Очевидно, что с организацией медиатек обязанности школьных библиотекарей значительно расширяются. Теперь они должны не только пробуждать и развивать у подростков интерес к чтению, учить их использовать книги и другие носители информации в целях самообразования, но и отлично владеть новыми технологиями в информационно-педагогической деятельности. Это значит, что подготовка специалистов в высших учебных заведениях должна перейти на современные рельсы.
Важнейшая особенность современной профессиональной подготовки школьных библиотекарей заключается в том, чтобы она носила опережающий характер. В связи с этим в Московском государственном университете культуры и искусств была открыта новая специализация «Организация школьных медиацентров». Студенты изучают учебные дисциплины, которые обеспечивают необходимый и достаточный уровень теоретических и практических знаний для работы в школьной библиотеке (медиатеке). Среди них: организация деятельности школьной библиотеки, медиатек и справочно-библиографического аппарата, формирование фонда, литература для детей и юношества, педагогика детского и юношеского чтения, возрастная и педагогическая психология, современные педагогические системы, иллюстрация детской книги, библиография литературы для детей и юношества, новые информационные технологии в образовании. Но пока данный курс у абитуриентов особого интереса не вызывает. Чтобы профессия школьного библиотекаря стала привлекательной для молодежи, прежде всего важно повысить ее статус, а библиотекарей приравнять к учителям. Не стоит забывать о творчестве: если в каждой библиотеке будет создана современная информационно-образовательная среда, интерес к профессии возрастет.
Еще одним нововведением в вузах культуры стало открытие магистратуры. Например, с 2003 года в МГУКИ специалисты с высшим библиотечным или педагогическим образованием по окончании магистратуры получают степень магистра библиотечно-информационных ресурсов. Ведь современные требования, предъявляемые к заведующему школьной библиотекой, предполагают именно магистерскую подготовку. Кроме этого, в вузе в новом 2004-2005 учебном году будет введена «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности». Эта новая магистерская программа предусматривает освоение теоретико-методологических проблем понимания сущности библиотечно-педагогической деятельности, специфики педагогического знания как основы взаимодействия со школьниками в библиотечно-информационной среде, углубление знаний в области информационных технологий.
Большое внимание вузы культуры уделяют и повышению квалификации школьных библиотекарей. В МГУКИ с ними работают профессора и доценты вуза, которые вместе с обучающимися посещают лучшие московские библиотеки и редакции журналов, встречаются с писателями и издателями. По окончании курсов слушатели получают сертификат государственного образца.
Таким образом, в МГУКИ сложилась стройная система вузовского и послевузовского образования. Однако подобным опытом работы могут похвалиться лишь три вуза культуры из семнадцати – московский, санкт-петербургский и челябинский. Только эти высшие учебные заведения целенаправленно готовят кадры для школьных, детских и юношеских библиотек. Из года в год сокращается прием студентов на библиотечные специальности, в то время как потребность в профессионалах растет. Поэтому необходим целевой государственный заказ на подготовку кадров, в головных вузах культуры следует восстановить факультеты детских, школьных и юношеских библиотек, а в остальных – соответствующие кафедры. Назрела острая необходимость утвердить в дополнение к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» квалификацию «Библиотекарь-педагог».
В ноябре 2004 года совместно с недавно созданной Ассоциацией школьных библиотекарей в МГУКИ пройдет международная научная конференция «Современные проблемы детского чтения и подготовки кадров для школьных библиотек». Заявки на участие в конференции принимаются от всех желающих, кому не безразлична работа библиотек как организаторов чтения, проблемы подготовки кадров школьных библиотекарей, детской литературы и детского чтения.
Галина ИВАНОВА, профессор, зав. кафедрой Московского государственного университета культуры и искусств
Комментарии