search
main
0

Прежде чем сдаваться,

попытайтесь отстоять свое мнение

Педагоги – народ увлеченный, неравнодушный, но иногда беспомощный перед проблемами, которые мешают работать. И напрасно. Многое зависит не от чиновников (как принято думать), а от их (педагогов) собственных решений. Надо просто давать себе труд следить за нормативными документами, рекомендательными письмами и отстаивать свое мнение.

С письмами педагогов дополнительного образования я отправилась к Алле Егоровой, начальнику отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ. Многие трудные вопросы оказались вполне разрешимыми.

– Алла Васильевна, возможно ли изменить нормативы по наполняемости? 15 человек вместо прежних 12 серьезно осложняют выполнение санитарных норм и техники безопасности, особенно в кружках радиоэлектроники. Педагогам трудно уследить за большим количеством детей, страдает творческий процесс.

– Инструктивных писем по поводу наполняемости из министерства не было. Здесь все по сути зависит от решений педагогического коллектива, отраженных в уставе. Это подтверждает 32-я статья Закона РФ “Об образовании”. “Компетенция и ответственность образовательного учреждения”: “1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ; Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения”. Здесь же п.2: “К компетенции образовательного учреждения относятся: 14) самостоятельное финансирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусматривается Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом”.

Теперь откроем Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. ╧ 233 с замечаниями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. ╧ 212. Смотрим п.27: “Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения”.

– Часто репутация педагога зависит от показателей отсева. Если они высоки, его обвиняют в некомпетентности.

– Добровольность – суть дополнительного образования. Сошлюсь еще раз на упомянутое “Типовое положение…” и п.27: “Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их”. Хорошо, конечно, когда опытный педагог уже на первых занятиях может правильно угадать направленность ребенка и помочь ему с выбором. Но часто бывает, что детей приводят родители, например, в хоровое пение. А они хотят делать самолеты в авиамодельном кружке. Выбор за ними, и он предполагает текучесть и естественный отсев.

– Непродуманность проведения аттестации заставляет многих отказываться от этой процедуры. Один педагог рассказал мне почти анекдотическую историю. Он радиоспортсмен, занимается с детьми спортивной радиопеленгацией – “охотой на лис”. Перед аттестацией комиссия решила уточнить: “Вы будете защищаться как радиотехник или как учитель физкультуры?” Естественно, он захотел защищаться как радиоспортсмен.

– На мой взгляд, процедура аттестации действительно осложнена отсутствием единого для всех Положения о порядке ее проведения. Региональные положения иногда оборачиваются самодеятельностью на местах. Художественное направление могут судить техники. А ведь аттестация предусматривает прежде всего объективность экспертной оценки. Думаю, положение кардинально изменится уже весной будущего года, когда появится новое положение с единой для всех процедурой аттестации.

– Дополнительное образование в России в основном бесплатное, доступное всем. Однако скудное госфинансирование не позволяет обеспечивать ребят необходимыми материалами для занятий. Как выходят из положения в регионах?

– К сожалению, дополнительное образование финансируется по остаточному принципу даже из средств, выделяемых на систему образования в целом. Деньги поступают только на 1 и 2-ю статьи, т.е. на зарплату и начисления. В регионах выходят из положения по-разному. Просят родителей купить ребенку краски, бумагу и прочее или некоторые кружки делают платными. Министерство со своей стороны старается поощрить талантливых ребят каждого вида деятельности. Через программу “Одаренные дети” они получают денежные премии. Из президентского резервного фонда выделяем деньги на материально-техническое обеспечение. Еще ряд программ позволяет обеспечить транспортом, оборудованием, компьютерными классами. Но эти возможности, увы, ограниченны. Если удается найти средства, за этим стоит огромная работа конкретных людей. В этом году во многом благодаря усилиям замминистра Е.Е.Чепурных более 20 детей получили денежные премии по 500 долларов.

Несколько облегчают работу педагогов системы дополнительного образования льготы. Например, те, кто работает на селе, получают 25-процентную надбавку к зарплате. Однако не все регионы решают вопросы об оплате коммунальных услуг для нашей категории педагогов. Хотя в соответствии с законом местные органы такие льготы давать могут.

Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте