

33-35. “Экономика” – учебно-методический комплект для школ и классов гуманитарного профиля, включающий учебник, практикум к учебнику, содержащий набор заданий, направленных на практическое решение проблем реальной жизни, и пособие для учителя, содержащее поурочное планирование и дополнительные и демонстрационные материалы к урокам, с обязательным приложением концепции построения курса третьей ступени обучения и развернутой программы его изучения, опирающийся на обязательный минимум содержания по экономике (образовательная область “Обществознание”) общего образования, дополняющий экономическое содержание курса раскрытием правовых вопросов с опорой на Российское законодательство и ориентированный на формирование навыков практического применения полученных знаний.

Естественные науки.

36-37. “Общая биология, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения, раскрывающий важнейшие биологические закономерности и их практическое значение, обеспечивающий развитие устойчивого познавательного интереса, творческих способностей, логического мышления учащихся и направленный на усиление исторического и культурологического аспектов изучения биологии.

– Практикум к учебнику “Общая биология, 10 класс”, содержащий практические и экспериментальные работы, задачи и задания, пояснения к решениям.

38-39. “Физика, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программой его изучения на третьей ступени обучения, обеспечивающий практическую направленность обучения физике, максимальное вовлечение учащихся в самостоятельное приобретение предлагаемых учебной программой знаний, введение в учебный материал гуманитарных знаний и широкое использование межпредметных связей естественных и гуманитарных наук.

– Практикум к учебнику “Физика, 10 класс”, содержащий большой практикум экспериментальных и практических работ, задач и пояснения к решениям.

40-41. “Химия, 10 класс” – учебник для школ и классов гуманитарного профиля с обязательным приложением концепции построения и развернутой программой изучения курса на третьей ступени обучения, обеспечивающий практическую направленность обучения химии, максимальное вовлечение учащихся в самостоятельное приобретение предлагаемых учебной программой знаний, формирование творческого научного мышления на основе показа системы современной химической науки и многостороннего рассмотрения изучаемого химического объекта. Необходимы введение в учебный материал гуманитарных знаний и широкое использование межпредметных связей естественных и гуманитарных наук.

– Практикум к учебнику “Химия, 10 класс”, содержащий большой практикум экспериментальных и практических работ, задач и пояснения к решениям.

Учебники для школ и классов общеобразовательного профиля третьей ступени обучения.

42-44. “Экология” – учебно-методический комплект, включающий учебник, практикум к учебнику и пособие для учителя, для школ и классов общеобразовательного профиля с обязательным приложением концепции построения курса и развернутой программы его изучения, построенный по принципу системного подхода, раскрывающий как классические аспекты экологии, так и ее прикладные направления.

Учебники для школ и классов технического профиля третьей ступени обучения.

Технология.

45-47. “Основы ведения (крестьянского) фермерского хозяйства” – учебно-методический комплект, включающий учебные пособия по основам животноводства, растениеводства, экономике фермерского хозяйства и переработке сельскохозяйственной продукции с необходимыми дополнительными, практическими и демонстрационными материалами, для сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, нацеленного на профориентацию учащихся и получение ими элементарных знаний по соответствующим профессиям.

48-49. “Основы агротехники плодовых культур” – учебно-методический комплект, включающий учебник, альбом плакатов и необходимые дополнительные и демонстрационные материалы для учителя, для сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, дающий представление о содержании труда мастера-растениевода, в наглядной форме представляющий сорта и виды плодовых культур, излагающий организацию и агротехнические основы их возделывания.

50-51. “Трактор и сельхозмашины” – учебно-методический комплект для сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, включающий 2 части: “Трактора” и “Сельскохозяйственные машины”, в которых рассматриваются основные виды техники, участвующей в сельскохозяйственном производстве, даются наиболее общие сведения об их назначении, устройстве и техническом обслуживании и формируется представление о машинно-тракторном парке как основе фермерского хозяйства.

52. “Пчеловодство”- учебник для сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующей учащихся в содержании труда пчеловода и дающий представление о пчеловодстве как одной из возможных специализаций сельскохозяйственного производства, дающий элементарные знания о методах разведения и породах пчел, пасечных постройках и пчеловодческом инвентаре, ульях и содержании пчелиных семей.

53. “Основы радиоэлектроники”- учебник для классов и школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующей учащихся в профессиях, связанных с монтажом радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборкой изделий электронной техники, направленный на овладение учащимися понятийным аппаратом радиоэлектроники, дающий представление об основных схемах, устройствах, системах и принципах их работы, развивающей самостоятельное техническое мышление учащихся.

54-56. “Легковые автомобили” – учебно-методический комплект, включающий учебник, учебное пособие по безопасному и экономичному управлению автомобилем и альбом плакатов, для школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, знакомящего учащихся с основными требованиями к водителю-профессионалу категории “В”, раскрывающий вопросы устройства, технического обслуживания, эксплуатации и ремонта легковых автомобилей.

57-58. “Грузовые автомобили” – учебник и альбом плакатов для городских и сельских школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующего учащихся в содержании труда водителя транспортных средств категории “С” и знакомящего учащихся с основами устройства, работы и технического обслуживания механизмов и систем как базовых моделей грузовых автомобилей, так и оригинальных систем “Бычок”, “Газель” и т.д.

59-61. “Основы кулинарии”- учебно-методический комплект, включающий учебник, учебное пособие по основам физиологии питания, санитарии и гигиены и альбом плакатов для школ технического профиля, с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующий учащихся в профессиях, связанных с содержанием труда поваров, кондитеров и др., и дающий минимальные знания по основам кулинарии, сопровождающиеся материалом об основах правильного питания и художественного оформления стола.

62-64. “Основы технологии делопроизводства” – учебно-методический комплект, включающий учебники по основам делопроизводства и современным офисным технологиям с рассмотрением пакета прикладных программ по делопроизводству и пособие для учащихся по обучению навыкам работы на клавиатуре, для школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, ориентирующего учащихся в содержании труда секретаря-референта и секретаря-машинистки и дающего минимальные знания по соответствующим профессиям.

65-66. “Основы электротехники” – учебник и рабочая тетрадь для школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, дающего учащимся основные понятия электротехники, минимальные знания об основных законах электротехники, схемах и принципах их работы.

67-68. “Основы дизайна причесок” – учебник и альбом плакатов для школ технического профиля с обязательным приложением структуры построения содержания и развернутой программы изучения курса на третьей ступени обучения, предусматривающей знакомство учащихся с технологиями основных парикмахерских работ, основными законами дизайна, понятиями стиля и моды.

Заявители, соответствующие необходимым требованиям [авторы учебников и издательства, специализирующиеся на издании учебников], могут получить более подробную информацию в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) у руководителя программы Ивановой Надежды Вячеславовны по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-й этаж, ком.322, контактным телефонам: 246-98-94, 246-66-32 или факсу 246-98-92.

“Правила и порядок предоставления грантов” и формы заявок для авторов и издательств могут быть получены заинтересованными заявителями лично или по письменному заявлению в НФПК по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-й этаж, ком.322 у Ивановой Н.В. или Прониной М.Ю.

Гранты в размере, установленном “Правилами и порядком предоставления грантов”, выплачиваются только победителям конкурса. На данном этапе предполагается выделить до 204 грантов на первоначальную подготовку рукописей для последующего издания 68 новых учебных пособий, предназначенных для использования в школах Российской Федерации. Данный процесс будет повторяться в течение последующих двухгодичных циклов.

Поступившие от авторов заявки будут оцениваться специалистами, предложенными Экспертным комитетом конкурса, утвержденными Стратегическим комитетом по учебному книгоизданию с учетом мнения Федерального экспертного совета, а гранты будут присуждаться Экспертным комитетом, члены которого избираются по представлению частных и государственных учреждений и организаций, связанных с разработкой, оценкой и использованием учебников. Экспертный комитет также осуществляет оценку квалификационных требований и технических возможностей издательств. Решение комитета является окончательным, механизм подачи апелляций не предусматривается. Комитет будет проявлять корректность при сообщении результатов оценки участникам, не выигравшим конкурс.

Заполненные формы заявки на участие в конкурсе, а также необходимые приложения должны быть представлены в НФПК по вышеуказанному адресу не позднее, чем через 2 месяца после публикации общего уведомления о конкурсе для авторов, и не позднее, чем через 3 месяца для издательств.

К рассмотрению также будут приниматься конкурсные документы, присланные по почте по адресу: 119121, Москва, Ружейный переулок, д.4, о/с 129, а/я 29 с пометкой на конверте “На конкурс” и с датой отправления на почтовом штемпеле не позднее 1 марта 2000 г. для авторов и 1 апреля 2000 г. для издательств.

Всем заявкам на получение грантов будут присваиваться номера. Во всех последующих случаях будет даваться ссылка на этот номер.

ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ПРИСУЖДЕНИЯ ГРАНТОВ

1. Общие сведения

Министерство финансов и Министерство образования Российской Федерации достигли договоренности с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении кредита на сумму до 3.800.000 долларов США с целью выделения на конкурсной основе грантов для авторов и издательств на различных этапах подготовки и реализации новых учебников. Конкурс проводится под руководством Национального фонда подготовки кадров в рамках более широкой инновационной программы в области образования.

Гранты выделяются с целью ускорения процесса обновления Федерального перечня учебников, предназначенных для использования в системе государственного образования, в соответствии с приоритетами, установленными в ходе анализа Федерального перечня, проводимого в рамках указанной программы в области образования. Приоритеты перечислены в общем уведомлении об объявлении конкурса.

Общие уведомления публикуются для каждого этапа конкурса. Информация о конкурсе может быть получена в Группе реализации проекта Национального фонда подготовки кадров (Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-4-й этаж, тел. 246-98-94, 246-66-32 у Ивановой Надежды Вячеславовны или Прониной Марии Юрьевны). НФПК отвечает за выплату всех присужденных грантов. По всем организационным вопросам, касающимся конкурса, решение НФПК является окончательным.

2. Право на участие в конкурсе

В соответствии с правилами в конкурсе могут участвовать все авторы, выразившие желание разработать конкретные учебники для российских школ. К участию в конкурсе принимаются рукописи, на издание которых не заключены договоры с издательствами. Типовая Форма заявки для авторов, которая должна быть правильно заполнена и представлена автором, желающим участвовать в конкурсе, может быть получена в Национальном фонде подготовки кадров.

В соответствии с установленными требованиями в конкурсе могут участвовать издательства, выпускающие учебную литературу и зарегистрированные в Российской Федерации. Издательства должны представить подробные данные о своей организации и деятельности для прохождения квалификационного отбора на основании типовой квалификационной формы для издательств. Каждое издательство, прошедшее отбор в первом туре конкурса, имеет право подавать заявки на участие в последующих турах при условии, что их обстоятельства не изменились. Невыполнение обязательств в соответствии с правилами конкурса ведет к отказу в допуске к участию в последующих турах конкурса. Решение НФПК по этому поводу является окончательным.

К участию в конкурсе не допускаются авторы, являющиеся членами Экспертного комитета конкурса, специалисты по оценке, входящие в состав рецензентов конкурсных материалов, или издательства, руководители которых являются членами Экспертного комитета конкурса.

3. Действие схемы присуждения грантов

Схема реализуется в четыре этапа и рассчитана на пять лет начиная с 1998 г. Предусматривается оказание помощи в авторской разработке учебников в количестве до 120 рукописей в одном туре и последующее содействие издательствам в издании и продвижении на рынок до 40 новых наименований учебников, предназначенных для использования в школах начиная с 1999-2000 учебного года.

3.1. Выплата грантов

Безвозвратные гранты выплачиваются авторам – победителям конкурса и подавшим квалификационную заявку издательствам в следующих размерах:

(а) Победившим авторам на 2-м этапе выплачивается до 1000 долларов США (или до 3 000 долларов США на группу авторов).

(б) Авторам, участвующим в 3-м этапе конкурса, выплачивается 600 долларов США (или до 1 800 долларов США на группу авторов).

(в) Прошедшим квалификационный отбор издательствам, заключившим контракты с авторами, участвующим в 3-м этапе, выплачивается грант на подготовку и оформление рукописи в размере 1000 долларов США за одно наименование.

(г) Правомочным издательствам, представившим утвержденный сигнальный экземпляр, подготовленный в соответствии с согласованными техническими требованиями, выплачивается грант на подготовку утвержденных рекламных материалов и других схем продвижения на рынок в размере до 15000 долларов США за одно наименование. Окончательный вариант сигнального экземпляра и утвержденного плана продвижения на рынок должен соответствовать требованиям, изложенным ниже в пп. 3.3 и 3.4.

(д) Гранты выплачиваются правомочным авторам и издательствам по результатам отбора на основе проведенной оценки. Гранты выплачиваются поэтапно в соответствии с графиком реализации проекта. Гранты выплачиваются авторам в два этапа (перед началом 2 и 3-го этапов и по их завершении), а издательствам в форме единовременной выплаты после утверждения Экспертным комитетом.

3.2. Присуждение грантов

Присуждение грантов осуществляется Экспертным комитетом, члены которого отбираются из числа кандидатов, представленных государственными и частными структурами, связанными с разработкой, оценкой, продажей и использованием учебников. Состав Экспертного комитета утверждается Стратегическим комитетом по учебному книгоизданию и подотчетен ему. Таким образом, присуждение грантов будет осуществляться на основе оценки, проведенной авторитетными российскими экспертами в рамках независимого комитета, выбранного по представлению широкого круга заинтересованных сторон под руководством другой независимой структуры. В интересах скорейшего обновления Федерального перечня учебников решения этих органов должны выполняться.

На основании анализа достоинств представленных предложений гранты присуждаются авторам и издательствам, признанным правомочными для получения содействия в форме гранта, соответствующих требованиям, изложенным в документах о подаче заявок. Во всех случаях решение Экспертного комитета является окончательным.

Гранты выплачиваются поэтапно в течение пяти лет с продлением этого периода по согласованию с НФПК. НФПК, действуя от имени Экспертного комитета, сохраняет за собой право приостановить выплаты получившим гранты авторам или издательствам за невыполнение взятых обязательств. Факт невыполнения обязательств устанавливается Экспертным комитетом и утверждается дирекцией НФПК, чье решение является окончательным.

Экспертный комитет по согласованию со Стратегическим комитетом при принятии соответствующего решения дирекцией НФПК сохраняет за собой право сократить количество отдельных наименований, публикуемых любым отдельным издательством в соответствии с вышеизложенным. Каждое издательство, прошедшее отбор, имеющее действующие контракты с авторами, имеет право на получение не более 25% грантов на подготовку изданий в течение одного тура.

3.3. Этапы разработки новых учебников и соответствующие выплаты грантов

Гранты присуждаются на различных этапах в рамках каждого из двухгодичных туров разработки новых учебников, предназначенных для внедрения в школах с начала учебного года в 1999-2000, 2001-2002 и 2002-2003 гг. Предполагается, что в результате реализации программы в полном объеме будет издано свыше 150 новых учебников. Экспертный комитет имеет право изменять количество наименований, разрабатываемых в рамках программы содействия, и график их подготовки в соответствии с правилами, регламентирующими период расходования средств займа МБРР, выделенного для финансирования проекта.

Ниже представлены этапы подготовки рукописей и учебников каждого тура.

1-й этап

(а) Предложения по определенным, официально объявленным новым наименованиям учебников должны быть представлены в 3 экземплярах вместе с правильно оформленной Формой заявки для авторов. Все полученные предложения, соответствующие объявленным наименованиям учебников, оцениваются специалистами, предложенными Экспертным комитетом с учетом мнения Федерального экспертного совета. Решения Экспертного комитета по составу специалистов, оценивающих заявки, являются окончательными.

(б) Результаты оценки заявок специалистами представляются Экспертному комитету, который определяет предложения, соответствующие требованиям для участия во 2-м этапе и условиям присуждения грантов. Этот процесс занимает четыре месяца. На 1-м этапе выплата грантов не осуществляется. Решение Экспертного комитета по отбору предложений является окончательным.

(в) Издательства, желающие получить грант в рамках проекта, на данном этапе должны продемонстрировать свое соответствие установленным требованиям, представив заполненную Квалификационную форму для издательств вместе с приложениями. Любое издательство, пожелавшее продемонстрировать соответствие критериям, должно представить заявку в течение трех месяцев с момента опубликования Общего уведомления о проведении конкурса.

2-й этап

(а) Авторы предложений, отобранных для участия во 2-м этапе (завершение рукописей), имеют право на получение безвозвратных грантов в размере до 1 000 долларов США. Нескольким авторам или авторским коллективам по усмотрению Экспертного комитета может выплачиваться грант в размере до 3000 долларов США для одного авторского коллектива. При присуждении грантов, превышающих базовый уровень в 1 000 долларов США, комитет может потребовать письменное подтверждение разделения нагрузки и обоснование сложности работы (по сравнению с базовым уровнем √ 1000 долларов США). Окончательный вариант рукописи должен быть представлен в течение восьми месяцев. Рукописи должны быть представлены в напечатанном виде с оглавлением, перечислением всех основных разделов и предпочтительно с приложением дискеты (в текстовом редакторе Word).

(б) В конце 2-го этапа окончательные варианты рукописей проходят оценку Экспертного комитета конкурса с учетом мнения Федерального экспертного совета. Экспертный комитет принимает решение о том, какие рукописи получают дальнейшую поддержку. Как правило, только одна из рукописей по данному предмету будет выбрана для участия в 3-м этапе конкурса. В случае, если представлено две рукописи, имеющие одинаковую ценность или демонстрирующие различные или дополняющие друг друга подходы, комитет может по своему усмотрению выделить гранты более чем одному участнику. В целях обеспечения непрерывного действия фонда грантов в течение всего периода реализации программы выделение дополнительных грантов должно быть ограничено. Решение Стратегического комитета по данному вопросу, принятое после консультаций с Экспертным комитетом, является окончательным.

3-й этап

(а) Для рукописей, отобранных для дальнейшей поддержки, на этом этапе должны быть заключены официальные контракты с издательствами, прошедшими квалификационный отбор на основании представленных квалификационных форм.

(б) Издательства признаются соответствующими или несоответствующими установленным требованиям на основании представленных заявок, которые оцениваются исходя из критериев, учитывающих опыт работы, стабильность, навыки издательской деятельности, юридический статус и финансовую устойчивость издательств. Решение Стратегического комитета по учебному книгоизданию, принятое после консультаций с Экспертным комитетом конкурса, по этим вопросам является окончательным. Издательства, признанные несоответствующими требованиям в течение первого тура, могут вновь подавать заявки на участие в последующих турах, если их положение изменится настолько, чтобы соответствовать необходимым критериям.

(в) Издательства, желающие получить грант на издание выигравшей конкурс рукописи, должны к концу данного этапа представить реквизиты официального контракта, заключенного с автором рукописи, и продемонстрировать свои возможности в отношении редактирования, разработки эскиза, издания, сбыта и распространения окончательных материалов в формате, соответствующем требованиям, изложенным в Квалификационной форме для издателей.

(г) Продолжительность 3-го этапа составляет четыре месяца. В течение этого периода авторы и издательства совместно завершают подготовку рукописи и после набора, подготовки иллюстраций и эскиза доводят ее до стадии оригинал-макета.

(д) В течение этих четырех месяцев авторам или авторским коллективам продолжают выплачиваться гранты.

(е) В ходе 3-го этапа прошедшие квалификационный отбор издательства, заключившие контракты с авторами, победившими в конкурсе, получают грант в форме единовременной выплаты в сумме 1000 долларов США за одно наименование, частично покрывающее расходы, связанные с подготовкой сигнальных материалов, включая окончательную подготовку текста, макетирование и определение объема печатных работ, проектирование и определение технических условий, краткое описание иллюстраций, а также окончательную подготовку и изготовление пробных оттисков не менее чем одной главы из предлагаемого издания. Все вышеуказанные материалы вместе с заполненной Формой технических требований для издательств должны быть представлены к концу 3-го этапа.

(ж) Предполагается, что победившие предложения будут включены в Федеральный перечень учебников, пройдя экспертизу ФЭС. Предложения, имеющие свою ценность, но не соответствующие требованиям для представления дальнейшей поддержки по конкурсу, будут издаваться на коммерческой основе и проходить обычную процедуру утверждения и включения в Федеральный перечень. Экспертный комитет конкурса и НФПК не участвуют в обсуждении и не вступают в переписку по этим вопросам.

4-й этап:

После представления технических требований и пробного оттиска главы окончательный размеченный вариант рукописи вместе с техническими материалами представляется на утверждение Федерального экспертного совета. После утверждения Федеральным экспертным советом издательства, заключившие соответствующий договор с авторами, победившими в конкурсе, по усмотрению Экспертного комитета конкурса получают гранты в размере до 15 000 долларов США на одно наименование для выполнения следующих задач:

(а) Подготовка и проведение рекламной кампании, включая издание проспектов, публикацию рекламных объявлений, бесплатную рассылку учебников и рекламных материалов по почте и т.п.

(б) Организация семинаров для учителей и других специалистов в области образования.

(в) Другие формы продвижения на рынок и презентации.

Выплаты осуществляются на основании данных о планируемом уровне расходов, представляемых по требованию Экспертного комитета. Решение Стратегического комитета, принятое после консультаций с Экспертным комитетом в отношении размеров и сроков выплат, является окончательным.

4. Платежи

Все платежи осуществляются через Национальный фонд подготовки кадров на основании решения Стратегического комитета по учебному книгоизданию или Экспертного комитета конкурса и при наличии подписи председателя Экспертного совета или его уполномоченного заместителя.

Платежи для авторов осуществляются в два этапа. Заключительные суммы в рамках каждого этапа выплачиваются только после представления данных о завершении работ, оговоренных для данного этапа.

Платежи издательствам осуществляются после завершения работ или в отношении 4-го этапа – на основании согласованной сметы расходов.

Выплаты производятся в рублях.

Национальный фонд подготовки кадров имеет право приостановить или задержать выплаты в случае невыполнения взятых обязательств или несоблюдения сроков по согласованию с Экспертным комитетом конкурса или по его представлению, как указано выше в п.4.

5. Толкование

Вопросы, связанные с толкованием настоящих правил, относятся к компетенции Национального фонда подготовки кадров. НФПК по согласованию с председателем Экспертного комитета конкурса и Стратегическим комитетом по учебному книгоизданию определяет толкование настоящих правил. После проведения соответствующих консультаций окончательное толкование НФПК является решающим при проведении конкурса. НФПК не вступает в длительную переписку по вопросам толкования правил.

ЗАЯВКА ОТ АВТОРОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТА

ЗАЯВКА НА ВКЛЮЧЕНИЕ В СПИСОК ИЗДАТЕЛЬСТВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОДАВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНТОВ НА РАЗРАБОТКУ УЧЕБНИКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте