search
main
0

Презент от когнитивной психологии. или PowerPoint в системе образования

Традиционно документы, создаваемые с помощью приложения Microsoft PowerPoint, позиционировались как визуальное сопровождение к устному докладу, что в точности соответствовало понятию «презентация». Однако обзор опыта применения этой программы в системе образования позволяет сделать вывод о том, что, по крайней мере, в отечественной практике сложились новые, нетрадиционные направления использования презентаций*.

А теперь рассмотрим самый редкий и нетрадиционный способ использования PP-презентаций – различного типа и уровня. Наверняка среди вас найдутся не только свидетели, но и авторы подобного рода разработок. И это просто замечательно, ибо за рубежом до подобного не додумался пока никто (по крайней мере у меня свидетельств тому пока нет).

Комментарий «УГ»*См. также статьи Александра ДЯТЛОВА «Девять этапов», №1, 2007 год, Сергея БУКИНИЧА «Слайд-помощь», №1, 2007 год, Нины КОПТЮГ «Обучи себя», №4, 2008 год, «ИКТ в образовании».

Вот обобщенный список задач, возможных к решению на основе PowerPoint (далее – РР) в учебных заведениях:

создание визуального ряда к лекционному занятию или устному докладу;

разработка дидактического пособия для самостоятельной работы учеников;

разработка материалов и сопровождение мероприятия комплексного характера (отчет о деятельности учреждения, концертная программа, тематический вечер и так далее).

Заметим, что изучение опыта решения двух последних задач приводит к некоторому размыванию понятия «презентация». С одной стороны, это мероприятие по предъявлению аудитории некоторого проекта, товара, результатов деятельности специалиста или целого коллектива. А с другой – документ, созданный при помощи PP независимо от целей разработки и способа его применения.

С моей точки зрения, такая двойственность порой приводит к путанице и искусственной подмене методологических принципов использования популярного программного средства. Дело в том, что акценты, расставляемые в совокупности методологических принципов, при решении столь различных задач различаются кардинальным образом. Все это, правда, ни в коей мере не относится к этапам технологической подготовки элементов контента – графики, текста и так далее – и технологии их размещения на слайдах. В данном случае речь идет о смысловом наполнении элементов, их визуальной «образности», о смысловом и образном взаимодействии всех элементов контента между собой и живой речью лектора.

Для более наглядного объяснения сложившейся ситуации используем метафору «Ножницы». Изначально PP предназначался для организации визуального сопровождения к устному докладу. В нашей метафоре эта исходная точка соответствует винтику, скрепляющему части ножниц (рис. 1). Соблазн использования доступного и простого в освоении средства объединения и организации взаимодействия элементов контента различного типа привел к выделению двух принципиально различных направлений использования PP: подготовка материалов дидактической направленности и сопровождение различного рода мероприятий.

Различие этих двух направлений использования средств презентационной графики кроется в определении приоритетных целей, обусловливающих перечень решаемых задач, способов их решения и, в конечном счете, определяющих методологию применения инструментария. Вот только несколько вопросов, сама возможность постановки которых подтверждает справедливость сказанного:

Обязательно ли наличие графики на слайдах? Если да, то сколько и какой?

Обязательно ли наличие текста? Если да, то сколько и какого?

Нужно ли включать в состав презентации звуковые фрагменты? Если да, то какие и для чего?

Необходима ли интерактивность при работе с презентацией? Какого уровня?

Необходима ли организация навигации? Как? Для чего?

Ответы на эти и многие-многие другие вопросы весьма различаются в зависимости от ответа на основной вопрос: для чего и почему было так необходимо создание конкретно этой PP-презентации?

Презентация к докладу

Передача информации при помощи речи – достаточно мощное средство коммуникации, потому как основана она на использовании вербального канала. Нет такого понятия или идеи, которую квалифицированный специалист не смог бы объяснить словами, например, устно. Однако в этом случае остается практически незадействованной ведущая сенсорная модальность человека – зрение. Более того, возможность использования образного канала обработки информации (как аудиальной, так и визуальной) ограничивается лишь применением интонаций и пауз, жестов и мимики лектора. Следует согласиться с тем, что для объяснения материала имеющихся средств явно недостаточно. Именно для разрешения этой проблемы сначала применялись плакаты, а затем диапозитивы (слайды) и слайды PP-презентации в наши дни.

При использовании PP для решения данной задачи основная цель – внушить публике идею значимости, преимущества, превосходства объекта презентации (организации, идеи, результатов деятельности) по отношению к другим объектам того же класса. Достигается это через доступное, логичное и обоснованное предъявление достоинств объекта и повторение его основных отличительных особенностей (название, характерные черты, количественные характеристики). Успешность мероприятия определяется тем, насколько разработчику презентации и лектору (в идеале это один человек) удалось выполнить разделение необходимого потока информации на аудиальный и визуальный потоки с обязательным взаимодействием между ними. Немаловажным фактором является также создание и поддержка положительного эмоционального фона во время мероприятия.

Об успешности презентации говорят следующие критерии:

наличие положительного эмоционального отклика аудитории – большинство из присутствовавших людей может сказать, что мероприятие ему понравилось и он уносит приятные впечатления;

устойчивое запоминание повода проведения мероприятия и объекта презентации – значительная часть аудитории способна вспомнить, что здесь были представлены продукты такой-то фирмы или результаты деятельности такой-то организации;

способность воспроизвести общую логическую цепочку доводов из содержания мероприятия – некоторая часть аудитории способна объяснить, чем именно и почему представленный объект заслуживает особенного внимания или превосходит другие объекты.

К методологии использования PP для презентации как мероприятия следует добавить несколько важных идей, сформировавшихся в последние годы на основе идей когнитивной психологии.

1. Презентация PP – визуальное сопровождение к докладу. Это хотя и необходимое, но именно сопровождение, поэтому основа успеха – краткость ее содержания (не в ущерб смыслу!). Основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея! Как этого добиться? Следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, широко используемый, например, в программировании: необходимо представить каждую сложную идею как систему более простых идей. Сказанное в полной мере относится и к слишком «нагруженным» элементам контента, в особенности к таблицам, схемам и диаграммам.

2. Презентация PP – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов. То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную, но индивидуальную структуру и содержать графический элемент, несущий в себе зрительный образ как основу идеи слайда. Цепочка образов презентации должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует пониманию материала презентации и воспроизведению в памяти основы ее содержания (посредством ассоциаций). Уже стал хрестоматийным пример использования образа табурета на трех ножках при объяснении идеи о трех основополагающих принципах деятельности фирмы, использованный одним толковым менеджером в своей презентации.

Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными. Если вы хотите, чтобы аудитория унесла по окончании мероприятия не только общее понимание сказанного, но и некоторые конкретные данные, используйте раздаточный материал: небольшие буклеты, содержащие собственно данные, с привязкой к графическим элементам – образам, использованным на слайдах.

3. Люди уже пришли на ваш доклад, а значит, его тема изначально вызывает интерес. Поэтому не стоит использовать броские цветовые решения и элементы анимации только под лозунгом привлечения внимания к содержанию. Заинтересованную часть аудитории вы этим только отвлечете от сути предмета, а «спящих» может привлечь разве что сам эффект, но не уже упущенный смысл мероприятия. Ваша основная цель – поддержать имеющуюся заинтересованность публики. Как этого добиться? Для этого вам, в частности, придется заняться драматургией: согласно законам жанра презентация должна иметь три стадии – завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, она должна быть ориентирована именно на данную аудиторию, ее уровень компетентности, интересы, систему моральных ценностей и так далее.

Презентация к лекции

Транспонирование «классической» презентации на задачи обучения дает возможность подготовки наглядного (в широком смысле) материала к лекционным занятиям. Однако различие в целях использования PP разительно. На первое место в списке целей выходит понимание логики изложения, причинно-следственных связей, характеризующих каждый изучаемый объект как систему и/или элемент системы. Эмоциональный фон, эстетика оформления играют свою роль, но явно уходят на второй план.

Безусловно, понимание внутренней логики изучаемого материала основывается на запоминании состава каждой системы, названий ее элементов, их сущностных характеристик. Поэтому методология разработки сопровождения к лекции основывается на пошаговом, строго структурированном и регламентированном продвижении от частного к общему. Несмотря на использованный способ выражения мысли, общая логика презентации может быть построена на основе как индуктивной, так и дедуктивной схемы. Но в любом случае залогом успешности обучения является методология организации смысла посредством его разделения между словами и образами, звуком и изображением с последующим их сочетанием, дополнением и взаимодействием.

При подготовке визуального сопровождения к лекции на основе PP основное внимание следует обратить на разделение (но не дублирование) смыслового наполнения между словами лектора и содержимым каждого кадра. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени. Более того, вербальное наполнение должно взаимодействовать с образами на основе положений когнитивной психологии. В ходе лекции заранее распределенные (на этапе подготовки) смысловые потоки сливаются, взаимно дополняя друг друга. В этом случае эффективность обучения увеличивается за счет:

разделения информации между сенсорными системами;

разделения информации между вербальным и образным каналами обработки;

взаимного дополнения и интерференции зрительных и слуховых ощущений, смыслового наполнения образов и слов.

В результате приведенных рассуждений следует выделить несколько общих правил использования PP для организации презентации (мероприятия) и сопровождения к лекционному занятию:

1. Подавляющая часть вербального содержания выражается аудиально – это живая речь человека. Такой подход дает массу преимуществ, в числе которых достаточная гибкость изложения, естественность и возможность коррекции темпа.

2. Визуальное сопровождение содержит цепочку образов, выражающих основные идеи и позволяющих выразить основную суть кратко и наглядно, а в дальнейшем, на основе сформированного ассоциативного ряда, припомнить основную линию рассуждений и некоторые ключевые факты и данные.

3. Предпочтительная последовательность слайдов – линейная. Достаточна реализация навигации на примитивном уровне: «предыдущий слайд – следующий слайд».

PP-презентация

как дидактическое пособие для самостоятельной работы учащихся

Следует признать, что использование

PP-презентаций как способа организации учебного содержания не является его прямым назначением.

Сложившаяся в отечественной практике обучения традиция упаковывать в одно учебное пособие заведомо избыточное количество информации, попытки совместить под одной обложкой и учебник, и справочник, и задачник, и хрестоматию была перенесена и на электронные учебные пособия. Естественно, что любая подобная попытка изложения огромного объема теоретических сведений на весьма ограниченной площади может быть реализована лишь на основе подавляющего своим объемом текстового (вербального по сути) изложения. С точки зрения объема ценной для учащегося информации задача может считаться вполне решенной. Но, с точки зрения самого ученика, извлечение смысла из такого объема текста – задача крайне сложная.

MS PP по своей природе вообще не предназначен для передачи текстовой информации. Не верите? Тогда ответьте на простой вопрос: «Если перед вами печатное пособие с альбомной (горизонтальной) ориентацией страниц, что вы ожидаете увидеть на каждой странице под его обложкой? Разве текст?!» Скорее всего – альбом фотографий или репродукций. Текст более ожидаем и вероятен при книжной (вертикальной) ориентации страниц. На самом деле приведенное замечание – не просто любопытное наблюдение. Ориентация и соотношение сторон страницы имеют определяющее значение при выборе ее дизайна. Каждый слайд PP-презентации представляет собой кадр альбомной ориентации с соотношением сторон 4:3. Признайтесь, не испытывали ли вы неудобств, пытаясь разместить значительный по объему текст на слайде? Едва ли не единственный (кроме набора в две «колонки») приемлемый способ решения подобной проблемы заключается в разделении слайда на две области: слева изображение, справа – текст (или наоборот). Имеется еще множество психологических предпосылок использования такого дизайна, но это вообще отдельная тема. Просто откройте приложение и посмотрите перечень предлагаемых макетов страниц.

Несмотря на все приведенные рассуждения, учителю и преподавателю практически невозможно отказаться от соблазна использования PP при создании учебных пособий. Да, несмотря на существование и, в общем, доступность разнообразных программных средств разработки дидактических пособий, PP по-прежнему остается самым простым в освоении и продуктивным в работе инструментом. На самом деле как только учитель берется за разработку дидактического пособия, ему приходится заниматься не только разработкой содержания, но подготовкой содержимого – элементов контента. А вот это уже задача для весьма и весьма подготовленного пользователя и даже, пожалуй, для специалиста в области не только компьютерных технологий.

Какова же основа методологии организации содержания дидактического пособия?

1. Пособие представляет собой систему блоков и элементов, каждый из которых самостоятельно и/или во взаимодействии с другими блоками и элементами способствует конструированию устойчивых ментальных представлений (смысла) у обучаемых по данной теме.

2. Любой информационный кадр (страница, слайд) и элемент контента воспринимаются сначала как образ независимо от его истинной природы. Например, сначала мы слышим звук и реагируем на его громкость, частоту, тембр, затем различаем, является ли услышанное фрагментом человеческой речи, и лишь на последнем этапе начинаем понимать смысл сказанного. Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, затем определяем наличие внутренней структуры и ее способ организации. Узнавание образов в графическом сопровождении требует некоторого времени и усилий. Особенно сложным является прочтение графиков, диаграмм, схем. Разбор и понимание текста – одна из самых непростых задач, которая по объему задействованных когнитивных ресурсов (внимание, память) и затрачиваемым усилиям превосходит даже чтение сложных схем.

3. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания. Поэтому начинать разработку необходимо с четкой формулировки основных дидактических целей и задач – все наполнение пособия и его оформление должно быть подчинено одной главной цели – сформировать понимание. Форма должна точно соответствовать содержанию. Формулируем мысль четко и кратко, не допуская недосказанности, равно как и двусмысленности или повторений. Сказанное относится не только к формулировке вербальных фраз, но и к подготовке элементов графического и видеоконтента.

4. Для снижения нагрузки на когнитивную систему обучаемого тщательно следим за соблюдением принципов разделения информационного потока между аудиальной и визуальной системами, образным и вербальным каналами кодирования. Соблюдаем принципы временного и пространственного согласования элементов: связанные по смыслу элементы предъявляются вместе и одновременно, не связанные – раздельно во времени и пространстве.

5. Опираемся на данные о количественных характеристиках когнитивных ресурсов человека. В первую очередь это касается числа одновременно удерживаемых в памяти и отчетливо различаемых структурных элементов. В описаниях зарубежной практики использования PP можно встретить правила в духе «На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов». Обоснованность подобных рекомендаций на данный момент еще не проверена экспериментально, но, на мой взгляд, они имеют определенный смысл.

6. Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, процесс запоминания новых сведений и конструирования нового смысла происходит гораздо быстрее и с меньшими усилиями, если у обучаемого есть предварительные знания по данной или смежным темам. Поэтому при объяснении принципов организации и функционирования сложных систем общая логика изучения представляется следующим образом:

список элементов системы или понятий (из чего состоит?);

структурная схема системы (как выглядит и где располагается каждый элемент?);

назначение элементов (каковы функции?);

их взаимодействие (что произойдет, если…?).

Это один из простейших вариантов реализации принципа декомпозиции.

Отдельный обстоятельный разговор необходим о способах организации вербального контента в рамках учебного пособия. Самостоятельная работа ученика с электронным документом не предполагает присутствия учителя, а значит, пособие в некотором смысле должно быть самодостаточным и не требовать дополнительных пояснений извне. В таком случае в силу требования краткости текстовых описаний часть вербальной информации следует реализовать при помощи аудиофрагментов. Такой подход дает разработчику дополнительные возможности. В частности, речевые пояснения не занимают места на слайдах, что позволяет оставить структуру экрана простой и достаточно понятной. Плата за преимущества – необходимость организации системы сигналов, позволяющих ученику без затруднений определить наличие, назначение и способ активации речевого сопровождения в структуре слайда.

Для организации структуры пособия следует использовать привычные для обучаемых системы сигналов. Так, например, среди компьютерщиков сложилась традиция использовать изображение двери как символ для кнопки «Выход», причем располагается она обычно в правом верхнем углу экрана. Для учеников же младших классов этот образ еще не является понятным в новом контексте, поэтому его стоит сопроводить небольшим речевым (не текстовым!) пояснением «Завершение работы с программой» (не стоит использовать в качестве звукового пояснения скрип двери, поскольку образ и без того узнаваем, а вот связанное с ним действие – пока нет).

Одна из самых привлекательных особенностей электронных учебных средств – конечно же, интерактивность. Организация интерактивного взаимодействия между учеником и программным средством позволяет решить две основные задачи:

вовлечь школьника в происходящее, превратить его из зрителя в соучастника;

передать управление темпом предъявления информации собственно обучаемому.

Самый распространенный и доступный способ выявления эффективности презентации – ее экспериментальное предъявление. Однако данный подход имеет явные недостатки. Новые лекарственные средства перед массовым применением проходят целую серию лабораторных испытаний – сначала на животных, затем на добровольцах. К сожалению, средства и методы обучения никак не могут быть проверены на животных. А жаль! Вряд ли оправданно приобретение личного опыта использования новых технологий за счет экспериментов над учениками. Современные исследования показывают, что одна из самых значительных проблем обучения связана именно с исправлением неверных представлений, своего рода брака в обучении. Поэтому знание основ методологии разработки учебного содержания крайне важно, и принцип «Не навреди!» становится одним из основных принципов не только для медицины.

для сопровождения мероприятий

А теперь рассмотрим самый редкий и нетрадиционный способ использования PP-презентаций – для сопровождения мероприятий различного типа и уровня. Наверняка среди вас найдутся не только свидетели, но и авторы подобного рода разработок. И это просто замечательно, ибо за рубежом до подобного не додумался пока никто (по крайней мере у меня свидетельств тому пока нет).

Впервые с опытом подобного применения PP я встретился на одной из конференций «Информационные технологии в образовании» несколько лет назад. Учителем русского языка и литературы была представлена презентация, использовавшаяся при проведении тематической викторины по предмету. Структура слайда: область вопросов и правильных ответов – занимает большую часть слайда и располагается справа; область результатов каждой из трех команд-участниц – слева вверху и отображает сумму баллов для каждой команды; поля ввода баллов, полученных за ответ на последний вопрос, – слева внизу. В ходе викторины на экран проецировался текст вопроса, сопровождаемый в случае необходимости графическим элементом. После того как команды озвучивали свои варианты ответов, на экран выводился правильный ответ. Учитель вводил баллы, полученные каждой командой, а сумма баллов автоматически отображалась в соответствующей области экрана.

В качестве примера собственного опыта применения PP при сопровождении мероприятий могу предложить следующее. Мне приходилось участвовать в организации таких мероприятий, как «День открытых дверей», «Вечер встречи», «Фестиваль самодеятельности». PP – до сих пор традиционный инструмент, позволяющий сделать подобное событие в жизни учебного заведения более красочным и насыщенным. Однако более всего в подобных случаях раздражает проецируемая на весь экран картинка рабочего стола и вид бессмысленно перемещающегося курсора (оператор опасается неожиданного перехода системы в спящий режим), который спустя некоторое время сменяется судорожным открыванием и закрыванием папок в надежде найти очередной ppt-файл (в лучшем случае – pps).

Дабы избавить зрителя от подобного безобразия, я поступаю следующим образом. Заранее готовлю отдельные презентации для каждого этапа мероприятия или художественного номера и сохраняю в виде отдельного файла с расширением ppt. При этом не опасаюсь использовать и видеофрагменты в качестве элементов контента. Подготавливаю еще одну презентацию – она будет содержать титульный слайд и слайд-оглавление, содержащий гиперссылки на каждую из уже готовых презентаций. Красочно оформленное оглавление к тому же может играть роль экранной заставки между отдельными этапами и выступлениями. Затем загружаю все подготовленные презентации в PP и сохраняю их в общей папке.

Что это дает? Во-первых, я получаю гарантию от фирмы Microsoft, что все мои презентации будут прекрасно себя вести на любом достаточно мощном ПК под управлением Windows независимо от того, установлен ли вообще пакет MS Office, поскольку демонстрацией будет заниматься специальное приложение – средство просмотра PowerPoint (из файла pptview.exe в папке выгрузки). При этом зрители увидят все размещенные на слайдах видеофрагменты (конечно, если в системе есть соответствующие кодеки), а не мое недоуменное лицо, выражающее одну весьма глубокую мысль: «А вчера все работало!». О технической подоплеке ситуации мы можем поговорить в следующий раз.

Во-вторых, зритель не увидит на экране ничего, кроме того, что запланировано мною заранее. При этом мне даже не придется переключать проектор в режим черного экрана или стоп-кадра, а вся деятельность оператора сводится к отслеживанию соответствия происходящего на сцене, отображаемого на экране и сценария, для чего он активирует нужную ссылку в нужный момент щелчком мыши. Завершение каждой из презентаций к конкретному номеру программы приводит нас к презентации-оглавлению. И так будет продолжаться до окончания всей программы.

Что увидит зритель? Начинается мероприятие со стильно оформленного слайда, объясняющего, куда именно вы попали сегодня вечером. Затем появляется слайд-оглавление, перечисляющий основные этапы сегодняшнего мероприятия. Таким образом, даже случайно попавший в актовый зал человек способен быстро сообразить, где он находится, что именно происходит в данный момент и что будет в программе далее.

А теперь о самом главном. О наполнении слайдов и организации взаимодействия между презентацией и происходящим на сцене.

Визуальное сопровождение следует использовать лишь в том случае, когда зрителю не на что особенно смотреть на сцене. Так, например, спустя несколько секунд после выхода на сцену ведущих или гостя, выступающего с приветственным словом, будет вполне уместно выполнить проекцию видеофрагмента или последовательности фотографий соответствующей тематики на задний план сцены или боковой экран достаточного размера. При подготовке подобного визуального ряда нужно особенно тщательно отбирать материалы для проекции. Некоторые изображения и сюжеты видеофрагмента могут вызвать слишком эмоциональную реакцию в зале, поэтому целесообразно использовать общие планы без явно выраженной сюжетной линии. Конечно, никакое звуковое сопровождение просто неуместно – слух зрителя уже занят. Даже музыкальное сопровождение следует полностью прекратить с первыми словами говорящего.

Замечательно выглядят на фоне визуального сопровождения литературные композиции, при этом затемнение зала позволяет зрителю отключиться от окружающей обстановки и полностью погрузиться в мир образов и слов.

Еще один пример: если вы заранее знаете, что выступающий с вокальным номером ученик смущается большой аудитории и не владеет навыками поведения на сцене – можете заранее заготовить серию картинок по сюжету исполняемой песни и, регулируя скорость их смены, отвлекать внимание зрителя от наиболее неудачных моментов выступления. Кроме того, грамотно подобранные изображения положительно влияют на общий эмоциональный фон номера, усиливают эффект сопереживания сюжету песни, а сочетание ненавязчивых эффектов смены картинки придаст выступлению столь необходимую динамику.

А вот чего нельзя делать ни в коем случае, так это показывать рекламный ролик вашего учебного заведения при исполнении танцевальных или акробатических номеров. В это время зритель должен и желает смотреть на сцену. На экране же следует отображать оглавление или статичную заставку. Единственное допустимое сопровождение в данном случае – музыкально-ритмическое. Но эта задача прекрасно решается и без PP.

***

Применение положений когнитивной психологии к практике использования популярного приложения MS PowerPoint позволяет не только понять суть взаимодействия между человеком и презентацией, но и прогнозировать эффект ее применения. Последнее имеет решающее значение, поскольку разработка эффективных пособий возможна только при опоре на научно обоснованную методологию. Коротко говоря, нельзя приступать к созданию презентации, не выяснив, каким именно образом ее содержимое воздействует на человеческое сознание.

Игорь КОВАЛЕНКО, преподаватель ИКТ Каменского педагогического колледжа, Ростовская область

P.S. Материалы или необходимые ссылки по теме приведенных здесь размышлений можно найти на сайте www.codida.by.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте