Информатизация образования, развернувшаяся в последнее время, повлекла за собой бурный рост рынка программ по различным предметам, и в частности, по истории. Однако в большинстве случаев адресованные школе ресурсы представляют собой мультимедийные энциклопедии – вещь, безусловно, нужная, но недостаточная для построения методически полноценного урока.
Нельзя сказать, что не было попыток создания настоящих обучающих программ по истории. Однако главным недостатком их, как правило, была «жесткость» оболочки, регламентирующая ход урока и максимально заменяющая в данном деле педагога. Именно поэтому широкого распространения в учебном процессе они не получили – в большинстве случаев их позиционируют в качестве ресурсов для домашнего (самостоятельного) применения.
Какой же должна быть программа, отвечающая ожиданиям как учеников, так и педагогов? Представляется, что это должен быть модульный продукт, включающий в себя следующие компоненты:
Во-первых, базовая часть учебного курса, включающая в себя учебный текст и мультимедийные ресурсы: графику, звук, анимацию, видео и т.д.
Во-вторых, «распространяющая» ее электронная хрестоматия, в которой представлены ресурсы для углубленного изучения и самостоятельной работы.
В-третьих – контрольно-проверочный модуль «открытого» типа, с возможностью редактирования предлагаемых заданий и создания собственных.
Все эти элементы должны быть включены в оболочку с достаточно простым интерфейсом, позволяющую компоновать уроки из указанных выше элементов по усмотрению педагога. Следует также предусмотреть возможность импорта нужных ресурсов (текст, графика, видео и т.д.) извне для создания педагогом собственных авторских уроков в рамках как заявленного производителем курса, так и курсов по собственной тематике, дополняющих федеральный компонент.
Приблизиться к данному идеалу удалось разработчикам фирмы «1С» в образовательном комплексе «1С:Школа. История 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ». Несмотря на то что они ставили перед собой узкую цель подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (программа включает в себя возможность не только повторения базового материала, но и «тренировки» – в нее включены контрольно-проверочные блоки, идентичные контрольным измерительным материалам ЕГЭ), его вполне можно использовать и в обычном учебном процессе.
Курс охватывает весь период Отечественной истории от ее начала до наших дней. Все темы его отлично «привязываются» к большинству учебников и средней, и основной школы. Проблему же «превышения» возрастных рамок «основного» звена, характерную для продукта, можно решить, используя «редакторы» курсов и тестов, позволяющие создавать собственное содержательное наполнение учебного процесса, включая авторские тесты и задания, используя как имеющиеся в программе ресурсы, так и импортируемые файлы.
Данный продукт – еще не совсем то, что нужно учителю. Будучи рассчитан на подготовку к ЕГЭ, он не является образцом «презентативности», есть недостатки и в принципах построения «дерева» ресурсов (некоторые материалы оказываются не совсем «под руками», что затрудняет их использование). Интерфейс «редакторов» также несколько громоздок.
Однако бесспорное достоинство программы состоит в том, что авторам впервые удалось «свести» под одной крышей все компоненты, необходимые для организации учебного процесса на уроке истории (см. выше). Думается, это верный шаг, поскольку есть все основания считать, что учебные программы будут развиваться именно в этом направлении.
Юрий Алексеев, учитель истории МОУ «Окнийская основная общеобразовательная школа», Псковская область
Комментарии