На предыдущих уроках мы говорили о достоинствах и недостатках человека. Давайте вспомним, какие качества человека называются достоинствами, а какие недостатками. (После ответов ребят предложить желающим выполнить задания по карточкам). Пригласить двух учеников к доске, чтобы на табло поставить таблички, на которых перечислены недостатки и достоинства.
Люди, чем больше имеют, тем больше желают.Юстиниан
Работа со всем классом: показываю картинки с героями мультфильмов, предлагаю учащимся определить, у кого из героев развито то или иное качество, та или иная черта характера. Затем читаю стихотворение, а ребята должны выписать в тетрадь те качества человека, о которых идет речь.
В дождь, в ураган, в нелегкий час
Спасет товарищество нас.
И вам запомнить с детства нужно:
Ведет товарищество к дружбе.
В беду попасть совсем не сложно,
Тем, кто забыл про осторожность.
Ты осторожностью своей,
Спасешь себя, спасешь друзей.
Достичь вершины захотелось?
Зови с собой в дорогу смелость.
Она всегда нужна. Кому-то
Поможет в трудную минуту.
Внимание – друг наш надежный,
прекрасный,
Оно помогает заметить опасность.
Внимание доброе всем нам знакомо,
И наше внимание нужно любому.
Печально, коль тебе в делах
Вдруг без причин мешает страх.
Но может страх от бед сберечь,
Тогда ему ты не перечь.
Ее прогнать подальше нужно,
Испортит жадность нашу дружбу.
Жди от нее проделок разных,
Не только в будни, но и в праздник.
Глупость ошибку повторит не раз,
Сделает это всем напоказ.
Глупость себя подведет и друзей,
Пусть поумнеет она поскорей.
Рассеянность, ну кто ж не знает,
Здоровью нашему мешает.
Достанем для нее из шкафа
Медали с надписью «растяпа».
Какие черты характера упоминаются в стихотворении? Правильно: страх, рассеянность, внимание, смелость, товарищество, осторожность, жадность.
Среди недостатков, которые нередко встречаются у людей, – жадность.
Что же такое ЖАДНОСТЬ?
Жадность – это стремление к наживе, желание иметь что-либо.
Жадность – отвратительное человеческое качество. Жадность являлась причиной ссор, преступлений, а иногда и войн.
Жадный человек никогда не может остановиться в своих желаниях. Ему всегда кажется, что он недостаточно богат.
Один из философов много веков назад сказал, что богатство не уменьшает жадности. И внешне жадины представляются обычно очень неприятными. (Показать ребятам рисунки, изображающие жадину).
(В класс входит «жадина»).
– Слышу, слышу. Обо мне разговор, только почему же вы меня не пригласили?
– Извините, а вы кто?
– Как кто? Жадина! Пришла познакомиться и подружиться с ребятами.
– Я думаю, что среди них вы не сможете найти себе друзей.
– А зачем вы за ребят отвечаете. Вы как раньше жадин представляли: толстые, некрасивые, противные. А вы на меня посмотрите: я милая, обаятельная и очень состоятельная. Будете со мной дружить, и у вас все будет.
– Присаживайтесь, послушайте мой рассказ, может быть, и вы поймете, что жадность никогда к добру не приводила.
Я хочу рассказать вам историю, которая произошла с царем Фригии.
Много веков назад в Древней Греции жил царь Мидас, был он очень жадным. Однажды бог Дионис предложил ему выполнить любое его желание, и Мидас попросил: «Пусть все, к чему я прикоснусь, превращается в золото». Он поднял ветку, и она стала золотой, дотронулся до кубка, и он превратился в слиток золота. Торопясь во дворец, он задевал мраморные колонны, и каждая из них становилась золотой.
Мидас сел за праздничный стол. Но лишь только он притронулся к хлебу, тот превратился в золото, и царь не смог откусить даже кусочка. И вино, лишь коснувшись губ Мидаса, тут же превратилось в чистое золото и его нельзя было выпить.
Голодный и злой Мидас выше из-за стола и принялся расхаживать по залу. В этот момент в зал вбежала единственная дочь царя.
– Привет, папа! – крикнула она и прежде, чем Мидас успел остановить ее, радостно обняла отца. И в ту же минуту она превратилась в статую из чистого золота.
– Моя жадность отняла у меня самое дорогое, – вскричал царь.
Вам жалко царя? Почему с ним случилась эта беда? (Из-за его жадности). Посмотрите, к чему может привести жадность.
(Сценка про двух жадных медвежат).
Пошли однажды два брата медвежонка по лесу гулять и увидели целую головку сыра. Очень обрадовались они такой находке, но заспорили, кому из них делить сыр.
– Давай я сыр разделю, я старше.
– Нет, лучше я делить буду, у меня глаз точнее.
Спорили, они спорили и увидели лисицу. Обратились они к лисе за помощью.
– Помоги нам, пожалуйста.
– Раздели сын поровну.
Согласилась лиса, разломила сыр. Один кусок получился больше.
– Неровно! Этот кусок меньше!
– Неровно! Этот кусок больше!
– Вижу, вижу! Сейчас я исправлю свою ошибку.
(И лиса откусила кусок от той половинки, которая была больше).
– Опять неровно!
– Этот кусок стал меньше!
– Не волнуйтесь, я сейчас их выровняю.
(И лиса вновь откусила кусок от большей половинки, оба куска вновь стали неровными).
Лиса откусывала по кусочку то от одного, то от другого куска, пока не осталось два маленьких кусочка.
– Возьмите, теперь они совсем ровные.
Чему учит эта история?
Правильно, нельзя жадничать.
Послушайте стихотворение Маршака «Жадина».
Гриша, Гриша, дай мне нож.
Ты обратно не вернешь.
Дай-ка, Гриша, карандаш.
Ты обратно не отдашь.
Гриша, Гриша, дай резинку.
Ты откусишь половинку.
Гриша, Гриша, дай чернил.
Ты бы сбегал и купил.
Вы бы хотели иметь такого друга, как Гриша? Почему?
В жизни каждого из нас бывают встречи с разными людьми, среди них есть, к сожалению, и жадные люди.
У известного педагога Василия Сухомлинского есть много рассказов, главные герои которых жадны. Посмотрите, к чему это приводит.
Кто же такой дед Карпо?
Дед Карпо привез на базар саженцы яблонь. Он разложил их на земле, посчитал – пять десятков. Хорошие саженцы, с сильными корнями и развитой кроной.
К деду подходили люди, спрашивали:
– Почем продаете саженцы?
– По полтора рубля, – отвечал дед.
– Это же дорого, дедушка, – говорили люди. – Продавайте по рублю.
– Не хотите – не покупайте, – отвечал дед Карпо.
Он видел, что другие продавали саженцы по рублю, а некоторые – и по семьдесят копеек. Когда солнце поднялось и стало припекать, цена на саженцы упала до пятидесяти копеек. А дед Карпо стоял на своем: полтора рубля.
Закончилась торговля, люди ушли с базара. Дед Карпо продал только пять саженцев.
Сложил он саженцы в мешок и понес домой.
На следующий день старик снова принес саженцы на базар, снова разложил и установил цену: полтора рубля…
Люди ругали деда, говорили ему:
– Смотрите, корни ведь засыхают… Разве можно мучить деревца? Они ведь живые!
Дед Карпо молчал.
Так было и на третий день. Никто не купил у старика ни одной яблоньки.
Дед сложил деревца в мешок и пошел домой.
Шагая по степи, он подошел к глубокому оврагу, развязал мешок и один за другим выбросил туда все сорок пять саженцев.
Жадный мальчик
Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».
Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:
– Это ты хотел сто порций мороженого?
Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
– Да… Если бы кто дал денег…
– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.
Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.
От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.
– Что же делать? – думает мальчик.
Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.
Через час съел еще две порции. Поплелся к школе.
Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.
У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому-то?
Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?
Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.
Ребята, вы согласны с автором, который назвал жадность червячком?
Вспомните, были ли у вас в жизни встречи с жадными людьми, легко ли с ними общаться? В чем вы испытывали трудности?
Посмотрите, у нас на доске написаны поговорки и пословицы, но произошла маленькая ошибка. Я предлагаю вам правильно соединить первую и вторую часть поговорки.
Жаден, как волк, а труслив, как заяц.
Жадное брюхо ест по ухо.
Жадный сам себе покою не дает.
Жадной собаке много надо.
Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.
(Спросить того, кто быстрее запишет в тетрадь правильно поговорки).
Прочесть рассказ В. Сухомлинского: «Металлический рубль».
Почему со Степаном никто не хотел сидеть за одной партой?
Ребята, скажите, к чему приводит жадность?
1. Может привести к болезни.
2. К потери близких людей.
3. К одиночеству.
4. К преступлению.
Жадина: Ребята, давайте со мной дружить. Неужели и я могу остаться в одиночестве? (Разворачивает конфету, хочет съесть).
– Ребята, я вас угощаю, давайте с вами дружить. Я не хочу больше быть жадиной.
Как было бы хорошо, если бы жадность совсем исчезла.
(Звучит музыка «Все мы делим пополам»).
Домашнее задание: нарисовать рисунок, изображающий жадность, найти пословицы и поговорки о жадности.
Светлана ЗВЕРЕВА, учитель граждановедения, Лихославль, Тверская область
Комментарии