Ребята нашей Астраханской области социальное проектирование считают любимым и увлекательным занятием.
Ученики сельской школы деревни Басы тоже не остались в стороне, а приняли активное участие. Творческой группой руководил А.Елизаров – преподаватель-организатор ОБЖ. Команда состояла из пяти человек – учащихся 8-10-х классов.
Главной темой среди других была названа «Власть на селе». Вот как это обосновали сами участники: «Это взгляд на проблемы, которые «раковыми метастазами» окутывают села. Решить их может, или по крайней мере должна, местная власть». Работа началась с писем, обращенных к губернатору Астраханской области, в которых отражены проблемы местности и тревога ребят о будущем села. Скажем, сочинение Сергея Дрозда на первое место выдвигает проблему безработицы, Александра Иванова говорит о досуге молодого поколения, а Александра Мамцева беспокоит деятельность колхоза, социальные проблемы.
Эти три письма подтверждают беспокойство за будущее сельской молодежи. В итоге участники проекта на основе обсуждения наболевших вопросов выбрали следующие: экологию, демографию, колхозные дела, экономическое положение семьи, благоустройство, быт, помощь школе, досуг.
Как видно, нерешенных задач немало, однако стоит обратить внимание на то, что на первом месте – экология. «Вода в нашей речке вообще не пригодна для питья. Ведь чего только в ней нет! Мусор, разбитые бутылки, банки, навоз. Вот почему так часто болеет местное население».
В итоге ученики школы с. Басы предложили осуществлять следующие мероприятия:
штрафные санкции к нерадивым жителям;
санитарное просвещение населения;
вывоз мусора Басинским сельсоветом;
восстановить работу фирмы «Ермак» по переработке отходов.
Вторая проблема – демография. Творческая группа привела статистику: в 2002 году – родились 20 детей, умерли – 22 человека; в 2003 году – родились 19 человек, умерли – 20 человек.
Большого разрыва между смертностью и рождаемостью нет, однако это сохраняется благодаря миграции северо-кавказских народностей. А это уже проблема, так как в селе вытесняются коренные национальности. Решение этого ребята видят в возрождении СПК «Степной». «Будет работа – будет оставаться молодежь, будут заключаться браки и рождаться дети. Это позволит сохранить лицо нашего села».
Третья проблема – колхоз – тесно переплетается со второй. Речь шла о сельхозпредприятии «Степной», главной ценностью которого является разведение грозненской породы овец. За время перестройки колхозное стадо сократилось с 40 тыс. до 6 тыс. Здесь, считают ребята, не обойтись без кредитования. «Будут кредиты – можно будет закупить маточное стадо и производителей».
Что же сделали школьники для реализации поставленных задач? Во-первых, они на пришкольном участке сами посадили картофель, реализовали урожай, а деньги пошли на хозяйственные нужды школы.
В следующем году они трудились на общественных работах. В результате были очищены от мусора Братский парк в центре села, парк при Дворце культуры. Проводилось санитарное спиливание деревьев. За урожай картофеля выручили 12000 рублей. На 7000 рублей закупили в школьную столовую 40 табуреток, остальные деньги – на хозяйственные нужды школы. В итоге школа улучшила свое финансовое положение.
Для решения вопроса, касающегося досуга в селе, учащиеся вместе с преподавателями ставят концерты и спектакли. А к 8 Марта провели 2 конкурса – «Рыцарский турнир» и «Конкурс красоты».
Что же касается бытовых проблем села, то творческий коллектив предложил открыть парикмахерскую, которой нет в селе, а местные жители вынуждены ездить в районный центр для того, чтобы постричься.
Помимо этих предложений ребятами были представлены шесть проектов реконструкции и благоустройства села, а именно – облагородить Братский сад, парковую зону, территорию церкви, парадный двор администрации, пустырь рядом со школой и территорию колхозной мойки («Роща лоха серебристого»).
Как видим, проблемы ребята решают далеко не детские, и, естественно, для их решения понадобится помощь взрослого населения. Ну что ж, если в с. Басы дети пытаются участвовать в разрешении взрослых проблем, то селу – быть! Молодцы, ребята!
Комментарии