search
main
0

При этом союзы да в значении и и или встречаются не очень часто, а союз и поистине вездесущ. Если вы попробуете найти в любом тексте (научном, публицистическом или художественном) страничку, на которой нет ни одного союза и, вам придется потратить немало времени, причем ваши поиски могут так и не увенчаться успехом.

К встрече с “опасными” союзами при письме необходимо относиться как к сигналу: “Осторожно! Не торопитесь! Разберитесь в предложении!”

Вспомним, как выглядят дороги сложного предложения.

I. Определяем, сколько грамматических основ в предложении

одна, две или больше

Вывод: предложение простое Вывод: предложение сложное

II. Определяем, чем соединены предложения

интонацией+безопасными союзами или союзными словами; повторяющимися “опасными” союзами и, да (и), или, одиночными “опасными” союзами и, да (и), или

Почему среди дорог в поисках секретов пунктуации одиночному союзу и с его приятелями да (в значении и) и или выделена специальная, “персональная” дорога, тогда как остальные союзы и союзные слова довольствуются одной дорогой на всех?

Все остальные союзы и союзные слова и даже эти “опасные” союзы, когда они повторяются, можно представить себе в виде человечков, несущих плакаты с надписью: “Требуем запятую!” И только и с приятелями держатся в стороне. У них в “руках” совсем другие плакаты: “Мы – “опасные” союзы!”

Об этих союзах “грамматика надвое сказала”, нужна перед ними запятая или нет. В одних случаях нужна, в других – нет.

В этой главе мы специально собрали все случаи вместе, чтобы вы могли окинуть их единым взглядом. Давайте их сгруппируем.

Первая группа – это сложные предложения. В этой группе свои проблемы: “быть или не быть” запятой перед и.

Вторая группа – это предложения с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами). Здесь свои “быть или не быть”.

Никого, по-видимому, не затруднит задача разделить на простые такое сложное предложение: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем почти без промежутка. В этом предложении вы, конечно, поставите запятую перед и.

Однако сложное предложение не всегда делится на простые “без остатка”. Например: У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В.Гоголь.) Первое предложение: У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета. Однако то, что останется, не может удовлетворить вас как полноценное второе предложение:…и рот несколько похож на букву ижицу. У кого? Да у Ивана Ивановича, конечно. Дополнение у Ивана Ивановича относится ко второму предложению так же, как и к первому, – оно является для них общим. Поставив запятую перед и, вы отделили бы Ивана Ивановича от его рта, и чей рот был похож на букву ижицу, осталось бы неизвестным.

Помните! Запятая не ставится между простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения, соединенного одиночным “опасным” союзом, если эти части имеют общий второстепенный член.

Но будьте осторожны! Иногда можно принять за общий такой второстепенный член, который в действительности общим не является.

Разберем предложение: У причала суетятся матросы, и торжественно отплывают в море корабли. Если вы решите, что у причала – общий второстепенный член, то получится, что корабли отплывают в море у причала, а на самом деле все обстоит не так: матросы суетятся у причала, а корабли отплывают от него в море. Общего второстепенного члена здесь нет, и запятая по праву занимает свое место.

Попробуйте с учетом этих знаний расставить знаки препинания в следующих примерах. В предложениях, где есть общие второстепенные члены, подчеркните их.

1. Рано утром солнце еще не палило так жарко и с моря веяло свежестью. 2. Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным. 3. Пугачев дал знак и меня тотчас развязали и оставили. (А.С.Пушкин). 4. Вчера во время грозы дождь шумел и ветер бушевал. 5. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. (М.Горький). 6. Не шевелится ни один листок вверху и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. (М.Пришвин). 7. После обеда затянулось небо и был дождь. (М.Пришвин).

Помните! Запятая не ставится между главными предложениями, соединенными одиночным “опасным” союзом, если главные предложения имеют общее придаточное.

Попробуйте применить эти знания на практике. Это трудно! Здесь надо серьезно вникать в смысл каждого предложения.

Расставьте знаки препинания в следующих примерах:

1. Ветер утих и дождь перестал когда мы были уже в пути. 2. Морозы стали слабее и начал падать мелкий снежок который охотники называют порошей. 3. Как только солнце начинает греть по-летнему нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать. 4. Пока собирались в обратный путь резко похолодало и подул сильный ветер. 5. Но едва Владимир выехал за околицу в поле как поднялся ветер и сделалась такая метель что он ничего не взвидел. (А.С.Пушкин). 6. Когда началась гроза игра прекратилась и дети побежали домой.

Попробуйте разобрать следующее предложение: Гаврила Гаврилович послал девчонку узнать от Марьи Гавриловны, каково ее здоровье и как она почивала. (А.С.Пушкин.) В этом сложноподчиненном предложении два придаточных относятся к одному главному, которое является их общим грамматическим и смысловым элементом. Поставив запятую перед и, вы оторвали бы главное и второе придаточное предложение друг от друга.

Попробуйте расставить знаки препинания в следующих примерах:

1. Получили известие что Волга встала и что через нее потянулись обозы. 2. Хотя бричка неслась во весь дух и деревня давно скрылась из вида он все еще беспокойно оглядывался. 3. Как раз в тот день когда продавец детских воздушных шаров прилетел во Дворец Трех Толстяков и когда гвардейцы искололи куклу наследника Тутти с тетушкой Ганимед произошла неприятность. (Ю.Олеша.) 4. По крыше выложили жесть. И дом готов и крыша есть. (В.Маяковский.) 5. Двор Ивана Никифоровича хотя был возле двора Ивана Ивановича и можно было перелезть из одного в другой через плетень однако ж Иван Иванович пошел улицею. (Н.В.Гоголь.) 6. Перед рассветом звезды бесследно исчезают небо расчищается и медленно выплывает солнышко. 7. Как только настала весна и солнце пригрело землю ласточка простилась с Дюймовочкой.

Окончание следует.

тобы было понятно, в чем суть предлагаемой идеи, вспомним сначала некоторые уже хорошо известные “модели” такого рода.

Пространство, как известно, имеет три измерения. С другой стороны, в десятичной системе счисления в классе по три разряда: разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен. И тут и там – тройка. На этом совпадении (а это всего лишь совпадение!) построен “золотой материал” у Монтессори для изучения детьми европейской десятичной системы записи чисел (она же называется арабской).

“Золотой материал” устроен просто и удобно, и в нем чувствуется какая-то однозначность. Кажется – только так и никак иначе. Основные единицы – бусинки. Наверно, когда-то в том первом саду Монтессори эти бусинки были золотистые, откуда и название материала. Они нанизываются на спицы – ровно по десять бусинок на каждую спицу. Это – десятки. Спицы соединяются в квадраты по десять спиц в ряд. Сотни. Квадраты соединяются в куб – в десять слоев. Получается тысяча.

Итак, единицы – шарики. А могли бы быть и маленькие кубики. Десятки – спицы размерностью единица. Сотни – квадраты, нечто двумерное. Тысяча – вновь куб с тремя размерами: шириной, длиной и высотой.

Сделать “золотой материал” самостоятельно не так уж просто. Даже если раздобыть все эти бусинки и спицы, получится не очень качественно. Потому наш брат, российский учитель и родитель, вооружен одним оружием – карандашом да бумагой. Вот и возникло желание: не придумать ли что-нибудь такое, что можно было бы рисовать на бумаге? К тому же и психологам удалось доказать, что “материальные” модели, то есть из дерева, пластмассы и т.д., немногим лишь лучше “материализованных”, то есть нарисованных на листе.

Первая идея, отсюда вытекающая, проста. А не начать ли рисовать эти золотые бусины и пластины, коль у нас их нет под рукой? Я попробовал сделать это со своими детьми. И не скажу, что вообще не получается. Оказалось, что рисовать кубы 10х10х10 даже на клетчатой бумаге слишком сложно, хотя и красиво. Не у всех детей хватает навыков рисования. Таким образом, этот вариант, в общем, отпадает.

В учебниках для школ, работающих по давыдовской системе, можно найти другой способ “моделирования” числа. Единица изображается квадратиком, клеточкой в тетради. Десяток – десять клеточек в ряд. Сотня – квадратик. А вот тысяча – опять десять квадратов в ряд. Тут, к сожалению, потерялось великое преимущество подхода Монтессори: совпадение размерности пространства и числа разрядов в классе. Ничего не поделаешь – у Монтессори модели пространственные, а картинки рисуют на бумаге, которая двумерна. Как же быть? Не возвращаться же к спичкам, связанным в пучки!

А впрочем, если присмотреться еще внимательнее к “золотому материалу”, то указанное преимущество перестает казаться преимуществом. Ведь на самом деле совпадение размерности физического пространства и числа разрядов в классах при записи чисел – абсолютно случайный факт! Почему в сознании ребенка десяток должен связываться с отрезком, а сотня – с квадратом? Это абсолютно ненужные связи. Важно лишь одно: форма единицы должна “транслироваться” при переходе от одного разряда к другому. Поэтому речь должна идти о фракталах. О фигурах, которые восстанавливают свою форму при изменении масштаба. О каких-то очень простых, очень элементарных фракталах, которые разбивались бы на десять элементиков, и это “транслировалось” бы на всех уровнях.

Сейчас слово “фрактал” (или, как иногда говорят, “фракталь”) уже многим даже нематематикам понятно, потому что на экране компьютера мы часто видим эти линии, бесконечно наращивающие количество поворотов, потому что этот мотив часто используется и в книжной графике. С тех пор как в 1904 году немец фон Кох открыл свою снежинку Коха, оказавшуюся математическим двойником настоящей ледяной снежинки, и после исследований американского математика Мандельброта, определивших фракталы как фигуры дробной размерности, проблемы, казалось бы, глубоко академические, приобрели широчайшую известность. И вот теперь, кажется, проникают и в методику математики.

Перебрал множество вариантов, наверно, все самые простые, а усложнять нельзя, модель должна быть простой. Например, не годится просто приставить друг к другу квадратики, так как 3х3=9, а нужно 10. Или – прямоугольные треугольники, потому что тоже получается 9, а не 10. В других вариантах получается 8 или 12, но почти никогда – заветная десятка. Что за заколдованное число такое!

И вот наконец – фрактал, который вы видите на первом рисунке. Мне кажется, он удовлетворяет всем требованиям: прост, нагляден, 10 компонентов, можно легко нарисовать, в особенности если есть сетка из треугольников, можно сделать также и мозаику. Нам, взрослым, родителям, учителям, такая модель чисел очень непривычна. Нам ведь самим числа давали по счетным палочкам. Но ребенок – ему она не должна быть непривычной, у него ведь еще не сформировались наши привычки. Но все-таки есть одно “но”. В нашем сознании не треугольник символизирует целостность, а круг. Это хорошо известно лингвистам. Даже само слово “целое” этимологически близко к слову “колесо” (цл – кл). А ребенок эти взаимосвязи чувствует очень здорово. Вот почему в развитие той же темы предлагаю рассмотреть еще и второй рисунок, где “на равных” присутствуют и тема треугольника, и тема круга.

Как “смотреть” эти рисунки? Во-первых, конечно, они бесконечны на плоскости. Пусть единицей считаются темные треугольник и круг. Десять единиц – это уже новый треугольник и новый круг – десяток. Теперь они вновь обьединяются по десять элементов, и круг, и треугольник на следующем уровне моделируют уже сотню. И так далее до бесконечности.

А можно – и наоборот. Каждый круг и треугольник делится на десять элементов, тот также на десять и так до бесконечности. Это – десятичные дроби. И как невозможно нарисовать на листе бумаги всех чисел, так невозможно нарисовать целиком весь фрактал.

Могут сказать: ну это мелочь, как рисовать числа. Возможно, мелочь. Но из важных мелочей.

Евгений БЕЛЯКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте