search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Причины нынешнего состояния мира в его прошлом Тема “Россия на рубеже XIX-XX веков”. Старшие классы

Гражданский форум
Подготовительный этап

1. Распределение учащихся на три блока.
2. Разработка вопросов. Домашняя подготовка по ним.
3. Запись правил ведения диалога, ключевых понятий.

Ход урока
I. Знакомство с целью урока и правилами ведения диалога:
1. Главное правило: слушайте других, говорите сами.
2. Не перебивайте говорящего, дослушайте до конца.
3. Если вас перебьют, не старайтесь перекричать собеседника, а помолчите и выслушайте возражения.
II. Объяснение хода гражданского форума. На уроке осуществляется три подхода к рассмотрению проблемы.
Подход активный
Цель: раскрытие состояния общества на рубеже XIX и XX вв.
Ключевые слова: цензура, манипуляция.
(Эти мысли К.Победоносцева, одного из активных участников реформ 60-х гг. XIX в., обер-прокурора Синода).
Вопросы:
1. “Замена государственной цензуры цензурой денежного мешка приводит к еще большему манипулированию общественным мнением”.
2. “При системе свободных выборов к власти приходят не самые лучшие, а самые крикливые и нахальные”.
3. “Внедрение парламентских и демократических институтов в России, где большинство населения не является достаточно просвещенным, неизбежно приведет к новой диктатуре демагогов и террористов либо же к всеобщей анархии и братоубийству”.
Ключевые понятия: цензура, манипуляция.

Подход N 1. Мнения учащихся
1. МАНИПУЛЯЦИЯ – влияние на людей СМИ. Они должны быть независимыми, без влияния какой-либо личности или партии. В начале века большинство средств массовой информации становилось трибуной для политспоров.
Происходит развитие культуры с опорой на историю, поиск русских корней (появление славянофилов, националистов).
ЦЕНЗУРА – это учреждение, контролирующее печать, впервые она появилась в Римской империи. Государство должно быть правовым, чтобы в нем не могло быть “цензуры денежного мешка”.
Первая Государственная Дума была выборной, она представляла интересы разных слоев общества.
Правительство игнорировало Думу. Например, она хотела ввести закон об отмене частного землевладения, но правительство было против.
Первая Госдума просуществовала 72 дня.
Человечество не придумало лучшей формы правления, чем демократия. Победоносцев прав: в наше время к власти могут прийти самые нахальные и крикливые.
При свободных выборах могут к власти прийти и те, кто хочет для народа лучшего.
Издержки демократии, конечно же, существуют.
Демагог – человек-политикан, при помощи обмана пришедший к власти.
Народ устает от реформ, и его не волнует то, что происходит в России, важны только свои интересы.
Сначала человек должен удовлетворить личные потребности, и он, естественно, верит тому, кто обещает ему нормальную жизнь.
Подтверждение слов Победоносцева – нынешняя обстановка в Америке, демократическом государстве, где 11 сентября 2001 г. террористы решили уничтожить цивилизацию, навязать свой образ мыслей. В итоге Америка, самое демократическое государство, поступилось некоторыми элементами демократии. Телевидение поставлено под государственный контроль. Но мы верим, что демократия все же выстоит, варварство не пройдет.
Подход N 2. Упреждающий
Цель: раскрыть социально-экономическое положение России.
Ключевые слова: модернизация, маргинал.
Вопросы:
1. Раскройте понятие “модернизация”. Что включает в себя модернизация экономики и политики?
2. Какие проблемы вы назвали бы главными для модернизации страны?
3. Каковы причины появления в России маргинальных слоев?
Модернизация – ломка старых устоев и создание новых. Модернизация в России в конце XIX века шла быстрыми темпами: рост промышленного производства, увлечение предпринимательством, стабилизация национальной валюты. Россия из аграрной страны перерастала в индустриальное государство. Модернизация России захватила и сферу культуры: появилось новое литературное направление – модернизм.
В России не все были готовы к изменениям.
Капиталовложения шли только в легкую промышленность, а тяжелая явно отставала. Сохранялись общины. (С них брались меньшие налоги, чем с частного лица, поэтому крестьяне не хотели уходить из общин).
Маргинал – человек, оторвавшийся от своего класса и не примкнувший к другому. Малообразованные бедняки покинули деревню, но не прижились в городе, стали невостребованной силой. Революцию совершили именно маргиналы, которые опасны своим неопределенным положением в обществе.

Подход N 3. Возрождение
Ключевые слова: модернизация, гражданская позиция.
Вопросы:
1. Причины возникновения модернизма. Его основная цель и черты.
2. Расскажите об одном представителе модернизма. Как поэт отстаивает свою гражданскую позицию и как это проявлется в его творчестве? (Н.Гумилев, О.Мандельштам, В.Брюсов, З.Гиппиус, И.Северянин).
3. “Поэт в России больше чем поэт”. Как эта фраза отражает судьбы поэтов-модернистов?
Главное для человека – естественные потребности. Если их удовлетворить, то только тогда человек задумывается о судьбе страны.
Интеллигенция начала XX века (в частности, поэты) отстаивала свою позицию посредством вызова обществу: это символисты, футуристы.
Жизнь интеллигенции того времени очень трудна. Представители ее преследовались, но они продолжали отстаивать свободу слова, и это было для них главным.
Многие из поэтов покинули Россию, многие были расстреляны, но они не изменили своим принципам: не быть рабом, и газеты, журналы оставались их трибуной, они по мере возможности влияли на общественное мнение.
Ленин был прав, уничтожив оппозицию?
Оппозиция нужна. Она подталкивает человека работать по-иному, по-новому.
Современная интеллигенция во многом отличается от интеллигенции начала века. Она служит часто тому, кто ей платит, предоставляет на льготных условиях помещения для театров, студий, клубов, предавая интересы всего российского общества, забывая о своей роли, которую она исторически призвана сыграть для возрождения России.
Русский философ Семен Франк писал: “Религия служения земным нуждам и религия служения идеальным ценностям сталкиваются между собой, и, сколь бы сложно и многообразно ни было их иррациональное психологическое сплетение в душе человека-интеллигента, в сфере интеллигентского сознания их столкновение приводит к полнейшему истреблению и изгнанию идеальных запросов”.
Анализ подходов
Итоги форума
В качестве одного из выводов можно привести слова И.Фихте: “Всякая основательная история не может и не должна быть не чем иным, как генетическим ответом на вопрос о причине, каким образом возникло современное состояние вещей и какие причины заставили мир сложиться как раз таким, каким мы его видим перед собою”.
Каждый отвечал на вопрос: что бы вы предложили членам Государственной Думы?
Ответ: почаще обращаться к истории Отечества.
Провели гражданский форум:
З.В.МУРИНА,
учитель истории;
Е.А.СЛЕСАРЕВА,
учитель литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте