Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали общие тренды в высшем педагогическом образовании и представили результаты исследования в новом выпуске сборника \”Факты образования\”.
\”Увеличение общих показателей произошло, в первую очередь, за счет довольно активного роста набора в магистратуру при относительной стабильности набора в бакалавриат\”, – пояснили в пресс-службе Института образования НИУ ВШЭ.
Так, в 2016 году прием составил 90 тысяч человек на программы бакалавриата и специалитета. По сравнению с 2013 годом это количество снизилось более чем на тысячу человек. Однако прием в магистратуру в прошлом году составил 24 тысячи человек, увеличившись с 2013 года более чем в два раза.
Анализируя контрольные цифры приема, которые устанавливает Министерство образования и науки РФ, эксперты ВШЭ рассмотрели их изменение для разных уровней подготовки. По программам бакалавриата они не изменялись и остались почти такими же в 2017 году — около 44 тысяч человек. А по программам магистратуры объем контрольных цифр приема вырос в пять раз с 2014 по 2017 год и сейчас составляет около 38 тысяч человек.
Аналитики также выяснили, что доли набора на очные и заочные программы остаются примерно одинаковыми. Это распределение соответствует общему соотношению студентов разных форм обучения в России. \”Однако здесь важно учитывать специфику траекторий перехода между разными уровнями образования (из колледжей в вузы) и вероятности изменения специализации\”, – добавляют в Институт образования НИУ ВШЭ.
Доля \”внебюджетного\” приема студентов остается более значительной на заочных программах, хотя к 2016 году по сравнению с 2013 она несколько снизилась, составив около 58%. У поступающих на программы с оплатой стоимости обучения очные программы пользуются меньшей популярностью, но доля \”внебюджетного\” приема здесь в последние годы заметно выросла ― с 19% в 2013 году до 31% в 2016.
Исследователи ВШЭ также проанализировали динамику выпускников. По их данным, на протяжении ряда лет ежегодный выпуск студентов составляет примерно 100 тысяч человек. Но сравнивая показатели выпуска с разрывом в 10 лет, можно наблюдать их значительное снижение в абсолютных цифрах ― примерно на 30 тысяч человек к 2015/16 учебному году. Наименьшее количество выпускников – 97 тысяч человек – было зафиксировано в 2012 году. В целом, уточняют ученые, тенденция сокращения выпуска соответствует демографическим изменениям.
Также аналитики отметили, что наблюдается незначительный рост среднего возраста педагогических кадров в общеобразовательных организациях, причем снижается именно доля молодых учителей.
\”Результаты анализа тенденций приема и выпуска последних лет сигнализируют о будущих изменениях структуры педагогических кадров в пользу роста магистерского образования\”, – подытожили авторы исследования.
По информации Института образования НИУ ВШЭ
Фото Вадима Мелешко
Комментарии