search
main
0

Превратится ли падчерица в любимую дочь? Государственная Дума намерена бороться с дискриминацией «дошкольников»

Детские сады, которые среди всех образовательных учреждений находятся в самом бедственном положении, – сегодня, пожалуй, главная боль и забота Общероссийского профсоюза образования. Еще год назад профсоюз предлагал включить дошкольные учреждения в национальный проект «Образование», но пока не нашел поддержки у федерального центра. В очередной раз свои предложения о том, как можно исправить ситуацию, представители ЦК профсоюза высказали на «круглом столе» «Гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования: законодательный аспект», прошедшем в Государственной Думе РФ. В дискуссии, организованной Комитетом ГД по образованию, кроме законодателей участвовали педагоги-ученые из разных институтов, общественные деятели и, конечно, представители исполнительной власти.

В первую очередь – сократить очередь

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию:

– Вопрос о развитии дошкольного образования для нас весьма актуален. Все мы знаем, что в последние годы демографическая ситуация улучшается: с 2002 года в России повышается рождаемость, и если количество учеников в общеобразовательных школах сокращается, то количество детей дошкольного возраста за период с 2004 года увеличилось почти на миллион человек. Число воспитанников детских садов выросло примерно на 800 тысяч и на первое сентября прошлого года составило около пяти миллионов. Для сравнения, в общеобразовательной школе учатся 13 миллионов ребят, а детей дошкольного возраста около 9 миллионов.

Проблема, конечно, связана с тем, что на сегодняшний день не хватает мест в учреждениях дошкольного образования. Более миллиона детей ждут очереди, чтобы попасть в садик. Охват детскими садами и яслями за последние два-три года увеличился и сейчас составляет 81 процент. Но для России, конечно, это очень низкий показатель. Мы должны принять самые срочные, неотложные меры, чтобы эту проблему решить.

Вторая проблема – это повышение социального статуса работников дошкольных учреждений. Зарплата у них самая низкая и в системе образования, и в бюджетной сфере. От этого страдает качество услуг, которые оказывают дошкольные учреждения.

Должен сказать, что за последние годы и Министерство образования и науки, и профильный комитет Государственной Думы, и другие комитеты проделали определенную работу, в министерстве разработан комплекс мер по развитию дошкольного образования. Во многих регионах приняты специальные целевые программы.

Весь вопрос нынче в том, как увеличить количество мест в детских дошкольных учреждениях, как вернуть те учреждения, которые в 90-е годы были приватизированы или перепрофилированы, особенно ведомственные детские сады. Это огромная проблема и для крупных городов, и для сельской местности. Многие программы, которые разработаны в субъектах РФ, как раз предусматривают решение этих вопросов. Возврат учреждений в сеть дошкольного образования – это поддержание материально-технической базы, выделение дополнительных средств на ремонт, на оснащение детских садов. И, конечно же, предусматривается строительство новых учреждений.

В 2006 году был принят федеральный закон, в соответствии с которым установлены предельные размеры родительской платы. Также в рамках работы по улучшению демографической ситуации в России законом установлены компенсации части родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях. И в 2007 году, и в 2008 году на эти цели в федеральном бюджете, в бюджете Рособразования выделено 8 миллиардов рублей. Хочу подчеркнуть, что за первого ребенка компенсация составляет 20 процентов, за второго – 50 процентов, за третьего – 70 процентов. Средний размер компенсаций в 2007 году составил 267 рублей. Правда, есть проблемы организационного характера, связанные с их выплатой. Иногда приходится ехать за 100 километров, чтобы оформить получение компенсации порядка 50 рублей. Поэтому возникло предложение не выплачивать компенсацию, а, наоборот, вычитать ее сумму из родительской платы. Тогда родителю не придется ходить по многим инстанциям, а будет работать система «одного окна».

Родителям нужно предоставить широкий выбор услуг

Игорь РЕМОРЕНКО, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ:

– Какие регионы сейчас наиболее выделяются предложениями в области обновления систем дошкольного образования? Широко известна практика Москвы, где ежегодно строят 100 дошкольных образовательных учреждений.

В Вологодской области начат процесс возврата детских садов, помещения которых использовались не по назначению. Здесь видна динамика: в 2006 году было 50 групп, в 2007-м – 40 групп, в 2008-м – порядка 20 групп.

В Архангельской области для оказания услуг дошкольного образования стали использовать сеть бывших школ, которые перепрофилировались или становились филиалами.

Интересен опыт Перми, где началась паспортизация услуг дошкольного образования. Это делается не только для чиновников, которым становится легче управлять дошкольными учреждениями, но и для родителей, которые, имея достаточно многообразные запросы к дошкольному образованию, могут выбирать учреждения, оказывающие соответствующие услуги. В Перми отработана проблема использования возможностей негосударственных образовательных учреждений, частных лиц.

Известен опыт Тюменской области, в которой из 486 дошкольных учреждений 257 стали автономными. Раньше это были некоммерческие организации, которые оказывали соответствующие услуги. Надо сказать, что это позитивно сказалось на охвате детей дошкольным образованием. С 72 процентов в 2006 году он увеличился до 81 процента при среднем показателе по Сибири 53 процента. Видимо, родители доверяют дошкольному учреждению, где есть крепкий хозяйственник, который может гибко расходовать бюджетные ресурсы и подстраиваться под интересы родителей.

В Красноярском крае создана специальная краевая программа «Дети», в рамках которой осуществляется дополнительное финансирование к национальному проекту «Образование», грантовую поддержку получают дошкольные муниципальные учреждения и выплачиваются денежные поощрения воспитателям.

В Челябинской области аналогичная работа идет по выплате грантов лучшим воспитателям. 100 лучших детских садов также получают соответствующую поддержку. Можно сказать и об опыте Калмыкии, где с 2007 года проводится конкурс среди дошкольных образовательных учреждений на соискание премии главы республики. В общем, определенные сдвиги в регионах видны, и они позволили улучшить показатели по дошкольному образованию.

В прошлом году началась выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования. Выплаты пошли с федерального уровня, и в этом была принципиальная стратегия: мы поддержали потребителя, поскольку дошкольное образование по Конституции не обязательный уровень образования, но важный как для перспективного развития страны, так и для граждан, которым эти услуги необходимы. По прогнозам, в 2008 году компенсацию будут получать более четырех миллионов человек.

Необходимо сказать и о содержании дошкольного образования. Разработана примерная общеобразовательная программа «Воспитание, образование и развитие детей старшего дошкольного возраста». Ее подготовку координировал федеральный Институт развития образования, программа будет направлена в регионы. Сейчас кабинет министров работает над концепцией долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года. Конечно же, там находят свое отражение и вопросы дошкольного образования. Начатые действия по повышению охвата дошкольным образованием, по приоритетному образованию детей старшего дошкольного возраста должны быть продолжены. Нам необходимо обновлять видовое разнообразие дошкольных учреждений, поэтому мы как можно больше вариантов пытаемся прописать, зарегламентировать, внести в закон. Нам кажется, лучше не ограничивать регионы и предоставить гражданам большой выбор услуг дошкольного образования.

Второе направление работы – поддержка образования детей в возрасте до трех лет. Эти три года должны быть насыщенными, интересными не только для малышей, но и для мам, чтобы в течение этих лет они не теряли квалификацию и выходили на работу профессионалами в своем деле. И здесь важны клубные формы работы. На наш взгляд, дошкольное образование детей до трех лет нуждается в разработке специальных программ, рекомендаций, финансовых механизмов. Сегодня идет активная застройка новых микрорайонов. Почему бы не использовать хотя бы для клубных форм работы первые этажи зданий? Это тема, которая очень волнует руководителей муниципальных структур. Они неоднократно ее поднимали, так как действующие градостроительные нормы запрещают использовать первые этажи зданий под оказание услуг дошкольного образования. На наш взгляд, надо тщательно проработать все санитарные требования и, как и в других странах, разрешить это делать.

Кое-что уже сделано по долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений. На наш взгляд, необходимо распространять эти подходы, делая прозрачной систему финансирования. И так же, как и в системе общего образования, переходить к новым системам оплаты труда, которые позволяют вводить в штат дополнительные единицы, привлекать в дошкольные учреждения инструкторов по физкультуре, других специалистов и делать образовательную среду более насыщенной и интересной.

Государство должно разделить ответственность с муниципалитетами

Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Одна из самых острых проблем сегодня – производство игрушек и других товаров для детей. Это вопрос безопасности, здоровья детей, он очень важен, потому что более 70 процентов игрушек, которые продаются сегодня в России, произведены в Китае. Мне довелось стать участником Второго конгресса производителей детских товаров, которые создали свою ассоциацию. На конгрессе речь шла о налоговых преференциях, о государственной поддержке. Наверное, было бы очень правильно, если бы эти процессы шли навстречу друг другу. Мы должны оградить детей от игрушек, которые приносят вред здоровью, создать условия для воспитания патриотов своей страны. Наши дети должны воспитываться на национальных традициях, на традициях тех героических сказок, на которых все мы выросли.

Нельзя забывать: право на дошкольное образование – конституционное право. Мы не можем ссылаться только на 15-ю статью 131-го Закона «Об основах местного самоуправления», где речь идет о том, что обеспечение доступности образования находится в компетенции муниципального района. Если мы будем только таким образом трактовать ответственность за реализацию конституционного права, то не решим всех тех задач, которые необходимо решать. Именно поэтому в марте прошлого года профсоюз обратился к федеральным органам власти с предложением включить систему дошкольного образования в национальные приоритетные проекты. 22 тысячи телеграмм и обращений от коллективов дошкольных учреждений поддержали наше предложение. Пока мы не получили желаемого отклика, однако этим не ограничились. Наши территориальные организации встречались с органами власти на местах, проводили «круглые столы». И профсоюзу удалось обратить внимание власти на необходимость за счет региональных и местных бюджетов принять меры по дополнительной поддержке как дошкольных образовательных учреждений, так и самих работников.

Что показал этот сложный процесс? За 2007 год только 36 субъектов Федерации предприняли действительно кардинальные меры по поддержке лучших организаций и лучших работников, по повышению уровня оплаты труда дошкольников. Остальные – нет. И не потому, что власть не понимает важности этого вопроса, а потому, что действительно не хватает средств.

Если ограничен срок реализации ПНПО, тогда нужно думать о государственной программе, нам необходимо решать эти вопросы именно в силу того, что надо реализовывать конституционное право граждан.

Настало время вспомнить и о том, что лишь несколько статей Закона «Об образовании» касаются правовых отношений в сфере дошкольного образования, отношений с организациями, работники которых хотят устроить своих детей в дошкольные учреждения, компенсации затрат на содержание этих детей. Все эти специфические вопросы должны найти отражение в законе о дошкольном образовании либо в специальном разделе образовательного кодекса, если такое намерение есть у сторонников его формирования.

Мы можем обратиться от имени участников «круглого стола» к правительству с тем, чтобы ускорить решение вопросов, связанных с преодолением дискриминации в отношении педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Например, по поводу увеличения продолжительности отпуска, по поводу педагогической нагрузки воспитателей, по поводу права на досрочную трудовую пенсию для заведующих дошкольными образовательными учреждениями, установления доплат за работу с родителями. Это те неотложные меры, которые позволили бы повысить социальный статус работников дошкольного образования и остановить отток квалифицированных кадров.

Нужно решать не только вопрос о создании дополнительных мест для устройства детей, но и о повышении качества дошкольного образования. Сегодня (страшно назвать эту цифру) только 26-28 процентов воспитателей имеют высшее образование. Но и эти данные получены за счет специалистов (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов) и заведующих. Непосредственно воспитатели имеют очень низкий образовательный уровень, и понятно почему. Их зарплата составляет 44 процента от средней по экономике, а в каждом втором регионе она еще ниже.

Комплекс мер по развитию дошкольного образования, о котором говорил Игорь Михайлович Реморенко, нужный документ. Но мы же прекрасно знаем, что те меры, которые предусмотрено реализовывать, будут носить в основном рекомендательный характер, они не подкреплены ни финансовыми, ни кадровыми ресурсами. Необходима все-таки государственная программа.

1 февраля 2008 года в Новочеркасске состоялось первое заседание Совета по развитию местного самоуправления, после чего было принято постановление Правительства РФ №107 от 21 февраля, которое утвердило правила предоставления в 2008 году субсидий из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований. В этом постановлении установлен механизм расчета потребности в объектах социальной сферы, в том числе и в детских садах. Речь идет только о 2008 годе, но, наверное, было бы правильно, если бы такой механизм оказания помощи субъектам на строительство дошкольных учреждений, других объектов социальной сферы, был утвержден в законодательном порядке. Ситуация в регионах разная. Для «круглого стола» мы подготовили данные по федеральным округам. Это не показатель охвата детей дошкольным образованием, а показатель удовлетворения потребности. То есть соотношение очередников и тех, кто уже получает услуги дошкольного образования. Наибольшие проблемы в Сибирском федеральном округе. Если в Приволжском, Центральном и Северо-Западном округах мы видим удовлетворение потребности на уровне 88 процентов, то в Сибирском – 54 процента. Здесь есть объективные обстоятельства. Они связаны с более разрозненным расселением, с тем, что трудно найти поблизости учреждение, которое окажет соответствующие услуги. И здесь наиболее актуальны программы обновления сети дошкольных учреждений.

Детским садам поможет нормативное финансирование

Владимир ЛИВШИЦ, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Многие проблемы возникают не только от недостатка средств, хотя мы все прекрасно понимаем, что сегодня дошкольное образование получает менее половины того, что должно получать, но и от древних, рудиментарных систем финансирования.

Согласно закону норматив финансирования определяет субъект Федерации, а финансирует дошкольное образование муниципалитет. Причем если дошкольная группа находится в школе, то она финансируется через субвенцию, а если не в школе, то из собственных средств муниципалитета. В каждом муниципалитете сегодня отдельная система оплаты труда. То есть проведение единой государственной политики невозможно, пока мы не внесем изменения в закон.

Наши предложения связаны с внесением поправок в статью 29 Закона РФ «Об образовании». Собственно говоря, мы предлагаем заменить «общеобразовательные учреждения» на «образовательные учреждения», поменять одно слово, и тогда субвенция пойдет в дошкольные учреждения.

Мы считаем, что это крайне принципиальная позиция, которую в свое время не удалось отстоять. Мы понимаем, что субъекты РФ, поскольку 80 процентов муниципалитетов у нас дотационные, все равно эти деньги дают. Но они дают их в виде трансферта, а каждый глава муниципалитета перераспределяет их так, как позволяет его внутренняя позиция. Здесь необходим единый подход, и финансирование при этом должно идти по программам: в зависимости от того, сколько детей в муниципалитете осваивают ту или иную дошкольную программу, столько средств и должно закладываться в субвенцию. В этом случае, по нашему мнению, субъект РФ сможет нормально исполнять свои обязанности, ведь в Конституции и в Законе «Об образовании» записано, что именно субъект отвечает за реализацию прав населения в области образования. Он не сможет отвечать, пока сам не будет этим процессом руководить.

Мы предлагаем также внести изменения в Типовое положение о дошкольном учреждении. Оно архаично, потому что не изменялось много лет, и сегодня напрямую противоречит законодательству. За что мы берем родительскую плату в детских садах? Если читать Конституцию, мы вроде бы делать этого не должны. У нас в одной строке совершенно в одинаковых выражениях говорится про общее и дошкольное образование, однако со школьников мы плату не берем, а с дошкольников берем. За что? За оказание социальных услуг. Но это нигде не прописано. Поэтому мы предлагаем непосредственно в типовых положениях указать, что учредитель берет родительскую плату за оказываемые социальные услуги в тех пределах, которые ограничены федеральным законом.

Почему это важно? Вот сегодня мы говорим о группах кратковременного содержания детей. Если мы следуем той логике, которую я описал, то должны признать: в группах кратковременного пребывания социальные услуги не оказываются, значит, они должны быть бесплатными. То есть само образование бесплатно. По-хорошему нужно внести такое положение о дошкольном образовании в закон. Но, понимая, что сделать это сложно, предлагаю закрепить соответствующую норму в типовом положении.

Сегодня школы участвуют в комплексном проекте модернизации образования, дошкольные образовательные учреждения не участвуют. В школах зарплата повышается на 30 процентов хотя бы потому, что вводится стимулирующий фонд, у дошкольников эти 30 процентов отсутствуют. Школы переходят в режим нормативного финансирования, дошкольники по-прежнему остаются вне системы нормативного финансирования. Мы попробовали провести мониторинг. Кроме Самарской, Новгородской, Московской и Псковской областей, которые сегодня участвуют в эксперименте по нормативно-долевому финансированию, еще четыре региона так или иначе внедрили у себя нормативное финансирование. Во всех остальных норма закона о том, что дошкольные учреждения должны финансироваться на нормативной основе, не работает. Какие деньги сегодня идут в детский сад? Зарплата и пять процентов на прочее. Поэтому нет средств на приобретение игрушек, учебных пособий и других необходимых вещей. Нужны побудительные мотивы, чтобы перевести ДОУ на нормативное финансирование. Комплексные проекты модернизации образования в регионах становятся таким побудителем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте