Одним из приоритетов в сфере образования до 2020 года останется ЕГЭ. Об этом 19 апреля этого года сказал президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с педагогической общественностью Санкт-Петербурга. Можно согласится с тем, с итоговая аттестация выпускников школ – важный фактор в системе образования, но уж не центр педагогического мироздания, в который он превратился в последние 10 лет.
ЕГЭ, Болонское соглашение и Концепция модернизации российского образования
В 2001 году постановлением правительства была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (дальше – Концепция). Этим документом предполагался целый комплекс взаимосвязанных мер. Что же реализовано из этого комплекса? После непродолжительной вялой дискуссии о достоинствах специалитета вузы перешли на новую структуру обучения – подготовку бакалавров и магистров. О том, как реализуются основные идеи Болонского соглашения – академическая мобильность, позволяющая нашим студентам использовать все европейское, не говоря уже о российском, образовательное пространство, снижение удельного веса аудиторных занятий (с 80 до 20% в большинстве европейских университетов) в пользу индивидуальных и практико-ориентированных форм обучения, речь не идет. Как решена «имеющая определяющее значение для будущего страны задача коренного улучшения качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки» (п. 2.3 Концепции)? А ведь предполагавшиеся изменения в высшей школе должны повлечь модернизацию средней школы, в частности «создание на ее старшей ступени гибкой системы профилей». На сегодня же в условиях подушевого финансирования и существующей демографической ситуации во многих школах на старшей ступени создано в параллели по 1-2, как их называют, общеобразовательных класса, а многие лицеи и гимназии стали многопрофильными и имеют на старшей ступени меньше классов в параллели, чем в среднем звене. Обеспечение профильности зиждется на «реальной разгрузке содержания общего образования». К сожалению, реалии – 7-8 уроков в день плюс занятия в субботу. Правда, сократился до минимума объем занятий по литературе, так как теперь по этому предмету отменен обязательный государственный выпускной экзамен. А ведь это единственный предмет, где обсуждаются нравственные и этические проблемы, формируются ценностные представления. В свое время в Калининградской области наряду с ЕГЭ по русскому языку был введен региональный экзамен по литературе, просуществовавший пять лет. Мы несколько упростили содержание билетов по сравнению с федеральными, сделав упор на вариативность выбора художественных произведений для чтения самим учеником. Как шутили тогда, «хоть, окончив школу, 15 стихотворений будут наизусть знать». Да и какой русский язык может быть без русской литературы?!
Потом право устанавливать региональные экзамены отменили, и мы имеем то, что имеем. А ведь регионализация образования, предоставлениe больших прав школам, о чем говорили участники встречи с президентом, «осознанная необходимость». Помнится, на одном из совещаний в Минобрнауки о сроках ЕГЭ министр образования Якутии сказала, что проведениe государственной аттестации выпускников с середины мая до середины июня республике не подходит: в это время вскрываются реки и добраться до пункта проведения ЕГЭ на санях учащиеся уже, а на лодках еще не могут. А представитель Адыгеи отметил, что выпускники школ, расположенных в горных аулах, плоховато владеют русским языком, в связи с чем КИМы нужно дифференцировать. Для Калининграда же важно «обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка», обязательный экзамен по которому за курс средней школы предусматривался Концепцией.
«Учитель» как довесок к основной профессии?
Концепцией же предусматривалось сделать школы государственными, что позволило бы перевести учителей в разряд госслужащих. Этот статус предполагает уход на пенсию в 60 лет при возможности продления трудовой деятельности до 65 лет на основании контракта. В России учителей готовили педагогические институты, однако в середине 60-х годов прошлого века большинство из них преобразовали в университеты. Так как по-прежнему они готовили учителей для региональных систем образования, это вылилось в то, что наряду с педагогическими вузами, в которых в полной мере изучались педагогика, психология технологии обучения и на каждом курсе студенты проходили практику в школах, в так называемых классических университетах выпускники приобретали квалификацию «учитель» как довесок к основной профессии за счет знакомства с отдельными разделами педагогики, психологии и краткосрочной школьной практики, о чем в дипломе делалась запись типа «физик, преподаватель физики», «филолог, преподаватель русского языка и литературы» и т. п. А впоследствии и вовсе учителем мог стать обладатель любого диплома.
Все это привело к снижению педагогического и методического уровней как в системе общего, так и профессионального образования. По существу всему, что называют в школе новациями и инновациями, выпускники университетов попросту не обучены. Придя в школу, они начинают постигать азы профессии. Однако времени на раскачку нет. Специфика работы в образовании заключена в том, что и молодой специалист, и заслуженный учитель, оставаясь наедине с классом, находятся в одинаковой ситуации. Овладев несколькими приемами, позволяющими худо-бедно управлять познавательной деятельностью обучающихся, через 3-4 года после начала работы учитель, по утверждению психологов, становится тем, кем он будет всю оставшуюся трудовую жизнь. Еще одна особенность профессии – подавляющее большинство учителей в отличие от других сфер деятельности начинают и заканчивают спустя 40-50 лет карьеру в той же должности. Это требует от педагога серьезной мотивации и воли к самосовершенствованию. Но даже для самых успешных должен быть определен примерный срок увольнения. Однако, достигнув пенсионного возраста, учитель на пенсию ПО СТАРОСТИ не выходит, так как сегодня ее размер не обеспечивает ему приемлемый уровень жизни.
Да и директора школ чаще предпочитают работать с пожилым контингентом, нежели с молодыми специалистами, которые могли бы привнести в школу дух современности. Не случайно наблюдается, можно сказать, массовый переход школьников на экстернат – личность учителя становится непривлекательной для детей.
По-видимому сейчас, в связи с переходом вузов на двухуровневую систему, наиболее благоприятный момент в коренном улучшении подготовки учителей.
Проект закона «Об образовании» предусматривает, что на начальной и основной ступенях обучения достаточно диплома бакалавра педагогики, а в старшем концентре должны преподавать магистры.
Требуется изменить подход к организации педагогической практики студентов. Студенты, приходя на практику в школу, должны понимать всю меру ответственности за участие в учебном процессе. Отношения между вузом и образовательным учреждением должны быть оформлены, на мой взгляд, соответствующим договором. Прохождение практики должно регламентироваться приказами, в которых оговариваются условия практики, взаимная ответственность сторон, руководство практикой и его оплата.
Написание курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций предполагает проведение педагогического эксперимента, осуществление которого должно быть оговорено нормативными документами МО, так как эксперименты проходят в условиях реального учебного процесса. Это позволит также повысить эффективность и практическую направленность педагогических исследований.
На законодательном уровне требуется решение проблемы социальной защищенности учителей. В частности, предоставления социального жилья, льготного ипотечного кредитования, с тем чтобы по прошествии какого-то времени в случае успешной работы передать это жилье в собственность. Особенно это касается молодых учительских семей.
10 лет назад опрос выпускников Калининградского госуниверситета показал, что многие из них, особенно молодые семьи, в случае социальной поддержки готовы связать свою судьбу со школой. Может, за прошедшие 10 лет материальная база, изменившееся финансовое положение и законодательство позволят как-то урегулировать этот вопрос.
Обсуждения требует также вопрос оплаты труда. По закону рабочая неделя составляет 36 часов, однако учителю платят за 18 уроков. Насколько новая система оплаты труда стимулирует творчество учителей?
Никак не могу согласиться с уважаемым Ефимом Лазаревичем Рачевским, предлагающим после 55 лет всерьез заниматься повышением педагогического мастерства. В этом возрасте уже пристало делиться опытом и высокой квалификационной категории должна соответствовать зарплата. Возможно, это позволит отменить пенсию за выслугу лет, зато соответствующим образом поднять и сделать достойной учительскую пенсию по старости.
Здоровье и физкультура
Отдельная проблема – сохранение здоровья учащихся.
С 1 сентября в школах введен третий урок физкультуры вместо нынешних двух уроков в неделю. Однако, как известно, занятия спортом, музыкой и иностранными языками только тогда дают результаты, когда они проводятся ежедневно. Задача школы – мотивировать учеников к тому, чтобы они самостоятельно дома выполняли физические упражнения. И здесь, как это ни непривычно звучит, требуется система организации домашних заданий по физкультуре.
В начале года в учебных заведениях организуется проверка физического состояния учащихся, результаты которой отражаются в классных журналах. Эта информация должна стать основой индивидуальной работы с учащимися и их родителями. У одних ребят нужно развить скорость, у других – ловкость, у третьих – физическую силу. Третий урок, учитывая нехватку залов, можно направить на то, чтобы учитель физкультуры проводил консультации для учащихся и их родителей по выполнению специальных упражнений, их объему, совместно намечались примерные сроки ожидаемых результатов и систематически анализировалась ситуация. Результаты этой работы оцениваются обязательными срезами физической готовности в соответствии с существующими нормативами по итогам года. Сдача нормативов, начиная с 4-го класса, может проводиться в форме соревнований. Здесь самое главное – обеспечить объективность проводимого контроля. А учащиеся 9, 10, 11-х классов могут получить положительные оценки по физкультуре только при условии выполнения соответствующих нормативов.
Это направление деятельности школ необходимо широко и постоянно освещать через районные и областные СМИ. Лучшие МОУ, их руководители и учителя, добившиеся наилучших результатов, могут удостаиваться ежегодных губернаторских премий.
Вторая смена. В Европе от нее отказались
Школьный режим должен носить здоровьесберегающий характер. К сожалению, процент школьников, обучающихся во вторую смену, несмотря на демографическую ситуацию, не снижается. А ведь время с 15 до 17 часов физиологи считают наихудшим для восприятия информации. Негативные последствия 2-й смены для здоровья и мотивации к учебе трудно переоценить. Хочу заметить, что не только Европа, но и наши соседи – бывшие прибалтийские республики СССР – давно уже отказались от 2-й смены.
Эту проблему можно решить двумя способами:
– контингент, разрешенный лицензией, должен исчисляться только с учетом обучения в одну смену;
– реорганизовать сеть школ, где имеет место обучение во 2-ю смену, таким образом, чтобы ныне существующие лицеи и гимназии стали полноценными профильными школами 3-й ступени, как это записано в Положении об общеобразовательном учреждении (сохранив 1-ю и 2-ю ступени для тех, кто проживает вблизи этих учреждений, с соблюдением существующих норм). Остальные школы должны стать девятилетними. Прием на старшую ступень в лицей или гимназию осуществлять по результатам итоговой аттестации в 9-х классах (по аналогии с приемом в вузы по результатам ЕГЭ). С одной стороны, такой подход повысит заинтересованность выпускников 2-й ступени в результатах учебы, c другой – позволит обеспечить полноценную занятость магистров педагогики, которые в соответствии со стандартами должны преподавать на 3-й школьной ступени, сделает старшую ступень профильной, как это предусмотрено Законом об образовании, даст возможность сэкономить средства, которые тратятся на обеспечение учебного процесса в школах, имеющих на старшей ступени по 1-2 класса в параллели.
А кто будет выбирать директора школы?
На прошедшей встрече было предложено директора школы выбирать. Во-первых, кто его будет выбирать? Может быть, школьные советы?! К сожалению, действенные формы самоуправления не приживаются в образовательных учреждениях, потому что они никому не нужны – ни директору, ни тем более вышестоящим управленческим структурам. А ведь идеи, высказанные в ходе в предвыборной кампании вновь избранным президентом по поводу муниципального и других уровней самоуправления, могут быть воплощены, если школьные советы получат всемерную поддержку и через них можно формировать определенный менталитет.
А во-вторых, из кого выбирать? «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков» (В.Высоцкий).
Директор – это в первую очередь педагогический лидер, хотя по-прежнему подыскивают на эту должность хозяйственника, добытчика. Уже пришла пора избавить директора от поиска денег на ремонт и т. п. Деньги есть. Достаточно вспомнить, сколько средств ушло на выполнение противопожарных мероприятий, хотя мне эти траты представляются не всегда разумными.
Поэтому, прежде чем выбирать директоров, может быть, начнем выбирать министров образования? Сейчас часто приходится слышать, останется Андрей Александрович Фурсенко или нет? Вопрос не в том, останется он или нет, а в том, что он или другие кандидаты могут предложить стране на очередную каденцию. И тогда, четко определив приоритеты и ориентиры, периодичность отчетности о результатах деятельности, можно доверить кандидату на должность министерский портфель.
Об авторе
Лазарь Моисеевич Фуксон, советник губернатора Калининградской области
Фото с ресурса http://centerpost.org/disk_eu/content/panorama/im-07.html
Фото с ресурса http://ntrpost.org/disk_u/ontnt/panorama/im-07.html
Комментарии