Если два восьмилетних ученика средних способностей станут учиться у разных педагогов – с высокой и низкой квалификацией, то результаты их обучения за три года разойдутся на 50 с лишним процентных пунктов. Таков результат исследования, проведенного еще десять лет назад в США.
Конечно, проблемой привлечения в учительскую профессию ярких, умных и талантливых людей озабочены не только в Америке. Во многих странах мира системе подготовки педагогических кадров уделяется особое внимание. Ведь плохой учитель, особенно в ранние школьные годы, наносит большой, а зачастую невосполнимый образовательный урон.
Опыт пяти стран – России, Дании, Германии, Польши и Швеции – по проблемам совершенствования учительского корпуса, успешного профессионального становления и развития был в центре внимания на X Международной научно-практической конференции «Учиться и учить по-новому: вызовы времени». Юбилейная конференция состоялась в начале апреля в Калининграде. По сложившейся традиции ее организовал и провел Российский государственный университет имени Иммануила Канта совместно с Министерством образования Калининградской области и Комитетом по образованию администрации городского округа «Город Калининград». В работе конференции приняли участие 1837 человек. Среди них ученые, преподаватели вузов, психологи, педагоги школ и детских садов, профлицеев и колледжей, руководители и ведущие специалисты управлений образования, старшеклассники и студенты. Работа конференции проходила не только в стенах университета, но и в калининградских гимназиях и лицеях. После старта на ярмарке молодежных проектов «Мое представление об учителе» и пленарного заседания программа конференции продолжилась на восьми дискуссионных площадках и в тринадцати мастер-классах.
Знак качества
Результаты международного исследования PISA свидетельствуют: ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дают такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров. Не зря во многих странах введен экзамен на должность учителя, его лицензирование через внешнюю оценку. О том, как это реализуется на практике, на пленарном заседании конференции рассказала делегат из Санкт-Петербурга Ольга Акулова, профессор кафедры педагогики, начальник учебно-методического управления Российского государственного педуниверситета имени А.И.Герцена.
Анализ опыта зарубежных стран показывает, что наиболее эффективные системы школьного образования нанимают учителей из высшей по успеваемости трети выпускников школ: из 5% лучших выпускников в Южной Корее, из 10% — Финляндии, из 30% — в Сингапуре и Гонконге.
При процедуре отбора учителей особое внимание уделяется академическим достижениям кандидатов, их коммуникативным умениям и навыкам, мотивации к учительской работе. Для этой цели, например, в Сингапуре организован централизованный процесс отбора, которым управляют совместно Министерство образования и Национальный институт образования. В Финляндии на общенациональном уровне введен трехраундовый процесс отбора. Первый раунд включает экзамены и тесты на навыки счета, грамотность и даже умение решать проблемы. Претенденты с самыми высокими показателями получают допуск ко второму раунду. На базе отдельных университетов их тестируют по методикам, выявляющим коммуникативные навыки и готовность учиться, оценивают академические способности и мотивацию к учительской работе. Наконец, по окончании учительских курсов будущие преподаватели должны пройти еще один тест, устраиваемый работодателем. Он проводится в школах, где хотят работать соискатели.
Педагогам Калининградской области также в скором времени придется держать серьезный экзамен на ключевые профессиональные компетентности. На конференции министр образования Калининградской области Наталия Шерри представила новую модель повышения квалификации педагогов. Квалификационные категории (высшая, первая, вторая) предлагается отменить. Их роль в дифференциации зарплаты будет играть новая система оплаты труда, в частности, в положении о стимулирующих выплатах найдут отражение основные требования к результатам деятельности педагога. Квалификационное испытание станет обязательным, а не добровольным. Его банк заданий будет открытым, как и перечень компетентностей, – стартовые требования к квалификации учителя. Новая модель, отметила министр, безусловно, потребует доработки нормативного поля.
Директор Института современных образовательных технологий РГУ имени Канта Наталья Никулина особое внимание на конференции уделила подготовке учительских кадров в университете. Она ведется на факультетах по специальностям и в рамках получения дополнительной квалификации «преподаватель». Сегодня на специалитете азы учительского труда постигают 648 студентов. Пятый год университет ведет подготовку по направлению «Педагогика» в рамках уровневой системы «бакалавр – магистр» в Институте современных образовательных технологий. Для города и области – это хорошая кузница кадров. Сейчас, например, очень требуются специалисты для дошкольных образовательных учреждений. Первые выпускники направления «Педагогика» по профилям «детская практическая психология», «управление дошкольным образованием» уже пришли работать в образовательные учреждения. А в этом году к профессиональному страту будут готовы и первые выпускники-бакалавры профиля «психология и педагогика домашнего образования».
Фото автора
Самооценивание как метод улучшения процесса собственного обучения. Мастер-класс на такую тему провел на конференции Уве АМТОР из города Киль (Германия)
Комментарии