search
main
0

Причины конфликтов

Урок литературы в 8 классе с использованием ИКТ

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Задачи:

учить выстраивать цепочки логических умозаключений с помощью методики Эдварда де Боно «Мышление шести шляп»;

научить управлять своим мышлением, отделяя эмоции от логики, творчество от информации;

развивать творческое воображение;

воспитывать нетерпимое отношение к проявлению любой агрессии.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентации учеников, учебники «Вокруг тебя – мир…».

Ход урока

Вступительное слово преподавателя. Знакомство с понятием «конфликт».

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – предельно обостренное противоречие. Ученые классифицируют их следующим образом: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные.

Конечно же, серьезное исследование – это задача ученых. Мы же с вами попытаемся разобраться на уровне тех знаний, которыми вы обладаете в силу своего возраста. Исследовать проблему мы будем путем анализа трех текстов: фантастического рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие», фрагмента из мемуаров журналиста Дмитрия Покровского «Очерки Москвы», фрагмента повести французского писателя Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова».

Чтобы не потеряться в обилии информации, мы решили организовать работу по методу Эдварда де Боно «Мышление шести шляп».

Две группы у нас представляют «Белую шляпу»: они отобрали по двум первым текстам важную информацию, позволяющую более четко понять сюжет произведений. Две группы представляют «Красную шляпу», они выражают только эмоции. Есть у нас группа, представляющая «Желтую шляпу». Они задумались над тем, какие художественно-выразительные средства используют авторы текстов, почему и насколько это обоснованно. Некоторые ребята примерили «Зеленую шляпу» творчества. «Синюю шляпу» мы примерим в конце урока, когда подведем итог организации нашего мышления на уроке. Пока у нас не присутствует лишь «Черная шляпа» – критика. Дело в том, что грамотному выражению критического суждения нужно еще научиться, поэтому она у нас появится позже, в старших классах.

Работа над фрагментом из мемуаров Дмитрия Покровского «Очерки Москвы»

Показ презентации группы «Белая шляпа» (руководитель – Александра Чегаева).

Показ презентации группы «Красная шляпа» (руководители: Лидия Процевская и Анастасия Абрайтите).

Опираясь на представленную информацию, ответьте на вопросы:

Какова главная причина появления кулачных боев?

Можем ли мы назвать кулачные бои конфликтом?

Когда, в какой период проведения боев все-таки возникал конфликт?

Почему с нарушителями так жестоко расправлялись?

Запись в тетради: причина конфликта – нарушение правил боев.

Просмотр видеофрагмента «Кулачный бой во время Масленицы» из художественного фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»

Обратите внимание на то, как герой легко вклинивается в толпу и начинает драться, не имея личной неприязни ни к одному из участников боя.

Работа над фрагментом повести Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова»

Определим причину конфликта. (Работаем с первыми пятью абзацами, стр. 33).

Кто находится в бурском военном госпитале? (Буры и англичане).

Как они относятся друг к другу?

Кто по национальности доктор Тромп? Назовите его род занятий. (Голландец, ученый-энциклопедист, хирург, стр. 35.)

Группа «Зеленая шляпа». Дима Кнак читает отрывок из повести (монолог доктора).

Давайте определим причину противоречия: «Люди с невозмутимым спокойствием готовились к новой битве», но в то же время раненые «перемешаны… по-братски».

Назовем вторую причину конфликтов: люди против воли втянуты в конфликт по вине руководителей государств.

Работа над фантастическим рассказом Роберта Шекли «Абсолютное оружие»

Показ презентации «Белой шляпы» (руководители: Марина Иванова и Карина Бобынина).

Показ презентации «Красной шляпы» (руководитель Мария Жарая).

Рассказ начинается предложением: «Эдселю хотелось кого-нибудь убить». А часто ли в жизни мы употребляем словесную угрозу «убью»?

Часто ли в жизни у нас возникает желание убивать реально? (Чаще всего эта угроза звучит образно. Она дает понять тому, на кого направлена угроза, до какого состояния доведен произносящий ее).

Оказалась ли первая фраза в рассказе образной в мыслях и желаниях Эдселя?

В чем заключается принципиальное отличие абсолютного оружия от всех других типов оружия? Термин «абсолютный» (от латинского absolutus) – достигший высшего предела; совершенный, полный.

Абсолютное оружие – это «облако», поблескивающее «металлическим отсветом», «гигантский», «огромный рот под двумя немигающими глазами» – бесчувственными, холодными, равнодушными к своим жертвам. Это «чудовище», «оно», способное говорить и пожирать как спокойную, так и активную протоплазму. Каждому марсианскому типу оружия, найденному героями, соответствует марсианское средство защиты. Так, от лазерного пистолета может защитить голубая стена – мощное силовое поле, синтеты управляемы при помощи рычага. Защиты от абсолютного оружия нет. В рассказе оно наделено сознанием (говорит, ощущает протяженность во времени, способно рассуждать и так далее).

Определим третью причину конфликтов: жадность, жажда власти, желание достичь своей цели любой ценой.

Как вы думаете, кто в марсианских войнах мог победить, используя абсолютное оружие?

Выступление «Зеленой шляпы». Посмотрим, как наши ребята представили абсолютное оружие. Сначала зачитаем, как оно выглядело в рассказе (зачитывают фрагмент).

Но ребята отошли от конкретного описания, и каждый представил свое видение этого объекта. Художественный образ они создавали в программе Paint (рис. 1).

Вот такую иллюстрацию Дима Кнак нашел в Интернете (рис. 2).

А вот таким это чудовище увидели бывшие выпускники гимназии (рис. 3). Фотомонтаж выполнен с помощью программы PhotoShop.

Знакомство с моделью «трех миров»

Согласно теории развития творческого воображения Генриха Альтшуллера, человек живет в трех мирах. Первый – это реальность, которая нас окружает. Второй – мир образов. Так мы оживляем предметы реального мира, делая его красочным. Третий – мир фантастики.

Название «фантастика» как литературного жанра произошло от греческого слова phantastike – искусство воображать. В фантастическом произведении изображается нереальный мир, в котором угадывается реальная человеческая жизнь.

Научная фантастика предлагает как позитивные модели будущего (утопии), так и негативные (антиутопии).

Презентация «Желтой шляпы» (руководитель Нина Харитонова). Ребята проделали немалую работу. Им было предложено сравнить художественно-выразительные средства в двух текстах: фантастическом рассказе «Абсолютное оружие» и повести «Капитан Сорви-голова». Посмотрим, к каким выводам они пришли.

1) Знакомство с литературоведческим символом (художественным образом, воплощающим какую-нибудь идею):

водянистое солнце, невероятно-голубое небо, крупные звезды;

солнце почти скрылось за горизонтом, и над красной пустыней протянулись черные длинные тени; угасающий свет дня.

Американские ученые запустили на Марс межпланетную станцию с марсоходом на борту, который работает там уже в течение десяти месяцев. Реальные изображения мы можем наблюдать на сайтах в Интернете. Но и по сей день наряду с реальными фотографиями в Сети размещаются фотомонтажи с фантастическими сюжетами. (Просмотр слайдов с изображением фотографических снимков поверхности Марса.)

2) Пейзаж. Герои действуют на фоне марсианского пейзажа. Какое настроение он передает? (В рассказе это аллегорическая картина гибели цивилизации.) Основные цвета при описании пейзажа – красный и черный. И это тоже символ. Где еще в рассказе используются эти цвета? (Предупреждающие об опасности: «черная шкатулка», пурпурная форма синтетов, «черный ящик».)

Подведет итоги «Синяя шляпа». Давайте прокомментируем, как мы организовали наше мышление на уроке. Помогло ли оно нам понять причины конфликтов и предостережение писателя-фантаста Шекли об опасности, происходящей от бесконтрольности над действиями людей?

В разные времена люди понимали, как важно соблюдать определенные правила в ходе силового конфликта. (Рубрика «Знаешь ли ты…», стр. 38.)

В условиях вооруженного конфликта международное гуманитарное право ограничивает воюющие стороны в выборе методов и средств ведения войны. Эти ограничения необходимы для того, чтобы война не приняла крайне жестокий характер.

Вернемся к наблюдениям ребят из «Желтой шляпы». Их удивили эпитеты и сравнения – «джентльменская пуля», «пуля, чистенькая, как кухарка». А ведь доктор Тромп их использует не для красного словца. Во второй половине XIX века в военных действиях стали применяться разрывные винтовочные пули. С военной точки зрения они не были более эффективны, чем обыкновенные: и разрывная пуля, и обыкновенная при попадании могли вывести из строя лишь одного противника. Однако ранение от разрывной пули доставляло крайне тяжелые страдания раненым.

В 1868 году по инициативе правительства России в Санкт-Петербурге собралась международная военная комиссия. Итогом ее работы стала Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Это был первый международный договор, зафиксировавший конкретные ограничения в средствах и методах ведения войны.

Домашнее задание

Опираясь на тексты Роберта Шекли и Луи Буссенара, а также на информацию, помещенную в рубрике «Знаешь ли ты…», дать развернутый письменный ответ на вопрос: «В чем смысл ограничений, которые необходимо соблюдать всем участникам вооруженного конфликта?»

Татьяна РАЗВОДОВА, учитель русского языка и литературы

Гурьевск, Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте